Найти тему
Mentalitett

Без двух банок

Местные парни относились к нашим ребятам очень хорошо. И не только потому, что мы давали им возможность заработка. А потому, что на Острове свободы еще жива добрая память о временах, когда СССР являлся лучшим другом и защитником.

Работа была физически достаточно тяжелая: приходилось вручную, под палящим солнцем раскладывать геофизический кабель на многие километры. Мы не делили работу для своих и местных, вместе перетаскивая тяжелые бухты кабеля и сейсмоприемники. Кроме того, мы обеспечивали всех рабочих трехразовым питанием. В том числе – вторым завтраком, в который входили банка газировки и большой бутерброд. Продукты привозили сразу на несколько дней и оставляли в вагончике сейсмостанции. Еду, как и работу, мы честно делили с кубинцами.

Мне приходилось много разъезжать, решать разные вопросы, отправляясь то в Гавану, то в другие города. В один прекрасный день начальник сейсмоотряда вызвонил меня и в панике сообщил, что кубинцы отказываются выходить на работу.

Информация была очень тревожная. И не только потому, что без кубинских рабочих не справится. Проект был очень важен с политической и экономической точки зрения – это первый геологоразведочный проект за много лет на Кубе. То, что кубинцы решились на организованную забастовку, могло получить очень нежелательную огласку и в России, и на самом Острове свободы. Не может быть в социалистической стране бунтов! Не могут кубинцы под бдительным контролем местной службы безопасности без веской на то причины срывать международный контракт. Я помчался назад как можно быстрее.

Причину возмущения местных рабочих мне озвучили еще по телефону – при раздаче завтрака кубинцам не хватило двух банок газировки. На жаре все пили много, и наши ребята, выдававшие напитки, не уследили за тем, чтобы на складе осталось достаточно шипучки для каждого работника. Итак, двоим кубинцам банок не хватило. Не придав этому большого значения, наши парни выдали им бутерброды и собрались продолжить работу. Но неожиданно старший кубинского отряда заявил, что они отказываются трудиться в связи с нарушением их прав. Никакие уговоры и объяснения не помогали. Обещания привезти на следующий день вдвое больше баночек тоже не сработали.

Кубинцы были настроены очень решительно. Хорошо, что ребята озвучили мне причину недовольства. Я купил по дороге несколько банок шипучки и сумел убедить кубинцев приступить к работе.

Я долго не мог понять, почему началась такая заварушка по пустяковому, на мой взгляд, поводу. Ведь бутерброд можно съесть с чаем или водой, которых было в избытке. Лишь позже кубинский координатор проекта объяснил мне причину произошедшего.

Оказалось, что почти никто из местных рабочих не пьет газировку на работе. Они несут напитки домой. Там почти у каждого дети-школьники. Купить газировку они позволить себе не могут. Напиток продается только за конвертируемую местную валюту куки и стоит для кубинцев слишком дорого.

Но рабочие не просто угощают детей дорогим напитком. Дело в том, что, по кубинским законам, каждый родитель, отправляя в школу ребенка, обязан положить в сумку с учебниками завтрак. Сыр, колбаса и газировка для кубинцев, зарабатывающих в месяц 10-20 долларов, очень дороги. Потому школьники обычно получают от родителей просто кусок хлеба, фрукты и бутылочку с обычной водой.

И наши рабочие несли домой газировку, чтобы на следующий день их дети похвастались в школе дорогим напитком, а не обычной водой. Не принести драгоценную шипучку родители просто не могли. Потому и пошли на небывалый демарш.