Найти тему
FSTOP

Интервью с дизайнером костюмов Юлией Новаховой

Зоя: Добрый день, дорогие подписчики, с вами снова Зоя Андреева, и мы продолжаем серию интервью с людьми, которые делают современное фигурное катание. Сегодня у нас человек из тех, кто обычно остается за кадром. Мы все знаем тренеров, постановщиков, конечно же спортсменов, а вот о дизайнерах костюмов известно не так много, и сегодня с нами один из них — Юлия Новахова.

Юлия Новахова
Юлия Новахова

Юлия: Здравствуйте, очень рада знакомству.

Зоя: Наша группа интересуется всеми проявлениями фигурного катания — это, конечно, и родители, и тренеры малышей, и сами малыши; те, кто делает дополнительные материалы, те кто ставит руки — словом,вы сами знаете, какой огромный штат людей стоит за спортсменом даже не топового уровня. Поэтому первый вопрос — были ли вы как-то сами связаны с фигурным катанием?

Юлия: Да, я была довольно тесно связана с фигурным катанием — моя дочка занималась этим спортом очень много лет, может быть кому-то она известна — ее имя Ева Новахова.

Зоя: Да, слышала.

Юлия: Процесс, связанный с костюмами, начался с детей. Сначала у меня занимались 2 девочки, но у одной это пошло не очень хорошо, и продолжила заниматься только Ева. Естественно, первые костюмы были для нее. Это было сначала на уровне хобби, просто мне нравилось шить для своих детей. Потом на катке ко мне стали обращаться родители, и я с удовольствием брала работу, было интересно, но опять же все на любительском уровне. На уровне профессиональном я занимаюсь дизайном и пошивом около 4 лет.

Зоя: У вас наверное есть профильное образование?

Юлия: Нет.

Зоя: Вы начали шить с нуля? Потрясающе. На самом деле родители достаточно часто помогают, особенно старшее поколение советских времён. Очень здорово, что у вас так получается.

Юлия: Это был долгий процесс, я не могла нигде этому научиться, поэтому все было постепенно, но у меня был свой живой манекен (смеётся), на котором можно было пробовать и примерять, а когда пошли заказы, то конечно стало сложнее, я не могла делать с ребенком по 10 примерок. Приходилось уже искать какие-то варианты, уроки. И к тому моменту, когда я уже вышла на приличный для себя уровень, только начали появляться уроки, видео, разнообразная информация. Хочется спросить — ну где же вы были раньше? Так что этот опыт появился далеко не сразу, но мне это нравится, я люблю этот процесс, поэтому с удовольствием развиваюсь, ищу какие-то новые идеи и моменты в создании костюмов.

Зоя: Меня поразило ваше игровое платье медсестры, я была в полном восторге. Часто ли вы делаете такие необычные вещи?

Юлия: Не могу сказать, что часто. И, пожалуй, такое платье было создано впервые, я ни разу не видела подобного на соревнованиях. Оно было сшито для маленькой девочки из другой страны. Музыка для меня была очень интересна. Пожеланием тренера было создать образ настоящей медсестры. Это далось очень нелегко, поскольку сам образ довольно банальный. Вообще хочу сказать, что очень помогают родители, они участвуют в создании костюмов для детей, присылают фотографии, находят интересные фишки и детали, которые могут быть очень важными.

Платье для Индры из Бельгии (Юлия Новахова)
Платье для Индры из Бельгии (Юлия Новахова)

Зоя: Вы упомянули, что это платье было для спортсменки из другой страны - уже есть иностранные заказчики?

Юлия: Да, много и заказывают не по одному разу, рекомендуют своим знакомым. Так что заказов по миру много, даже была мысль отмечать на карте страны, откуда были заказы. Всегда очень жду видео или фото соревнований от заказчиков, с удовольствием смотрю прямые трансляции, если про меня не забывают и дают ссылку. Смотрю, переживаю — для меня это очень важно.

Элизабет Турсынбаева в платье от Юлии Новаховой
Элизабет Турсынбаева в платье от Юлии Новаховой

Зоя: Да, платье — это очень важная часть образа, из которого складывается восприятие программы. Есть ли у вас костюм мечты? Например какой-то определенный образ или костюм для конкретной фигуристки?

