И восточная и западная христианские церкви дают только узкоконфессиональную трактовку того, что значит - Хула на Святого Духа, которая – Не прощается.
Цитата из Евангелия: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3:28-30).
Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 125:28-30). Конец цитаты.
Отцы Церкви толковали хулу на Духа Святого так, как считали нужным для их христианско-конфессиональной доктрины. Так в толковании блаженного Феофилакта Болгарского можно прочесть: «.. Но кто хулит Духа Святого, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощён..»
Так Феофилакт ассоциирует Духа Святого с «духовными делами Христа», то есть с верой в божественность Христа, что противоречит словам Христа, который говорил что хула на Него, то есть на Его божественный статус, а значит – на христианскую веру, простится.
У того же Феофилакта в толковании Евангелия от Марка, повторяется пассаж о том, что хула на Святого Духа это неверие в божественность Христа: «Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящего от Святого Духа..».
Фиофилакт, таким образом решил, что Святой Дух это чудотворство Христа (христиан), поэтому те, кто не верит в чудеса Христа (христианской церкви), хулят Святого Духа, что противоречит словам Христа, который отличает хулу на Себя, - Свою божественность-чудотворность, и хулу на Святого Духа.
Повторяет эту ассоциацию Святого Духа с верой в Христа, - в христианство, и другой авторитетный святой Афанасий Великий: «Но которые хулят Духа Святого (Лк. 11:15), то есть, Божество Христово…тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий» (Беседы на Евангелие от Матфея)».
Для того, чтобы понять современному светскому человеку с индустриальным мышлением, что такое – хула на Святого Духа, надо понять - кто такой Святой Дух, на самом деле.
Если прочитать про Бога Святого Духа в «Метафизике Благой Вести» величайшего русского философа современности – Александра Гельевича Дугина, то философ объясняет тайну Святого Духа философскими терминами:
«В христианской традиции подчеркивается, что второе лицо Троицы, Сын, является “открытым”, “явным”, а третье лицо, Дух Святый, напротив, “закрытым” и “тайным”.
Бог Дух Святой выступает как “завершающий”, как “причина совершительная” (Василий Великий). Его участие в творении загадочно, как и все, что связано с этим лицом. Он присутствует везде и во всем, являясь наиболее имманентным (внутренним) аспектом Божества.
Бог Слово “ответственен” за принципиальные, высшие, архетипические, эссенциальные его аспекты, а Бог Дух Святой — за конкретные, низшие, субстанциальные. Генон (правда, по другому поводу) писал об особой духовной “интегрирующей множественности”, которая, “обращаясь к различным существам и вещам индивидуально, объединяет их, увлекая к световому центру”.
В манифестационистской оптике (индуизм, маздеизм, даосизм, дзен-буддизм, эллинизм – Прим. авт) проявленное не является строго отторгнутым и разносущим с онтологическими принципами. Напротив, связь эта обнаруживается повсюду и во всем, и сами вещи и существа постоянно имеют возможность выйти за рамки проявленного, двигаясь по вертикали либо к первоинтеллекту и сквозь него (“активное совершенство”, “освобождение”, “мокша”), либо к субстанции проявления и сквозь нее, в лоно первоматерии (“пассивное совершенство”). В силу этой открытости некреационистский подход видит проявленное как результат постоянного, непрерывного процесса проявления, а не как одноразовое и неповторяющееся событие (как в случае креационизма). Манифестационистская перспектива сходна с эзотерической суфийской теорией “постоянного творения”, поскольку здесь идет речь о понимании вселенной как сущностно открытой, незамкнутой системы. Поэтому небо и земля в креационизме и манифестационизме представляют собой различные категории. В первом случае — это раз и навсегда установленные границы “закрытой системы”, во-втором — прозрачные модальности единого, хотя и многоуровневого комплекса, напрямую сопряженного с абсолютом. Особенно ясно такое отношение выражено в даосской традиции, где абсолют обозначается термином “дао”, “путь”, метафизическая реальность, пронизывающая все уровни и проявленного и принципиального миров.
