Найти тему
Александр Сбродов

УКРАИНА. МАЙДАН. РЕТРОСПЕКТИВА

В феврале 2014 г. в Украине произошёл вооруженный государственный переворот. Толпа с Майдана Незалежності штурмом взяла правительственный квартал в центре Киева.

Президент Украины Виктор Янукович позорно бежал из столицы сначала в Харьков, потом – в Крым (тогда ещё украинский), а оттуда был эвакуирован российским спецслужбами в РФ.

«Революція гідності» («революция достоинства»), имевшая под собой массу внешних и внутренних причин, победила.

Силовому захвату власти предшествовала довольно долгая эволюция Майдана как социально-политического феномена. Всё началось ещё осенью 2013 г. При Януковиче, как и при предыдущих президентах Ющенко, и особенно при Кучме, Украина мучительно пыталась усидеть на двух стульях – дружить и с Западом, и с Россией.

У ЕС и МВФ Украина бесконечно клянчила кредиты, которые из-за повального уровня коррупции и ненасытных аппетитов украинского олигархата, тратила в никуда и хронически не могла вернуть.

От России, понятное дело, Украина стремилась получать нефть и газ по большим скидкам. Все 1990-2000-е в российско-украинских отношениях существовали очень мутные бизнес-схемы по прокачке через территорию Незалежной углеводородов в Европу.

Схемы, кстати, были завязаны на самый верх («газ-бизнес президентов»/Леонид Кучма/). Кроме того, российский рынок являлся основным рынком сбыта украинских товаров.

-2


За 20 лет независимого существования в украинском обществе сложился следующий расклад. Промышленно развитый, более урбанизированный русскоязычный Юго-Восток традиционно в экономическом и культурном плане был ориентирован на Россию. Украиноязычный проевропейский Запад и Центр Украины с его селами и маленькими городками держал курс на ЕС.

Огромная часть населения западных регионов являются «заробітчанами» - ездят на заработки в Европейские страны. Восточно-украинские «заробітчани» обычно работают в Москве, Ростове или Петербурге.

Само собой, что даже с чисто экономической точки зрения Восток и Запад Украины выступали за разные векторы интеграции. На это накладывались и культурно-языковые и исторические различия. Западная Украина (кроме Волыни) никогда не входила в состав Российской империи, долго находилась под властью Польши, потом Австрии, потом снова Польши.

К СССР Захід лишь в 1939 г. присоединил Сталин. Кроме того, в 1920-1240-е гг. именно на Западной Украине развернулось активное националистическое движение, которое в годы Второй мировой войны переросло в повстанческое (Украинская повстанческая армия – УПА).

Юго-Восток (Схід) – Слобожанщина (Харьковщина), Донбасс, Новороссия (Одесская, Херсонская, Николаевская, Запорожская, Днепропетровская области) и Крым - исторически очень тесно был связан именно с Россией. Сначала с империей, потом с СССР. Советская власть в Украину, в общем-то, пришла из Харькова и Донбасса.

-3


В целом, до поры ничего критического в таком размежевании в рамках независимой Украины не было. Худо-бедно украинская официальная пропаганда и образование «прошивали» сознание украинских обывателей на умеренную «украинскость».

Правда, на Западной Украине при полном попустительстве местных и киевских властей ещё с конца 1980-х гг. шёл процесс ренессанса националистических взглядов, особенно, среди молодёжи.

На полярности Востока и Запада самым беззастенчивым образом спекулировали украинские политики, прикрывавшие корыстные интересы олигархических кланов.

Пока население спорило о языковом вопросе, Степане Бандере и советском «тоталитарном» прошлом, олигархи в реальном времени пилили гигантский хозяйственный потенциал республики и международные кредиты.

Клановость и кумовство – отличительная черта украинской общественно-политической жизни. Сильнейшие кланы сложились в Украине ещё в советский период.

Самые влиятельные из них – днепропетровский (из него вышел Брежнев) и донецко-енакиевский. Кланы послабее – киевские, харьковские и одесские (несостоявшийся луганский клан подмяли донецкие). В 1990-е, эти кланы, само собой, криминализировались и поделили поляну.

Вообще, в Украине, как и в России и многих других постсоветских республиках, произошло сращивание криминальных и политических структур. У власти и при собственности оказались крайне сомнительные персонажи.

Это была и есть самая страшная и до сих пор мало осознаваемая угроза, куда важнее языка и идеологии.

-4

Но вернемся к Майдану. Виктор Янукович (ставленник донецкого клана, возглавляемого Ринатом Ахметовым) в 2010 г. стал президентом. За три года своего президентства «завгар» зарвался окончательно.

Безудержный распил, отжимы бизнеса – типичная практика, которую под крышей президента проводил его сын Александр. Януковичи успели перейти дорогу и харьковским, и, что самое важное – днепропетровским (Коломойский, Тимошенко, оттуда же сейчас - Зеленский). Поговаривали, что Виктор Янукович начал взбрыкивать даже в отношении своего прямого хозяина Рината Ахметова.