Юлия: Не могу сказать, что есть костюм мечты, но всегда есть стремление сделать что-то интересное, необычное, непохожее на другие работы. В последнее время в фигурном катании мы замечаем некоторое однообразие, мода меняется, но очень медленно. Я знаю это не как дизайнер, а как мама фигуристки - родители и тренеры боятся каких-то изменений в костюмах, боятся того, что судьи не примут эксперименты. Есть определенный формат костюма, сложившийся давно, и существует боязнь перешагнуть эту грань. Я стараюсь экспериментировать, и если тренер и родители спортсмена дают свободу, то я делаю максимально оригинальный костюм, как например платье Сальмы Агамовой на прошедшем Первенстве. Это довольно смелый вариант использования камней, зеркал в костюме, что не так часто можно встретить в фигурном катании. Боятся обычно больших камней, крупных деталей на костюмах, наверное потому что это все может отскочить, придать костюму больший вес. Но производители тоже не стоят на месте и стараются делать максимально лёгкие детали для костюмов. При изготовлении мы все это учитываем, чтобы спортсмену было удобно, не доставляло дискомфорта, не отвлекало на льду. Мне интересно экспериментировать, мне хочется сделать что-то интересное. Пока у меня нет костюма мечты, но есть большое желание сшить костюм для известной фигуристки. Это желание любого мастера. Я считаю, что, возможно, у меня уже растут будущие олимпийские чемпионы, которым я уже шью костюмы.

Балерина Дария из Казахстана
Балерина Дария из Казахстана

Зоя: Расскажите о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь в работе

Трудности всегда бывают, без них никуда. Например, случаются недопонимания с тренером в процессе изготовления костюма. Я стараюсь учесть все детали, всё уточнить, чтобы потом, когда костюм будет готов, не пришлось что-то переделывать. Для меня лучше сшить новый костюм, чем переделывать.

Время идет, у меня накапливается опыт, растет уровень мастерства, поэтому я стараюсь исключить недопонимание еще на этапе создания эскиза, перед пошивом костюма. Недопонимание может возникнуть по деталям, по цвету, материалу. Если костюм уже на какой-то стадии готовности, и тренер говорит "Мне это/то/всё не нравится", то это очень сложно. Сложность заключается именно в переделке, это наверно самая неприятная ситуация для мастера. Ведь ты тратишь время на «переделку», и это может сказаться на следующих заказчиках, которые стоят в очереди на пошив и ждут свои костюмы. Такое случается, но сейчас у меня, слава богу, подобных ситуаций не возникает, потому что я стараюсь все уточнить еще на стадии эскиза.

Зоя: Сколько платьев получается сшить за сезон/за полгода?

Юлия: По-разному. Я пока работаю одна, и могу взять макимум 5 костюмов в месяц. Для меня главное не количество, а качество. Весь месяц расписан. Я знаю, сколько времени уходит на пошив одного костюма, закладываю какой-то запас, но всегда стараюсь отдать готовую работу намного раньше, чтобы ребенок почувствовал костюм на себе, прокатал его на льду. Если будут какие-то замечания, то я успею их исправить.

Последние два года спрос на костюмы растет, и у меня есть желание расширить штат, взять помощницу. Пандемия несколько изменила планы, но думаю, что скоро все встанет на свои места, и я начну искать помощницу. Больше рук - больше костюмов.

Зоя: На соревнования ходите?

Юлия: Стараюсь смотреть онлайн. Свои костюмы обязательно смотрю, ну и вообще соревнования, чтобы узнать, чем могут порадовать другие мастера. Мне интересны работы других дизайнеров. Кого-то отмечаешь для себя, поддерживаешь общение. У меня рядом с домом находится ледовый дворец "Москвич". В прошлом или позапрошлом году я ходила туда, смотрела выступления, было очень интересно.

Зоя: Есть ли стиль или мастер, который для вас является образцом для подражания?

Юлия: Я стараюсь не обращать внимание на технику или стиль другого мастера, просто рассматриваю костюмы, как интересную красивую работу. Хочется, чтобы моя работа исходила от меня, чтобы это была авторская подача от меня лично. Я категорически против повторов костюмов. Часто мне присылают костюмы других мастеров и просят "сделать такой же". В основном это работы очень известного российского мастера Ольги Рябенко. Но я не сторонница каких-либо повторов и сразу говорю, что работаю только со своими эскизами и идеями. Если клиенту нравится мой стиль работы, то я рада сделать для него красивый наряд.

Зоя: А как, собственно, возникает идея костюма?

Юлия: Конечно, я делаю заметки, люблю смотреть фотографии живой природы, высокой моды, костюмов из бальных танцев. Интернет настолько огромен, что проблем с вдохновением нет. Иногда просто закрываешь глаза, и возникает какой-то образ, цвет. Достаточно послушать музыку к программе и узнать пожелания тренера, как уже всплывает образ, с которым ты начинаешь работать.

Зоя: Это вдохновение или планомерная методичная разработка?

Юлия: В первую очередь — вдохновение. А потом уже все остальное.

