Этот материал был написан несколько лет назад, но до сих пор интересен
Как бы ни манили археологов таинственные загадки легендарной столицы саков-массагетов, но приезжать в Чирик-Рабат раньше сентября резона нет. Причина весьма прозаична для этих мест. Песок днем нагревается до 60 градусов по Цельсию, окрестности же древнего града кишат змеями и насекомыми, среди которых не редкость ядовитые пауки.
– Вполне вероятно, таинственный город так бы и остался призраком в пустыне на границе с Карапалкакией. Вмешалось научное провидение в виде Хорезмской археологической экспедиции, которая работала в первые послевоенные годы, – размышляет Жолдасбек Курманкулов из Института археологии им. Маргулана. – Как известно, приоритет открытия многих археологических памятников Приаралья принадлежит участникам этой экспедиции, и ее не менее знаменитому бессменному руководителю, директору Института этнологии и антропологии Академии Наук СССР Сергею Павловичу Толстову. «Хорезмийцами» были найдены не только крупные укрепления-крепости, но и большие города. К ним относится столица саков-массагетов Чирик-Рабат с комплексом поселений вокруг него.
– Но сложилось так, что “прежде всего, были сняты сливки”, – признается участник тех раскопок Сергей Болелов, ныне старший научный сотрудник государственного музей Востока (Москва). – До конца ни один памятник изучен не был.
ПО СЛЕДАМ ХОРЕЗМСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
В рамках программы «Культурное наследие» досадный пробел решили восполнить в Институте археологии. Пять лет подряд руководил раскопками Чирик-Рабата, который находится в 300 км от Кызылорды, заведующий отделом первобытной археологии этого Института Ж.Курманкулов.
– Благодаря материалам исследований Хорезмской экспедиции удалось определить возраст расцвета чирик-рабатской культуры. Два её периода относятся на 5-й - 3-й и 3-й - 2-й века до нашей эры. То есть, как раз на “эпоху раннего железа”, – делится собеседник.
«Развалины Чирик-Рабата, – писал С.П.Толстов, – огромная древняя крепость, восходящая к середине 1-го тысячелетия до новой эры, окруженная системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более поздней античной крепости».
Во время самых первых раскопок пришлось срочно заняться мавзолеем, что в 7 км от Чирик-Рабата.
– Дело в том, что он был почти вымыт дождями и снеговой водой. Рыхлый грунт облюбовали для своих нор грызуны, лисы, волки. Прямо на поверхности оказались разбросанными человеческие кости и различные предметы. Нашли трехлопастные наконечники стрел, бусы, серьги, керамику, – то, что является «индикатором» того периода. А это 3-2- тысячелетие до новой эры. Мы их просто почистили. Это одна из обязательных охранных работ при исследовании аварийных памятников, – делится Жолдасбек Курманкулов.
Но самая большая неожиданность участников экспедиции, в которую, кроме алматинских ученых, вошли студенты и преподаватели КГУ им. Коркыт-ата, ожидала в подземельях Чирик-Рабата.
СОКРОВИЩА ЧИРИК-РАБАТА
Уже сегодня, не дожидаясь завершения раскопок, археологи полагают, что Чирик-Рабат прежде всего был городом-некрополем. А его мощные стены служили убежищем для окрестных жителей только во время опасности. Подлинное открытие принес небольшой раскоп на месте скромной впадины – обычно они образуются на месте жилищ. Тут же они оказались подземными склепами. На трехметровой глубине археологи попали в прямоугольную яму, где с востока на запад были выбиты катакомбные ходы каждый высотой почти в человеческий рост. Западный “подбой” успели полностью разграбить. Сохранился лаз, по которому спускались древние воры.
По мнению вчерашнего студента КГУ, а ныне аспиранта московского Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Рустема Дарменова, криминальная «разгадка» древности проста. Грабители взяли только самое ценное для того времени – железное оружие. Золото и серебряные украшения никто не трогал. Как полагают знатоки, «драгоценные изделия, в которых 97 процентов золота, наверняка были отлиты на месте».
Для историков самыми интересными находками оказались фрагменты голубого стекла, возможно, это была персидская чаша и два сосуда из монолитных кусков алебастра, а также фрагменты погребальной гипсовой маски. Найденные артефакты напоминают о связях жителей Чирик-Рабата с далекими по тем временам государствами Средиземноморья и эллинистическими государствами передней Азии.
Радуются археологи и другой редкой удаче. Удалось найти никем не тронутое погребение, в котором оказались три хорошо сохранившихся скелета.
– Судя по всему, отдельно находился мужчина (рост около 180 см.), который, вероятно, был знатным воином, – предполагает Жолдасбек Курманкулов. – Слева лежал длинный двуручный меч из железа сарматского типа. Справа – нож. Богатый поясной набор. Рядом похоронен, скорее всего, “сопровождающий” слуга. Удивила полностью уцелевшая глиняная фляжка в изголовье с рунической надписью.
Скелет женщины лежал сверху, видимо более позднее захоронение в открытом склепе. Рядом с ними лежали окаменевшие остатки еды, золотые украшения, коралловые бусы, сохранились золотые нити от парчовой ткани. Словом, есть элементы одежды чирик-рабатского “золотого человека”.
По мнению ученых, Чирик-Рабат, был некрополем не для всех, а для элиты тогдашнего сакского общества. Находки подтвердили выводы профессора МГУ С.П. Толстого, сделанные еще в середине прошлого века: «…Представление о кочевом быте массагетов преувеличено. Это были полуоседлые племена, соединявшие древние традиции рыболовства и земледелия с развитым полукочевым скотоводством».
СТЕПНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Раскопки в жаркой Приральской пустыне заинтересовали специалистов Италии и Франции. Интересно, чем привлек Чирик-Рабат избалованных памятниками древности европейских археологов?
– Понимаете, здесь легко можно проследить поступательное движение человеческих культур от неолита до позднего Средневековья. По мере блуждания русел Сырдарьи возникали самостоятельные оазисы, которые существовали в разные эпохи. Ученые получили уникальную возможность зафиксировать и изучить культуру населения региона в определенный отрезок времени. Археологи могли только мечтать, чтобы исследовать нетронутые памятники и инфраструктуру древности, - восторгается Ж.Курманкулов. – При комплексном изучении, можно реконструировать экономическую и социальную структуру общества времени, когда зарождалась ранне-тюркская культура, а так называемые “болотные» городища были очагом формирования тюркского этноса, точнее огуз – кипчакского.
– Середина первого тысячелетия – это самый узловой хронологический момент формирования всего будущего этноса, – подчеркивает кандидат исторических наук Жолдасбек Курманкулов. – Это период формирования огуз-кипчаков и далее, как известно, формирования казахского народа. Материалы, которые дадут основательные раскопки, помогут раскрыть взаимодействие тюркских народов, которые заселяли Приаралье во второй половине I-го тысячелетия нашей эры.
– Помнится, вы с недоверием относились к преданию, что здесь была резиденция легендарной царицы Томирис. По-прежнему сомневаетесь?
– Не возьмусь брать на себя такую смелость. Но то, что там жили цари саков-массагетов, уверен на все сто. Нет сомнений, что и похоронены они здесь. Осенью ждут «царские» курганы Чирик-Рабата.