Конфликт между олигархическими группировками и необузданные аппетиты формирующегося «клана Януковичей» - это первый важнейший контур будущего Майдана. Внутренний. Не в меру ретивого президента решили «слить», используя толпу на улице.

Внешний контур – борьба между Западом и РФ за украинскую поляну. Люди похитрее, типа Кучмы, умели держать баланс между молотом и наковальней.

Янукович – формально «пророссийский» президент – совершил ряд серьезных ошибок. Заигрывая с электоратом западных регионов, «Янык» ускорил в 2012-2013 гг. евроинтеграцию. Симпатий западноукраинской публики «Хам» не приобрел, но изрядно ослабил поддержку своего традиционного избирателя на Юго-Востоке.

-5

Непосредственным триггером Майдана стало поведения Януковича на международной арене. В 2013 г. Украина активно готовилась подписать соглашение об ассоциации с ЕС.

Но под сильнейшим нажимом Кремля, Янукович отказался от этого решения. В конце ноября 2013 г. в Вильнюсе на саммите «Восточное партнерство» Янукович не подписал документ об ассоциации. В высших кругах таких выходок не прощают.

Параллельно, в ноябре 2013-го в центре Киева собрался «Евромайдан» - киевские студенты и столичный средний класс. Относительно мирная публика. Действительно по роду деятельности, образованию, культуре ориентированные на Европу. Почти сразу появился палаточный городок.
Уже на второй-третий день произошли первые столкновения митингующих с милицией.

-6

В это время на Майдане появляются некиевляне – приезжие из других областей и граждане Польши.

Характерно, что с самого начала на Евромайдане мелькали довольно крупные оппозиционные политики – Кличко, Тягнибок, Порошенко. В Киеве реализовывался уже обкатанный в Сербии и Грузии (и в 2004 в самой Украине) сценарий «цветной революции».

30 ноября Евромайдан был предельно жестко разогнан «Беркутом» (ОМОНом), что раскололо украинское общество и мир.

Но на следующий день начался настоящий Майдан. Протестующие начали бессрочную акцию протеста на центральной площади столицы, стали устроить баррикады и захватывать административные здания. У протестующих была прекрасная организация, координация действий, чёткий план и мощная финансовая и информационная поддержка. Не только из вне. Майдан активно поддержали олигархи, недовольные Януковичем и засильем клана «донецких».

-7

Массовость Майдана обеспечивалась притоком провинциалов, в основном из центральных и западных регионов. Многие получали за это деньги, кто-то ехал «за идею». Достаточно быстро на Майдане появились штурмовики-националисты, ориентированные на силовой захват власти.

По стране прокатилась волна провинциальных майданов, также начался «Автомайдан».

Далеко не все, кто поддерживал Майдан, были проплаченными агентами влияния. Многие действительно искренне верили в «европейский выбор» Украины. В ЕС лежали и их экономические интересы.

Беда в том, что жители юго-востока Украина столь же искренне верили в «российский вектор». Характерно, что Янукович как президент не устраивал к тому моменту и многих на востоке.

-8

Проблемы в Луганске и во Львове у людей были одинаковыми. Восток пугала яростная националистическая риторика Майдана – сказывалась неимоверная пропагандистская бомбардировка российских СМИ.

Несколько попыток силового разгона Майдана результата не дали – давление на Януковича и на коррумпированных чиновников силовых ведомств по дипломатической линии – останавливали «зачистку» Майдана.

В конце января 2014-го произошли кровопролитные столкновения на улице Грушевского. Появились первые «сакральные жертвы» - первое пополнение т.н. «Небесной сотни». Также было убито двое правоохранителей.

-9

К тому моменту на Майдане вовсю орудовали вооруженные боевики-националисты из организации «Правый сектор».

Развязка наступила в конце февраля. 18-21 февраля 2014 г. центр Киева превратился в поле битвы. И милиция и ВВ и протестанты применяли огнестрельное оружие (накануне произошли захваты отделений УВД на западной Украине). Работали и «неизвестные снайперы». В общей сложности погибло 17 силовиков и более сотни протестующих.

Государственный аппарат разваливался на глазах. Сторонники Януковича бежали, как крысы с корабля. Вечером 21 февраля оппозицией и Януковичем в присутствии представителей ЕС было подписано Соглашение «Об урегулировании политического кризиса в Украине», которое предусматривало возврат к Конституции 2004 г. и проведение досрочных выборов президента.

-10

Однако боевики-националисты с этим не согласились и начали наступление на правительственный квартал.
Янукович спешно покинул Киев.

В ночь с 21 на 22 февраля 2014 г. штурмовики заняли покинутый правоохранителями правительственный квартал. Власть перешла к Верховной Раде, находившейся под сильным давлением, фактически временным главой государства стал Александр Турчинов.

-11

Впереди уже маячили Крым, кровавые события в Одессе, трагедия Донбасса. Украина несколько месяцев балансировала на грани существования и переживала тяжелейший кризис.

Послужат ли события украинского Майдана кому-то уроком – покажет время.