Найти в Дзене
Work Abroad

Личный опыт: как получить визу артиста и переехать в Берлин

Оглавление

Как переехать в Германию, если вы – художник, музыкант, журналист или блогер? Виза для артистов  –  редкий вид, но, если у вас есть  успехи в своей области, это вполне реальный способ легализации.  Александр Беленький, один из топовых блогеров ЖЖ времен расцвета этой платформы, а теперь – организатор авторских туров по всему миру, поделился своим опытом смены профессии, легализации и переезда в Берлин с женой по визе артиста.

Фото Александра Беленького
Фото Александра Беленького

Work Abroad: До переезда в Германию ты занимался и журналистикой, работал в «Ведомостях» и на BFM.ru. С чего началось блогерство и твоё увлечение travel?

Александр: Путешествиями я увлекся, когда купил машину. У меня появилось необычное увлечение – посещение заброшенных мест: церквей, усадеб, заводов. Каждые выходные я ездил в мини-путешествия и писал о них в популярный тогда ЖЖ. Я выкладывал фотографии, писал небольшие тексты, и людям нравилось меня читать. Аудитория день за днем росла. Параллельно с работой на BFM.ru, я начал много путешествовать по России – в Пермский край, Башкирию, Астраханскую область. Когда меня уже читало большое количество людей, я научился, не будучи автомобильным журналистом, брать машины для поездок у брендов. Сегодня в этом нет ничего необычного, а тогда еще никто не знал, кто такие блогеры.

Пять раз подряд на майские праздники я устраивал автопутешествия в Беларусь. Это был прообраз авторских туров, которыми я занимаюсь сейчас. В 2010 году мне удалось вывезти 50 человек на 22 машинах. Я написал в блоге: «Ребят, мы едем в Беларусь по всяким потайным местам. Поехали!». Это невероятно, но собралась огромная компания!

Work Abroad: Как это увлечение переросло в бизнес?

Александр: Между одним и вторым – 10 лет. Когда я вывозил людей в Беларусь, я даже не знал, что так можно. Это стало бизнесом, когда я ушел из журналистики. Я работал заместителем главного редактора портала Bfm.ru. В 2010 году компанию купили, главного редактора попросили уйти, меня попросили вслед за ним. Найти работу такого же уровня было не просто. Решил попробовать в PR в «Мегафоне», но понял, что это не мое. Можно было искать что-то в журналистике дальше, но я понимал, что это уже не так интересно. Пришлось идти ва-банк! Я стал заниматься продвижением своего блога как коммерческого проекта: предлагал компаниям спонсировать мои экспедиции, но теперь имел в виду, что от спонсорских денег надо оставить чуть-чуть на покушать. Для компаний я делал наклейки на машине, фото, флаги, баннеры, сувенирку.

Фото Александра Беленького
Фото Александра Беленького

В первые два месяца мне удалось запустить два проекта. Один из них –  путешествие в Приднестровье с «Касперским». При этом я, например, делал такие акции: мы подходили на улицах Одессы к людям и спрашивали, знают ли они, кто такой Касперский. Тот, кто правильно отвечал, получал в подарок антивирус. Это все работало, потому что в 2010 году блогеры так не делали, я был одним из первых. Этот проект и другие дали прочный плацдарм для дальнейшей работы со спонсорами. Позже я уже ни к кому не ходил, все приходили ко мне. Мой блог читали 500 тыс. человек в месяц. Начались зарубежные поездки. Меня звали в блоготуры то во Францию, то в Италию. Так я работал до 2018 года и посмотрел почти весь мир в короткий срок. Но время менялось, и ЖЖ потихонечку умирал...

Work Abroad: Как случился переход из спонсорских поездок в организацию авторских туров?