Православие в своем ортодоксальном аспекте преемствует именно креационистский подход. Для христиан Бог-Троица творит только один раз, и следовательно, небо и земля представляются христианам как ограничительные пределы тварной вселенной.
Если бы Православие не утвердило строгого креационизма и тем самым не поставило бы непреодолимого барьера между Божественным и тварным, можно было бы усмотреть в роли Святого Духа относительно творения идею его преображения в субстанцию твари, в natura или даже материю (то есть роль Эволюции – Прим. авт). И в таком случае его “кенозис” был бы последним элементом троической жертвы, создающей из Божественной полноты онтологических принципов структуру проявленного, конкретизирующей на последней границе внешнего полноту божественных выступлений».(Конец цитаты).
Святой Дух, по словам Василия Великого, “причина завершительная”, но именно такой характеристикой наделена natura, природа, имманентный аспект принципа. Экстремистская догадка гностиков о “Барбело”, выраженная догматически неадекватно, может намекать, однако, на реальную функцию Святого Духа как сообщающего человеку Исусу качество нетварной божественной природы, единой в Троице для всех трех лиц. При этом сообщение природы не должно рассматриваться как “мужская” функция, по определению активно воздействующая на объект (Деву Марию) и обуславливающая необратимость Рождества. Рождество, Воплощение, в полноценной христианской метафизике не может быть обусловлено ни на каком этапе, так как в нем всегда присутствует вся полнота спонтанности и свободы Божественной Любви. Сын приходит только Сам, посланный Отцом и сопровождаемый Духом Святым.
У Воплощения нет предварительной причины. Оно происходит строго “без отца”, так как нетварный Отец Троицы не выступает в такой роли в ситуации Воплощения (этого никто из православных богословов и не утверждает). Следовательно, природная предпосылка Воплощения не может иметь причинно-обуславливающего характера, а это означает, что Святой Дух выполняет скорее “женскую”, “материнскую” функцию в Рождестве Богочеловека, снабжая Деву Марию особой парадоксальной возможностью нетварной природы». (Конец цитаты).
Богородица первая из людей (и шире из всех тварей) не только получила крещение Святым Духом, но реализовала всю инициатическую полноту, заложенного в нем преображения, пресуществления. Именно она стала первым из “богов второго порядка” (Конец цитаты).
Из этого философского изучения метафизики Святого Духа можно понять Его главное характерное свойство – преображение природы, что на современном научном языке называется эволюцией, и символом высшего идеала этой духовно-материальной эволюции является Богородица, то есть архетип совершенного человека – венца творения природы планеты Земля.
Цитата – А. Дугин: «Совершенный человек — это ось, вокруг которой вращаются три проявленных мира: телесный, душевный и духовный».
Свойства Святого Духа согласуются со свойствами Эволюции – как внеконфессиональной энергии духовного совершенствования, если читать цитаты Евангелия, понимая это: Не живет в рукотворных храмах и Дух Божий: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи ГОСПОДОМ НЕБА И ЗЕМЛИ, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание и все... Ибо мы Им живем и движемся и существуем..." (Деян.17:24), - говорит Ап. Павел. И учит уверовавших во Христа: "Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16). "Тела ваши суть храм живущего в вас Духа Святого" (1Кор.6:19).
Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам, в главах 12-14 говорит о дарах Святого Духа, которые подтверждают вывод о Святом Духе как об имени Эволюции: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор. 12:7-11).
Святой Дух, может проявлять себя как мгновенная духовно-интеллектуальная эволюция людей – самый знаменитый пример описан в Евангелии, когда Святой Дух превратил неграмотных пролетариев – рыбаков в одних из самых образованных людей своего времени, со знанием всех языков античного мира:
«В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Получается, что Святой Дух - это истинное, тайное имя эволюции, что это имя – есть та разумная сила, которая миллионы лет была внутренним двигателем эволюции - от первых одноклеточных, в первичном океане Земли, до совершенного венца эволюции природы – человека.
