4 мая 1982 г. Владивосток - в бухте Золотой Рог лег на грунт плавзавод «Александр Обухов». Моста через бухту еще не было и утром 5 мая жители города с паромов и катеров Мальцевской переправы увидели лежащий на борту плавзавод. Я, тогда курсант, был в их числе. Зрелище я Вам скажу …. Место катастрофы было отлично видно из центра города и прилегающих улиц.
Хронология катастрофы:
· 3 мая плавучий консервный завод «Александр Обухов» стоит кормой к стенке на м. Чуркин, имеет небольшой крен на правый борт
· 3 мая 08. 00 - на вахту заступают 4й штурман и 2й механик. Капитан — директор ПКЗ приказывает стармеху спрямить судно. Стармех приказывает 2му механику устранить крен перекачкой балласта (воды). Капитан и стармех сходят на берег
· 2-й механик и моторист начали перекачку топлива (!! – не воды) с правого борта на левый
· 3 мая 22:15 - судно накренилось на левый борт. 2-й механик, исправляя положение, закачивает уже забортную воду через донные кингстоны в балластные танки
· 3 мая 22:40 – 2-й механик докладывает, что судно не держится на ровном киле, крен -10 градусов на левый борт.
· В течении 3 часов ПКЗ заваливается поочередно на оба борта с увеличивающейся амплитудой (!)
· 4 мая 02:30 – крен «Обухова» 35° на левый борт
· Дежурный диспетчерской порта по радиотелефону предлагает прижать «Обухов» буксирами к причалу
· Вахтенный штурман отказывается, сказав, что все под контролем
· На нижнюю жилую палубу плавзавода в районе туалетов по левому борту начинает поступать вода
· 2-й механик и моторист забивают в шпигаты деревянные чопики (!!!)
· По швартовым концам и трапу на берег бегут судовые крысы. Плавзавод покидает напуганная команда
· 4 мая 02:55 – «Обухов» ложится на левый борт и тонет по диаметральную плоскость. От «оверкиля» спасло мелководье.
О причинах катастрофы:
Версия 1(народная): на верхней палубе ПКЗ лежали тысячи тонн соли в мешках – она сместилась и опрокинула «Обухов».
Опровержение: грузить на верхнюю палубу пустого плавзавода такой груз никто бы не стал. Да и столько соли на ПКЗ ни к чему.
Версия 2(от рыбаков): некачественный ремонт на Дальзаводе - сорвало заглушку балластной системы и вода пошла в «низы».
Опровержение: ПКЗ просто сел бы на грунт на ровном киле.
Версия 3 (от рыбаков): капитан отказался от рейса - на его место поставили старпома-карьериста, а опытные моряки ушли со старым капитаном. Без комментариев.
Версия 4 (от рыбаков): рыбообработчицу наградили орденом и на ПКЗ устроили пьянку. Все стали относиться к служебным обязанностям халатно. Вполне возможно.
Версия 5 (от моего друга, водолаза СС «Диокл», принимавшего участие в подъёме тел погибших на ПКЗ «Александр Обухов»): нетрезва была вся вахта ПКЗ - и "мост" и "машина".
Сколько людей погибло – до сих пор неизвестно. Ходили ужасные слухи о сотнях жертв. По официальной версии – 9. Мой товарищ – водолаз с СС «Диокл» называл цифру близкую к официальной. Ему верю. Поднимали «Обухов» месяцев 9 – 10. Мы видели эти попытки. С судна срезали всю (!) архитектуру и все равно плавкранами и буксирами не могли поднять. В конце концов подняли на понтонах.
Судно отбуксировали в Дальзавод. Восстановление было признано нецелесообразным. После судебного разбирательства капитану «Обухова» Турушеву дали 14 лет колонии, 2-му механику – 8 лет, 4-му помощнику – 4 года. В 1986 году ПКЗ «Александр Обухов» пустили «на иголки». История широкой огласки не получила.
Источники: news.rambler.ru, Википедия, личные воспоминания