Что можно сказать о мудрости, которую Христос сравнивает с мудростью змеи? Конечно, нам нельзя быть изворотливыми, лукавыми обманщиками, ловкими воротилами и льстецами. Всякая ложь противна Господу, да и нам с вами.
Иисус приводит в пример не хитрость, а мудрость, разборчивость, рассудительность, воздержанность и терпение. Нам не должны быть присущи мстительность, обидчивость, гневливость и заносчивость.
Тем не менее, апостол приводит некое условие: «Если возможно с вашей стороны». Что это значит? То, что с некоторыми людьми не всегда возможно быть в мире. Что есть определенные случаи, когда отношения построить невозможно и даже опасно. Здесь нужна мудрость.
Христос предупреждает учеников: «Остерегайтесь же людей». А ранее в Нагорной проповеди Он предупредил: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
Трудно истолковать эти слова Христа в свете Его любви к людям. Трудно их объяснить, когда вся Библия призывает нас к добрым взаимоотношениям. И некоторые комментаторы просто отказываются от их истолкования. Но Иисус сказал эти слова, и нам нужно их принять, понять и исполнить.
О чем же Он говорит? О том, что есть люди разных категорий, образ жизни и характер которых похожи на приведенных нечистых животных. С такими людьми просто невозможно ничего построить.
Что это за категории? Какие качества человека не позволяют строить с ним отношения?
Прежде всего, это его неадекватность.
Есть такой закон: «всякое действие равно противодействию». Неадекватная реакция – это нарушение этого закона. Это неравенство действия и противодействия. Мы ждем адекватной реакции на наши слова и поступки. Когда мы вежливо приглашаем к себе в гости, мы не ожидаем грубого: «Фи! Вот еще! Пойду я к тебе!»
Мы не ожидаем хамства на наше чистосердечное предложение. Поэтому нам следует ограничить общение с таким человеком. Это первая категория тех, с кем мы не можем построить добрых взаимоотношений.
Вторая, подобная ей, – это люди, которые имеют к нам предубежденность: лицо ему мое не нравится. Он видит в моих словах и действиях только лукавство, корысть и злобу.
Сегодня ситуация в мире сложилась таким образом, что источником и носителем вселенского зла назначили Россию, - нас с вами. Что бы гадкого и преступного не происходило в мире, какое бы ни делалось зло, во всем виноваты Путин и Россия.
Разбивать предубеждение очень трудно. Ваш оппонент так настроил себя против вас и подмечает в вас только неприятные стороны. Да, вы хотели бы построить с ним отношения, но его ожесточенность делает это невозможным.
Это вторая категория людей, с которыми мы не можем создать уютный дом отношений.
Третье, что мешает нашим взаимоотношениям, - это то, что я никак не могу одобрить или принять образ жизни, манеры и привычки данного человека. Да, до какого-то предела мы общаемся, но более тесные отношения между нами невозможны, потому что его образ жизни мне претит.
Например, выпивки, курение, грубость. Может быть, его интересует то, что абсолютно неинтересно мне. Да, я неплохо к нему отношусь, и в нем есть нечто доброе, но его образ жизни отталкивает и мешает более тесному общению.
Четвертое, близкое к третьему, - это несоответствие взглядов по принципиальным вопросам. Как мне строить отношения с братом или сестрой в церкви, если он (она) допускает в свое сердце ересь? «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит 3:10).
Кто такой еретик? Тот, кто превратно трактует Слово Божье в противоречие с учением церкви. Тот, кто действует вопреки тому библейскому учению, в котором когда-то был церковью наставлен. Но впоследствии отказался от него по разным причинам. Причем он даже может оставаться в церковных списках. И даже нести служение. Как налаживать с ним контакт? Две беседы «по-душам». Если же послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если нет – «отвращайся».
То есть я прекращаю или «замораживаю» на какое-то время строительство отношений с этим человеком.