Александр: Этого перехода не было. Ведя ЖЖ, я несколько лет разрабатывал маршруты для авторских путешествий, когда еще никто не знал, что это. Но я откладывал все в долгий ящик. Пока не сломал плечо, в 2018-ом году... Я оказался в больнице, два месяца лежал дома в Москве, а потом лечился в Германии. Все моментально закончилось, умер как коммерческая платформа и ЖЖ. Это, конечно, не сразу произошло. Еще в 2014 году в рунете стало сложно существовать без политики. Если я писал что-то нейтральное, посты просто не заходили. Если я комментировал что-то актуальное, например, на тему Украины, был успех. Но мне это совершенно не нравилось, потому что в жизни я политикой не интересуюсь. В один момент все  закончилось, конечно, было не весело. Но когда я восстановился после травмы, я понял, что надо заниматься тем, чем я давно хотел, – организовывать путешествия.

Work Abroad: Оказавшись в Берлине на лечении, ты там остался, до этого посмотрев десятки других стран. Почему там?

Александр: Берлин задумывался еще до этого. Да, я побывал во многих странах, Берлин – это такое место, где целый мир сошелся в одной точке. Поехал в один район, и будто оказался в другой стране. Так сильно они отличаются и внешне, и по составу жителей. Мне, как «человеку мира», была только одна дорога – сюда. Берлин – это уникальный город еще и потому что здесь хорошо относятся к творческим людям – фотографам, диджеям, режиссерам, блогерам. Город поощряет творчество во всех проявлениях.

Фото Александра Беленького
Фото Александра Беленького

Work Abroad: Каким образом ты легализовался и как получил право на пребывание в Германии?

Александр: Самый лучший способ переезда в Германию – это «синяя карта» для высококвалифицированных специалистов вроде айтишников. Она дает всем, кто переезжает вместе с тобой, автоматически вид на жительство. Но мне была не нужна наёмная работа. Учёба – это очень шаткая возможность легализоваться, потому что учебные визы не любят продлевать. С одной стороны, страны хотят, чтобы ты у них учился. А с другойони понимают, что люди, которые приехали по учёбе – потенциальные мигранты.

Виза артиста – это подвид фрилансерской визы. Виза артиста редкая – их дают несколько десятков в год и она актуальна только для земли Берлин. О ней не много информации (но вы можете прочитать о такой визе тут и тут). Она распространяется только на творческие профессии и получить ее могут те, кто может доказать личный вклад в сферу, которой занимается претендент на визу.  Это своеобразный аналог визы для талантов в США. У меня был большой блогерский бэкграунд: много работ, две опубликованные книги, большое количество интервью, поэтому этот способ мне подошел.

Особенность этой визы в том, что ты не можешь заниматься никакой другой деятельностью. Я не могу пойти работать по найму, консультировать по таргетингу или открыть пекарню.

Если для фриланс-визы нужен бизнес-план, для визы артиста – нет. Вместо этого нужно заполнить анкету, приложить портфолио и показать, чего ты уже добился. Если ты можешь показать публикации о себе, награды, выставки, то это работает.  Одновременно надо показать, что у тебя достаточно денег на жизнь в Германии. Нужно предоставить контракт на квартиру. В контракте прописана стоимость проживания в месяц. Эту стоимость умножаем на 12. Умножаем на 12 и ежемесячные платежи по страховке (это минимум 200 евро в месяц), какую-то сумму на еду и прочие расходы. И получаем необходимый бюджет. Допустим, это 14 000 евро в год. Вот эта сумма должна быть у вас на счете в немецком банке, чтобы снять вопросы о вашей благосостоятельности.

У немцев очень четкая система. Если у тебя есть всё, что перечислено в списке документов, если чек-лист на 100 из 100  –  ты получаешь то, что нужно. Поэтому лучше просто тщательно готовиться.
Фото Александра Беленького
Фото Александра Беленького

Work Abroad: С какими сложностями в процессе легализации ты столкнулся?

Александр: Я переезжал не один, а с женой. Я планировал переезжать и думал, что я всё прочитал, и мне всё понятно. Есть хорошее портфолио. Что же меня не возьмут что ли?! Если бы я переезжал один, оно бы так и случилось. В реальности оказалось сложнее. Нужно было доказать, что помимо себя,  я могу содержать другого человека.

Кто-то будет читать интервью про мой опыт и будет думать: «Раз он смог – и я смогу!». Я скажу «да», но моя самоуверенность разбилась о немецкую бюрократию.

