Вспоминая Чехию
На снимке средневековый замок Бездез. Под ним с одной стороны поселок с тем же названием, с другой наш полевой район.
В том году так получилось, что мой день рождения пришелся на время планового выхода нашей сббр в полевой район. Середина лета, июль. Погода отличная, очень тепло и сухо. Занимаемся боевой подготовкой согласно ранее утвержденным планам. Стоим здесь уже две недели. Думаю, надо бы напомнить нашему начальнику бригады майору Прокопову (все фамилии и имена изменены), что завтра у меня день рождения.
- Помню-помню, старлей! Сколько тебе?
- Можно сказать юбилей, 25.
- Какой же это юбилей? Юбилей у человека один - полтинник! А все остальное - круглые даты. У тебя, можно сказать, полуюбилей. Красивое число. Будет тебе День Рождения!
Интересная трактовка! Но майору ничего не сказал. С начальством спорить - себе дороже.
На следующее утро сослуживцы на словах меня поздравили и даже потянули за уши. ВСЕ БУДЕТ ВЕЧЕРОМ, сказали они и каждый занялся своим делом.
После обеда бригадир подозвал меня :
- Мы тут скинулись, - протягивает мне пачку крон,
- Спирту у нас до ... (много)! Но хочется чего-нибудь цивильного. Возьми с собой в помощь Вовку Гейдарова, садитесь на шишигу и езжайте в поселок . Здесь недалеко, километра три всего.
- Найдешь магазин, он там один. Возьми пяток BRANDY, штуки три-четыре KASSISа, ящик пива. Остальное на твое усмотрение. Денег хватит!
- Да! И смотри поосторожнее! Дороги там узкие, крутые. Не дай бог кого-нибудь зацепите. Потом говна не оберешься!
Доехали до поселка. На въезде стоит памятник в человеческий рост из черного гранита с одной строкой : Тem kto sgib 1914-1918. Коротко и ясно!
Бывал наш майор в поселке. Бывал. Все точно описал.
И дороги узкие, и подъемы крутые. Не зря он уже три года как в ЦГВ. Мы ученые, цеплять никого не будем.
Продавщица в магазине с опаской посмотрела на двух русских военных в непонятной форме. Одеты мы были в черную спецовку без каких-либо знаков различия, зато с пистолетами на поясе. Изобразив улыбку, она спросила, что паны желают. Паны купили то что хотели и расплатились.
- Насхедано! - продавщица произнесла это таким тоном, что будь ее воля, она бы плюнула в лицо этим чертовым оккупантам!
Стоянка у магазина маленькая, да еще с уклоном. В добавок подъехала пара "шкодовок". Пока тыркались-разворачивались, повалили забор из рабицы. А ведь майор предупреждал! Одно слово - оккупанты. Местные молча смотрели на наши маневры. Видимо для них это было обычное дело. Назад вернулись без происшествий.
Вечером все офицеры и прапорщики бригады собрались в КШМке за праздничным столом. Человек пятнадцать.
Майор Прокопов преподнес мне от имени всей бригады подарок - охотничий нож в кожаных ножнах. За него я отдал майору монету в десять галешек. Примета такая.
Стол по меркам полевого района был просто шикарный. Помидоры-огурцы свежие и соленые, консервы разные, подносы с жареной картошкой, большие сковороды с мясом. Повар на полевой кухне постарался.
Жареное мясо на сковородках какое-то странное, цвет в синеву отдает. Да и вкус непонятный! Явно не свинина, но и на баранину не похоже. Только после третьей рюмки прапорщики проговорились, что это они поймали косулю в самодельный силок.
Произносили тосты, много чего пожелали. Пили и закусывали. Под конец устроили салют из ракетницы. К полуночи все было выпито. Кому не хватило - добавили спирта. Следующий день был выходной. Спали кто сколько хотел.
Так прошел мой "полуюбилей". С удовольствием вспоминаю тот день и всех сослуживцев, устроивших мне этот праздник! С той поры прошло уже более 35 лет. Много было потом дней рождения, хороших и разных. Но ТАКОЙ остался в памяти единственным в своем роде!