Найти тему
Movienews film

Почему научно-фантастические сериалы ужасны и опасны?

Современная научная фантастика всегда вызывала противоречивые чувства, восхищение или беспощадную критику. Онлайн-журнал Entertainment опубликовал статью кинокритика Даррена Фрайча в которой он заявил, что научные сериалы вызывают ужас и опасны. Попытаемся выяснить, почему в этом списке оказались «Мир Дикого Запада», «Звездный путь: Пикар», «Программисты», «Дивный новый мир» и «Пространство».

Научная фантастика когда-то была нишевым телевизионным товаром, но весна 2020 года принесла три крупных проекта, которые оказались в центре внимания из-за пандемии и карантина. Сериал «Звездный путь: Пикар» завершил свой дебютный сезон на стриминговом видеосервисе CBS All Access, и получил ряд противоречивых отзывов о сценарии и сюжете.

С похожими проблемами столкнулся второй сезон «Сумеречной зоны». Главные герои этих сериалов, по мнению Даррена Фрайча, не смогли проявить себя, несмотря на солидный бюджет. Кто-то хотел, чтобы третий сезон «Мира Дикого Запада» получил такие же хорошие отзывы, как и «Бегущий по лезвию» в свое время, но актерский состав (особенно поклонники оказались недовольны Аароном Полом), линейное повествование и слабый финал, изрядно подпортили общее впечатление.

-2

Что больше всего привлекло и одновременно испугало Фрайча, так это общая сюжетная нить между всеми сериалами — богоподобные технологии сходят с ума. «Мир Дикого Запада» и «Пикар» вернулись к сагам о мстительном искусственном интеллекте, оставив ключевых персонажей в тени. Яркий пример, Мейв Милли (Тэнди Ньютон) в 3-м сезоне в «Мире Дикого Запада».

В сериале «Программисты» на первом месте суперкомпьютер, который смотрит через время и пространство и видит все очно так же, как и искусственный разум. «Дивный новый мир» добавляет свой собственный всевидящий интеллект к исходному материалу 1932 года. А кульминация «Пикара» сосредоточена вокруг мегамашины «убийцы», путешествующей во времени. По мнению кинокритика Фрайча, заигрывание с темой злых роботов и техно-паранойя изрядно всем надоела, но режиссеры продолжают кормить зрителей проверенными сюжетами.

-3

При чем здесь Маск, Безос и Цукерберг?

Многие боятся телефонов, ботов и алгоритмов. Однако, демонизируя технологию, эти проекты странным образом оправдывают людей, стоящих за инновациями. Руководители компаний и разработчики уже зависят от машин, которых они не в состоянии контролировать. А что дальше, — спрашивает Даррен Фрайч? Контроль над странами и миром?

Люди в Кремниевой долине, по мнению кинокритика, зациклились в последнее время на темных пророчествах, на моменте, когда искусственный интеллект превзойдет человека. Однако возникает резонный вопрос: а что делать с реальными социальными проблемами и как их решать? Большинство людей беспокоятся о неравенстве доходов, расизме, существовании тоталитарных режимов, а не о покорении Галактики. Вернемся к вопросу о техногиках и их роли в продвижении научно-фантастических кинопроектов.

-4

Маск является признанным поклонником научной фантастики и даже провел прямую линию от детской привязанности к серии «Основание» Айзека Азимова до более грандиозных марсианских терраформирующих планов его компании SpaceX. Параллельно, Маск игнорирует доводы Энтони Фаучи о серьезности пандемии коронавируса и призывы оставаться дома (это уже другая история, но все же). В своих невероятных мечтах о будущем Маск уступает только Джеффу Безосу.

Кстати, основатель Amazon прославился и тем, что спас в свое время сериал «Пространство» от отмены. Может из-за мечты о колонизации человечеством Солнечной системы благодаря Blue Origin (аэрокосмическая компания Безоса)? Оба техногики и титаны предпринимательства из списка Форбс. Осталось только присоединиться к этому тандему Цукербергу, и мир фантастики заиграл бы новыми красками и сумасшедшими идеями.

-5

Цифровой рай и ощущение постоянного страха

В течение более 50 лет «Звездный путь» был франшизой о высоких космических технологиях, призванных помочь человеку: корабли, транспортеры, компьютеры с голосовой активацией, телефон в кармане! Тогда это был невероятный прорыв, а что теперь? С каждой серией зрителя погружают не в инновации, а в состояние ожидания гибели всего человечества или порабощения технологиями.

Тревога стала новым эмоциональным стандартом для научных фильмов. За примерами не нужно далеко ходить, в сериале «Звездный путь: Пикар» Федерация становится расистской по отношению к синтетикам, что приводит к борьбе и кровопролитию. Что нас ждет в третьем сезоне «Звездный путь: Дискавери» (ожидается с 15 октября 2020 года по 7 января 2021 года)? Скорее всего, звездный флот станет жертвой технологий или обретет бессмертие…

Цифровой рай и вечная жизнь — стали новыми идеями фикс среди сценаристов. О возвращение главного героя из мертвых в виде андроида и очередной техно-паранойе не стоит и говорить, без этого никак, по мнению Фрайча. Главные персонажи последних проектов бессмертны или стремятся переродиться в каком-то цифровом, виртуальном раю. Фактически смерти и убийства не существует. Или мы что-то не правильно поняли в этом клубке сюжетных событий, — сокрушается кинокритик?

-6

И все же идея цифрового рая появилась не сегодня, зритель чувствует тень антологии Чарли Брукера «Сан-Джуниперо». В четвертом эпизоде третьего сезона антиутопии «Черное зеркало» две женщины находят настоящую любовь в вечной симуляции. В «USS Каллистер» (первый эпизод четвертого сезона телесериала-антологии «Черное зеркало») зрителя вновь погружают в бесконечное космическое приключение, время становится наказанием и подарком одновременно.

С тех пор, как «USS Каллистер» вышел в эфир в 2017 году, он так и остался определяющим портретом моральной коррозии интернет-реальности: женоненавистничество на рабочем месте, токсичный нарциссизм в онлайн-жизни, поспешная эволюция архетипа американского ботаника от милой застенчивости до агрессивности и желания все рушить.

-7

Больше всего кинокритик Даррен Фрайч уделяет внимание появлению «новой религиозности» среди влиятельных поклонников научной фантастики. Они громко заявляют о социальной значимости жанра и не терпят никакой критики. Улучшить вселенную, доказать торжество человеческого разума и природы, — это желание достойно уважения, но какой ценой? Отправить избранных с высокими морально-этическими данными в космос для создания нового человечества? Фрайч задает провокационный вопрос: «Сколько ужасных вещей было совершено во имя Христа?» Видимо рассчитывая, что увлечения фантастикой может привести к неминуемым техногенным последствиям. А вы разделяете опасения кинокритика?