или как карантин заставил работников театра открыть автомобильный бизнес.
Весной Оля и Леша уехали в деревню Кузьмино под Дзержинском. Она – костюмер балетной труппы одного крупного театра, а он – осветитель. Театры закрылись на карантин, работы не было. Уехали на своей старенькой Мицубиси Шариот Грандис 95 года выпуска. Носили воду из колодца и сажали огород. Думали о жизни и мечтали о своем деле. Вскоре автомобиль зачихал, и Леша, не долго думая, пошел по первому же объявлению на заборе и прочистил двигатель… как оказалось, водородом. Он сильно удивился, выражаясь русским языком. Очень сильно, потому что автомобиль поехал приплясывая и напевая. Они стали читать про водородную чистку и удивились еще сильнее. Этот метод открыли еще в СССР, во время блокады Ленингарада, но изобретение, конечно, внедрили уже в Европе, причем всего лет 5-7 назад. Сейчас такое оборудование производят и в Китае, во Франции, Англии, Болгарии. Но красноярское – самое надежное и мощное, оно производит 40 литров газа в минуту и чистит любые бензиновые двигатели, даже у бензопил. Творческие люди очень впечатлительны. Они поняли: вот оно – свое дело, которое спасет их в смутное время. Взяли пол ляма в кредит и купили красноярскую отечественную установку для раскоксовки двигателя водородом/оксигидрогеном.
Что это и как работает.
Допустим, вы купили автомобиль. До определенного момента все работает без проблем, нет повода обращаться в сервис. Но после 60 тыс пробега начинается ощутимое нарастание кокса и сажи на поршнях, кольцах, выпускных клапанах и выхлопной системе. А после 100-120 тыс пробега из-за этого могут возникнуть уже серьезные проблемы. Отложения на верхней поверхности поршня уменьшают объем камеры сгорания, степень сжатия и детонации увеличивается. На впускных/выпускных клапанах образуется нагар, а это дурно влияет на качество работы. Дальше по нарастающей: задиры на стенках цилиндров, уменьшение мощности двигателя, прогорание клапанов. Приехали. Капитальный ремонт. Не дожидаясь, пока внутренности любимого автомобиля будут наглухо закоксованы, отправимся в сервисный центр и деликатно очистим ДВС… водородом. Процедура занимает час и стоит около 2000 руб. Раскоксовка производится на работающем моторе, т.е. двигатель не разбирается, сохраняются все герметичные примыкания, экономится время. Мы получаем сияющие: форсунки, цилиндры, поршни, маслосъемные кольца, клапана, свечи, егр-клапан, лямбду, катализатор, выпускной коллектор, турбину (при наличии) и сажевый фильтр (для дизельных двигателей). В случае с физическим износом или деформацией частей процедура тоже поможет, убрав первопричину, но иногда, увы, точка невозврата бывает пройдена. Надо учитывать.
Обычно мы чистим двигатель химией или перебираем ( часто кривыми ручками). Химия плоха тем, что чистит только камеру сгорания и то не всю, а выхлопную вообще никак не задевает. Плюс разъедает детали. Механический разбор тоже касается только движка, не трогает лямбду, егр, катализатор. Ну и стоит от 20 штук. То есть в 10 раз дороже. А в прочистке нуждается весь комплекс: все узлы и полости мотора, плюс выхлопная, плюс датчики (егр, лямбда), плюс катализатор. Водород не токсичен, безопасен для человека, машины и природы.
Они открыли мастерскую в Матвеевском, недалеко от дома. Чтобы успевать заботиться о ребенке и работать на своих основных работах. Сняли гараж, завели Инстаграм, вникли во все нюансы и… столкнулись с реальностью. Самой большой проблемой оказалось не отсутствие ресурсов или опыта. Самой большой проблемой стала инертность целевой аудитории. Никто не готов рискнуть парой тысяч рублей, поверить людям с горящими глазами и воспользоваться новой услугой на рынке. Особенно, когда эту услугу вам предлагает красивая рыжеволосая девушка. И то, что она знает все про про клапана ЕГР их только настораживает. Просят: «Скиньте лучше ссылку!» В основном люди приходят с Авито, Юлы и через «сарафан». Но уже появились авторитетные помощники – механик из атосервиса и местный участковый, которые отправляют к ним клиентов. Весьма неожиданный круг общения после театральной среды. Оля рубится за маркетинг, Леша бегает в гараж в перерывах между спектаклями и репетициями. Общается с атолюбителями. Некоторые из них до сих пор «ружья кирпичами чистят». И этому контингенту необходимо продать самую передовую технологию. Миссия, достойная героев. У нас в принципе отсутствует культура ухода за автомобилями. Легче вырезать катализатор, поставить пламягаситель и ездить, дымя и воняя. В Европе на таких тачках просто запрещено ездить. Инновации внедрять сложнее, чем работать по старым схемам. В гаражах говорят: «Чо ты мне паришь? В движок – водород, в колеса – азот, разводят на бабки русский народ!» Этим пользуются производители химических очистителей. Они оплачивают блогеров, которые лукаво заявляют: «чистили водородом, не помогло! А вот эта присадочка сотворила чудо с моим двигателем»… Тупо идет война за рынок. И динозавры, которые уже давно на рынке, готовы хорошо вкладываться в работу с конкурентами. А новичкам приходится прокачивать конверсию при 40 подписчиках в Инсте.
На самом деле, этот бизнес попадает в разряд трендов, которые еще не наступили. В Москве сейчас всего четыре таких станции. А между тем, такая профилактика автомобиля – спасение для экологиии мегаполиса. В Москве сейчас зарегистрировано около 7 миллионов машин. Ежедневно передвигаются по городу около 3-4 млн. Из них половина точно – старые, с пробегом больше 60 тыс. Весь оксид азота на асфальте, все выхлопные газы – от них. Если бы они все прошли прочистку водородную двигателя, снизив свой выхлоп наполовину, то воздух в Москве очистился бы на 25%. Но вы же в курсе, почему мы все еще ездим на бензине?
Автор текста: Ольга Каминка и Юлия Боряк.