Получается, что Святой дух это та сила невидимых инженеров, по религиозному – ангелов видов животных, которые миллионы лет изобретали всё новые и новые усовершенствования организмам. Более примитивные организмы вымирали и освобождали экологическую нишу для более совершенных организмов, - или сильно уменьшались в размерах, чтобы выжить. Так первые леса из хвощей и папоротников, проиграли соревнование хвойным и лиственным деревьям, уменьшившись до травы, а гигантские ящеры уменьшились до ящериц.
Так, согласно цитате философа Дугина, «Бог Дух Святой (ответственен)— за конкретные, низшие, субстанциальные (аспекты)», Эволюция миллионы лет совершенствовала растения и животных до человека. Затем эволюция материи ускоряется, благодаря тому, что эстафета ангелов родов животных, по усовершенствованию живых организмов, перешла к людям-инженерам, которые за месяцы изобретают и модернизируют неживую материю – машины, на что у эволюции живых организмов уходили сотни тысяч, а то и миллионы лет.
Около 5 тысяч лет до нашей эры, эволюция, от совершенствования человека, перешла к совершенствованию социальных организмов – родов, городов, государств, империй.
Зная это, можно объяснить тот парадокс, при котором формальные носители Святого Духа – римско-католическая и православно-ортодоксальная церковь, с 17 века начали терять власть над государствами и народами, уступая её светским институтам эпохи западноевропейского научного прогресса . Отрицая эволюцию видов, а по большому счёту, эволюцию общества вообще, церковь , таким образом, хулила Святой Дух, что не прощается.
К 20 веку Римско-католическая и Русская православно-ортодоксальная церковь всё больше становились тормозом эволюции человечества, что означало, что западная и восточная христианские церкви стали внутренне хулить Святой Дух, при внешней набожности. Это означает, что после октябрьской революции 1917 года в Российской империи, атеисты - русские большевики были инструментом Святого Духа - Эволюции, которые отделили РПЦ от государства, секуляризировали церковные земли и храмы.
Дворянство, казачество, церковники и купечество были репрессированы не потому что коммунисты были такими плохими и не воспитанными ребятами, а потому, что эти сословия были тормозом социальной эволюции народов России, то есть, хулили, таким образом, Святой Дух.
Святой Дух позволил молодой России - за 20 лет - из неграмотной, крестьянской, феодальной, клерикальной периферийной империи, превратиться в индустриальную сверхдержаву, победившую самую развитую и сильную западноевропейскую Германскую империю и Японию на Дальнем Востоке, и открывшую человечеству дорогу в космос. Благодаря невиданной ускоренной социальной эволюции СССР породил Великую Советскую культуру, шедевры которой облагораживают российские народы благодатью Эволюции, то есть Святого Духа, и в начале 21 веке, в котором в РФ происходит буржуазное постмодернистское культурное ретроградство, то есть хула на Святого Духа.
К 1980-м годам партийная геронтократическая бюрократия СССР, в свою очередь, становилась тормозом социальной эволюции народов Северо-Восточной Евразии. СССР всё больше стагнировал в избыточных запретах частной инициативы, в дефиците свобод, информации и товаров. Запад начал всё стремительнее обгонять СССР, перейдя на новый технологический уклад. Советская брежневская геронтократия стала тормозом социальной эволюции, и за эту хулу на Святого Духа, она рухнула к 1990-м годам.
Кто в начале 21 века хулит Святой Дух-Эволюцию больше, - Россия, со своим периодом Реставрации старых тормозов эволюции – РПЦ и ретроградной пирамиды феминной бюрократии,
или Запад, впавший в неоязыческое поклонение Мамоне и наслаждениям?