В информационном потоке последнего времени, весьма мутном и нервно-напряжённом, как-то затерялось сообщениео распространении пастырской ответственности Русской православной церкви на далёкую страну Океании – Папуа – Новую Гвинею. Интересно, что решение это было принято в ответ на коллективное обращение ста жителей этого островного государства к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой открыть в их стране православную миссию.
Окормлять православных папуасов будет настоятель прихода Воздвижения Креста Господня в Тайбэе (на Тайване), иерей Сингапурской епархии Экзархата Русской Православной Церкви в Юго-Восточной Азии Кирилл Шкарбуль. В ходе своего недавнего помещения Папуа – Новой Гвинеи этот священник крестил представителей одной из местных клановых групп численностью около тысячи человек в провинции Восточный Сепик. Новообращённые предлагают здесь и в столице страны Порт-Морсби участки земли под православные храмы; религиозная литература переводится на один из официальных языков государства, кстати – довольно активно развивающегося. Вообще же надо сказать, что Папуа – Новая Гвинея отличается редким племенным и языковым многообразием, это – просто настоящий рай для этнографа, антрополога, исследователя всего непознанного…
Одним из первооткрывателей традиционной культуры местных аборигенов для мира был в XIХ веке, как известно, потомок запорожских казаков, знаток многих языков Николай Николаевич Миклухо-Маклай, говоривший: «Нет людей высшей и низшей расы. Все люди равны от природы».
Последовательный противник работорговли, коей на тот момент промышляли европейские колонизаторы, он провёл среди папуасов несколько лет, снискав их уважение тем, что лечил больных, изучал местную культуру и языки, делился с жителями неизвестными для них техническими новшествами. В знак благодарности аборигены называли его «белым папуасом», а Маклаями – своих детей.
Понятно, что жизнь в тропических краях чревата опасностями – можно стать жертвой каннибалов, неизведанных тропических болезней, укусов змей, ядовитых насекомых. Наконец, можно просто умереть от голода, что едва не случилось и с российским исследователям малороссийского происхождения: запасы еды закончились, а долгожданное судно за ним всё не приходило…
«Единственная цель моей жизни – польза и успех науки и благо человечества»,
– писал Миклухо-Маклай в своём дневнике в 1870 году. Далёкая страна привлекала его не только своим этноплеменным разнообразием и уникальностью, но также наличием неизвестных дотоле мировой науке растений и животных. Социальная организация местных племён, их методы хозяйствования, искусство и ремёсла, религиозные верования и обычаи – никто из европейских учёных об этом ничего не знал.
Примечателен и политический аспект научной деятельности путешественника и гуманиста. С целью уберечь папуасов от колониальной эксплуатации западными компаниями, он продвигал идею российского протектората над их землями. Там предполагалось основать «вольные русские поселения» с тем, чтобы туземцы «в случае насилия со стороны белых имели законного покровителя». Однако по времени это совпало с продажей Александром II американцам дальних русских владений на Аляске, а земли папуасов отстояли ещё дальше от Санкт-Петербурга.
…Сегодня памятники учёному в знак признательности его заслуг в самых разных областях человеческого знания стоят, помимо Папуа – Новой Гвинеи и России, также и в Индонезии, Малайзии, Австралии. Однако в современной Украине его имя и память, к сожалению, практически полностью забыто. Власти нэзалэжнойдержавы увековечивают память о совсем других «героях» – Мазепе, Петлюре, Бандере, Шухевиче, вояк дивизии СС «Галичина» и идеологах радикального национализма. Миклухо-Маклай с его гуманистической жизненной философией из этого чёрного ряда явно выпадает…
Будем надеяться, что такое незавидное положение дел со временем всё-таки изменится, и украинские граждане будут чтить своих подлинных героев, неразрывно связанных с общерусской культурой.
Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!