В частных коллекциях, государственных, академических библиотеках и архивах хранится множество старинных сокровищ, часто скрытых от глаз посетителей. Хочу предложить Вам несколько любопытных примеров. Все они связаны со старинными христианскими рукописными книгами.
Вот, например, "ХРИСТИАНСКАЯ ТОПОГРАФИЯ КОСМЫ ИНДИКОПЛОВА", XVI век. Оригинальное издание хранится в Российской Государственной Библиотеке.
Информация на правой странице обозначена как "Таблица лунных кругов".
На левом же листе мы видим привычный нам зодиакальный круг.
Названия изображений дублируются египетскими словами, написанными славянскими буквами. Например, над овном написано "пахон" (девятый месяц египетско-александрийского календаря, соответствует апрелю), над львом написано "месори" (это - название двенадцатого месяца египетского календаря, августа). Вверху левого листа сообщается о соотношении зодиака и лунных месяцев.
Христианская топография - одно из первых в христианстве описаний мира, написана в VI веке, предположительно, Космой Индикополовым, так как автор текста называет себя просто Христианин. Основными и относительно полными списками с нее считаются Ватиканская, Флорентийская, Синайская.
Древнерусских списков Христианской топографии разного состава известно не менее девяноста, в том числе, уже в таком измененном варианте: вместо знаков зодиакального круга - ангелы
Следующие листы - "КРУГ МИРОТВОРНЫЙ", XVII век.
На левом листе вверху написано "Печать царя Соломона". В данных схемах зашифровано много разноплановой информации.
В квадратах на левом листе записаны палиндромы: слова читаются одинаково в разных направлениях. Фраза SATOR AREPO... - бустрофедон: строки поочерёдно читаются слева направо и справа налево.
Такие квадраты в античности и в средневековье часто использовали как магическое заклинание, талисман. Их изображения найдены и в Риме, при раскопках на руинах городов Помпеи и Геркуланума, погребенных под слоем пепла в 79 году н.э. в результате извержения Везувия (не сработали магические квадраты, получается). Магические квадраты найдены и в Сирии, и в Египте, в аббатстве Св. Петра в Италии, в целом, разных частях Европы, и не только... Есть сведения, что жители Британии для защиты от болезней носили на шее ленты с данным магическим полиндромом (носить на лице тряпичные маски тогда еще не додумались). В Библии впервые встречаются в 822 году (аббатство Сен-Жермен-де-Пре). В нашем библейском собрании тоже нашлись.
С четырех сторон дуют антропоморфные ветры и обозначены их названия. Подобным образом ветра часто изображали на средневековых картах. Думаю, эти моменты требуют отдельного исследования в плане расположения ветров и дополнительной закодированной информации.
Латинская фраза Sator arepo tenet opera rotas часто переводят как сеятель Арепо с трудом удерживает колеса или Сеятель Арепо управляет плугом (колёсами)(перевод и толкование требуют уточнения).
Самое загадочное слово в этой фразе - arepo, так как в латинском языке нет такого слова. Есть много версий относительно происхождения слова/ значения arepo. Нам нравятся две версии.
Первая: происхождение arepo из иврита или арамейского языка и использование ранними христианами как аналог греческих альфы и омеги (см. Откровение 1.8). Фраза приобретает смысл: Отец (сеятель) - альфа и омега (начало и конец) - управляет, возможно, сферами.
Вторая версия происхождения arepo: заимствование из греческого Αρπως либо Αρπων, которое в свою очередь пришло из египетского языка, где обозначало бога Хора (исследователь Мирослав Маркович).
Магический квадрат Sator arepo tenet opera rotas известен в латинском, греческом и славянском варианте (см. ниже)
В «Хронике Георгия Амартола» упоминается об изгнании беса при помощи печати Соломона (заимствование из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия). То есть, квадрату Сатор арепо тенет опера ротар явно приписываются магические качества власти над духами.
Позже встречаем уже полностью адаптированную христианскую версию, где на каждую букву акростиха вписан библейский эпизод. Например, САТОР: Себе имя вечное сотвори и утверди небо / Аз есмь Отец всему миру Творец / Тьма бысть по всей твари и хаос слияния / От небытия в бытие преведе всяческая глаголом уст Своих / Рай сотвори на востоке и веде в него человека... и так далее, тезисно Ветхий и Новый завет, вплоть до Страшного суда.
Далее рассмотрим фрагмент рукописной БИБЛИИ 1581 г.
Здесь все канонически, привлекает сама древняя иллюстрация. Мы видим троицу: Дух Святой, Бог-Отец-Творец и... жизнь. Иисус также говорит о себе: "Я есмь путь, и истина, и жизнь".
По средневековой традиции, события, происходящие последовательно в разное время изображены в одном рисунке, на одной плоскости. Внутри сферы - целая цепь событий, описанных в Библии: сотворение человека, искушение, изгнание из рая, и т. д.
Одновременно Бог-Отец, его золотисто-красное сияние заполняют собой все пространство. Безусловно, художнику удалось воссоздать контраст восприятия. С одной стороны - вечно меняющийся мир, полный разных форм живых существ, событий, эмоций, искушений и страданий, с другой стороны - вечное Божественное начало.
Одновременно читается целостное видение, когда весь мир - в Боге или под Богом, но сам он - вне мира.
Также явно прорисована структура небес, характерная и для ведического, древнерусского видения: воды (хляби небесные), выше них - Солнце, Луна и звезды, небесные тела, еще а выше и вокруг физического космоса - Божественное.
Поэтичность и вдохновенность последней иллюстрации напомнила замечательные строки Николая Гумилева, кстати, посвященные художнику Фра Беато Анджелико, которыми и хочется закончить этот небольшой обзор:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Интересное для вас: Сын Екатерины II и Григория Орлова
Источники: Круг миротворный. Середина XVII в. (РГБ, ф. 173.I, № 103), Соболевский А. И. Сказание царя Соломона, что есть печать большая, откуду, как ему приде, Востоков А. Х. Выписки из рукописных сборников с комментариями, Николай Гумилев, МСС.