Зоя: Я просто помню историю костюма, кажется, Пегги Флеминг, который шили в специальном оттенке какого-то вина, чтобы он понравился французам. То есть математического расчета нет, только вдохновение, порыв чувств?

Мне кажется, нужно ориентироваться не на какую-то группу зрителей или судейский состав, а на публику вообще. Нужно учитывать, что платье увидит весь мир фигурного катания, и считаться с общими интересами. Я думаю, что еще не вышла на такой уровень, но у меня все впереди и будут более глобальные задачи. Хотя, и у маленьких, и у больших фигуристов задачи в принципе одинаковые, поэтому ничего сложного не будет. Все будет красиво, точно и правильно.

Зоя: А на какие-то еще виды спорта шьете? Очень часто бывает, что сочетают, например, с художественной гимнастикой или бальными танцами.

Юлия: Да, у меня были заказы из художественной гимнастики, но, к сожалению, совместить все не могу. Поэтому я осталась в фигурном катании. Оно мне ближе, понятнее. От художественной гимнастики я далека, в нее надо вникать, во все процессы: технические, музыкальные, правила и во все остальное. Поэтому я это отложила на второй план и занимаюсь только фигурным катанием.

Зоя: Вы шьете одиночникам, парникам или танцорам?

Юлия: В основном одиночникам.

Зоя: Просто так получается или вы принципиально не берете парников?

Юлия: Наверное я еще не настолько известна. Парники ко мне не обращались. Ко мне обращались танцоры, но не парой, а девочки. У меня было две танцевальные пары, девочки. А так, в основном, одиночники, точнее одиночницы.

Ксения Цибинова в платье от Юлии Новаховой
Ксения Цибинова в платье от Юлии Новаховой

Зоя: А с чего начинает материально создаваться костюм? С сетки? С купальника?

Юлия: Основа это купальник. Ткань. Чаще всего, это сетка и бифлекс, высокоэластичная ткань, которая используется в спорте. Не только в фигурном катании, но и в других видах спорта: художественная гимнастика, бальные танцы. Весь декор, что мы видим, разрабатывается у меня на самом лекале. А дальше идет доработка с юбкой.

Зоя: Как подбираете сетку? Это большая проблема подобрать телесную сетку под тон?

Юлия: Я уже много лет пользуюсь итальянской сеткой. У нее нейтральный цвет, подходящий практически под любой тон кожи. Я очень рада, что ее нашла, у меня всегда ее много. За последние три года ни разу не было такого, чтобы я подбирала для кого-то отдельную сетку.

Зоя: Эту проблему вы решили.

Юлия: Да, это было проблемой раньше, но производители тканей не стоят на месте. Те же магазины тканей стараются помогать мастерам, привозить что-то интересное, красить ткани под заказ. Поэтому стало проще и легче в этом плане.

Зоя: А вышивку вы используете для украшения костюмов?

Юлия: Сама не вышиваю, а готовую вышивку да, это кружево, вышивка на сетке – готовые декоративные элементы.

Зоя: Как выглядит ваш стандартный день?

Юлия: У меня все идет в таком режиме: встала, пришла на свое рабочее место, которое недалеко находится — я работаю дома. Я всегда стараюсь заниматься одним костюмом. Сначала я делаю один, потом другой. Я не перемешиваю костюмы в работе, потому что не беру много заказов. Для меня главное взять работу, сделать ее, сдать и начать следующую. Так проще, образы в голове не перемешиваются. Я не хватаюсь за все подряд,чтобы было легче сконцентрироваться. Работа идет постепенно: подготовила, пригласила на примерку, сделали примерку, все отлично. Дальше я продолжаю работать с костюмом до конца, отделка, камни, крашу костюм. Костюм закончен, спортсменка довольна, ждет своих стартов. Бывают, конечно, очень большие загрузки. Бывают ситуации, когда накладывается костюм на костюм и мне приходится одновременно выполнять сразу два заказа. Такие ситуации возникают, когда кто-то не смог приехать вовремя на примерку, или нет нужной ткани. В такие моменты бывает очень тяжело, приходится работать с утра до ночи, круглосуточно. Мне нужно решать такие вопросы, чтобы это никак не сказалось на заказчике.

Юлия за работой
Юлия за работой

Зоя: Немного личный вопрос, а изначально по профессии вы кто?

Юлия: По профессии изначально я мама.

Зоя: Это понятно, мама фигуриста это отдельная работа. Мы как раз планируем сделать серию интервью с родителями, потому что мама в жизни каждого фигуриста это самый важный человек, обеспечивающий тыл.