Мы с женой хотели переехать и жить вместе. А не так, что я перееду, а жена приедет через год, и то, если я заработаю денег.  Процесс воссоединения семьи выглядит именно так. Это долго, муторно и с кучей проблем.

В общем, мы стали работать с юристом. И это тот случай, когда это действительно было необходимо. Сам я бы не сделал это никогда. Я не буду раскрывать подробности, но скажу, что мы с женой получили документы одновременно. Я получил свою визу артиста, а жена получила обычный вид на жительство. Она имеет право трудоустроиться по найму или открыть фирму.

Work Abroad: Во сколько обошлись услуги юриста?

Александр: Буду занудным, но не буду раскрывать сумму...

Work Abroad: Несколько сотен, тысяч евро?

Александр: Несколько тысяч. Но помимо того, что юрист нам помог избежать воссоединения, мы попали в государственную систему страхования. Это тоже много стоит. Приватная страховка считается для каждого человека отдельно и становится с каждым годом дороже. Государственная страховка – это всегда фиксированный процент от дохода, и когда будешь старенький, получится выгоднее. Германия учит думать наперед.

Work Abroad: Сейчас ты организуешь авторские путешествия как для живущих в ЕС, так и для россиян. Как это устроено с точки зрения организации?

Александр: И в Германии, и в России у меня ИП. Я плачу налоги там, где я зарабатываю. Если я продаю тур в России, то я заплачу этот налог в России. Если я продал тур человеку из Европы в евро, то я заплачу налоги в Германии.

Work Abroad: Есть ли какой-то минимальный оборот для твоего ИП и требования правительства, связанные с этим?

Александр: Ничего такого нет, главное –  чтобы я мог обеспечивать себя.

Work Abroad:  Не могу не спросить вот о чем: есть ситуация с короновирусом, пандемией. Ты занят в одной из самых пострадавших отраслей – туризме. Как тебе помогло правительство Германии?

Александр: От правительства Германии я, не имеющий немецкого гражданства, но имеющий ИП, получил единовременную помощь 5 000 евро. Просто так. Потому что я заявил о том, что мой небольшой бизнес терпит бедствие. Алгоритм был такой: нужно было встать в электронную очередь, не закрывать сайт несколько часов (так как было много желающих), пока он всё обработает, заполнить данные. Я заполнил форму, а через несколько дней получил 5000 евро на счет. Если бы у меня была компания от 5 до 10 человек, то я бы получил до 14 000 евро. И это деньги, которые не нужно возвращать. Что интересно: кому-то в итоге эти деньги не понадобились, и они их вернули.

В Германии очень четко работающая система. Но во время тотального карантина правительство настолько «нежно» отнеслось к людям, что это вызывает уважение. Они давали эти деньги сразу, сейчас. А разбираться решили потом. Многие бизнесы только благодаря этому смогли выжить.

В России, где у меня ИП четко связано с travel, была возможность получить около 12 000 рублей, но для этого нужно было собирать слишком много документов, и мы с бухгалтером решили, что не будем это делать...

Work Abroad: И напоследок: что ты посоветуешь людям, которые хотят переехать в Германию как фрилансеры, как люди свободных профессий?

Александр: Главное, что я посоветую – не затягивать. Сейчас – хорошее время для переезда во всех отношениях, и в Германии прозрачные законы Можно ехать и фрилансером, и наемным сотрудником, для этого не обязательно быть айтишником (подробнее о том, как Германия упростила иммиграцию в 2020 году читайте в нашей статье по ссылке).

  • Тщательно подготавливайте пакет документов. Если чек-лист на 100%, то не будет причин для отказа.
  • Будьте готовы к тому, что, не имея дохода, вы должны будете платить обязательные взносы, в частности, пенсионный взнос и медстраховку. У фрилансеров бывают разные ситуации –  когда зарабатываешь много и когда не зарабатываешь ничего. Нужно иметь подушку безопасности.
  • И самый главный совет – не бояться и не откладывать.

Подписывайтесь на Work Abroad, чтобы читать другие истории о работе в странах ЕС и не только, и следите за новыми вакансиями на канале Work Abroad (@zagranitzey) в Telegram.