Юлия: Сначала мы были все в фигурном катании, потом фигурное катание закончилось, и я посвятила себя своему новому увлечению, нашла себя в этом, работаю с удовольствием, мне нравится. В какой-то степени в фигурном катании и остались. Смотрим, наблюдаем…

Зоя: Прекрасно понимаю, у меня ровно та же самая ситуация, я давно уже не катаюсь, но продолжаю изо всех сил любить фигурное катание во всех его проявлениях. А снятся ли вам костюмы?

Юлия: Да, бывает очень плохо сплю, когда рабочий день затягивается по времени. Особенно такое бывает, когда идет процесс работы с камнями, т.е. расклейка камнями. Этот процесс, конечно, очень интересный, завораживающий, волшебный. Но в него погружаешься так сильно, приходится много думать, чтобы все было грамотно разложено. Чтобы при раскладке камней по костюму не было ничего лишнего, чтобы костюм не был перегружен или наоборот, не было так, что их очень мало. И если это происходит в позднее время, что когда я ложусь спать у меня всю ночь эти стразы в глазах: я постоянно что-то раскладываю, перекладываю, мозг не отдыхает, продолжает думать, думать, думать. Ложишься спать, а в голове костюмы, образы. Вроде отключаюсь от работы, думаю «все, Юля, надо отдыхать». Лежишь и хоп – что-то всплыло, какая-то идея и думаешь «отложу-ка я ее на завтра». Не перестаешь все равно думать: гуляешь, куда-то едешь, все равно в голове это крутится, вертится. Если стоит задача подготовить какой-то эскиз, образ, то голова не отключается. Не получается отдыхать.

-7

Зоя: Это типичная ситуация для всех в фигурном катании, это захватывает в любом случае. Что для вас вообще фигурное катание?

Юлия: Для меня на данной стадии это работа: делать красивые костюмы, доставлять удовольствие своим заказчикам. Не могу сказать, что я живу фигурным катанием. Да, я в нем была, я в нем осталась, мне нравится этот вид спорта, красивый. Мне нравятся костюмы, нравятся наряды, наверное поэтому я решила продолжить, перейти от хобби к профессиональной деятельности. Даже был как-то момент, когда я подумала, что больше не буду этим заниматься, мне кажется что я возможно не умею, у меня не получается. Но семья меня поддержала, сказали «У тебя все получается, у тебя все красиво, к тебе приходят заказчики, значит у тебя действительно хорошие костюмы». И после этого я поняла, что надо двигаться дальше, продолжать. И я вижу, что да, ко мне приходят фигуристы. У меня очень много знакомых еще с тех времен, когда мы были с дочкой в фигурном катании. Они приходят, мы общаемся, поэтому в какой-то степени я осталась в фигурном катании. Не могу сказать, что я поддерживаю то спортивное общение, как раньше. Я сейчас стала намного меньше знать фигуристов. В период, когда занималась моя дочка, я знала многих фигуристов, я их видела. А сейчас я больше погружена в свою работу и т.к. в основном у меня заказчики – маленькие дети, мало кто выступает на серьезных соревнованиях, а малыши это категория первый спортивный, второй спортивный разряды. И учитывая, что у нас детки приходят, уходят, это такой круговорот, я просто не успеваю за всеми следить. Мне хочется, чтобы я каждый год видела своих детей, но они, к сожалению, заканчивают с фигурным катанием. Поэтому я просто в работе и слежу, смотрю, общаюсь с теми, кого я знаю. Потому что все новые фигуристы, даже те, кто сейчас были на Первенстве Москвы, мне незнакомы. Я вроде их помню, когда они были маленькие, но да, они вышли на другой уровень и просто нет времени следить за ними… Работа, работа, работа, заказы. Стараешься выполнять свою работу и отслеживать фигурное катание по телевизору.

Зоя: Спасибо, Юлия, мне кажется у нас получился очень интересный разговор. Желаем вам удачи, надеемся, что из ваших заказчиков получатся олимпийские чемпионы и мы увидим ваши платья на высоких пьедесталах.

Юлия: Спасибо. Я уже работала с такими фигуристами, как, Дарья Паненкова, Даниил Самсонов. Все идет своим чередом. Главное, что нравится, что приходят, что я вижу свои костюмы и я довольна.

Даниил Самсонов
Даниил Самсонов

Зоя: Здорово. Спасибо, всего вам хорошего от нашей группы. С большим удовольствием будем видеть ваши дальнейшие работы.

Юлия: Спасибо большое, буду рада, если что обращайтесь, пообщаемся.

Источник фотографий: профиль Юлии в инстаграм yulia_n83a
Интервью провела: Зоя Андреева

Источник: https://vk.com/@fstop2020-dizainer-uliya-novahova-o-puti