Вопрос существования Бога является причиной спора атеистов, верующих, философов и ученых на протяжении многих веков. Взгляды атеистов имеют преимущество, ведь с логической точки зрения, мысль о том, что Бога не существует, не нуждается ни в каких фактах и свидетельствах. По их мнению, нет никакого смысла спорить на тему существования того, кто якобы создал весь мир, но никогда не появлялся в реальности этого мира лично.
Другая сторона прений на эту тему – люди, верующие в существование Бога, которые пытаются доказать свою точку зрения, аргументируя это тем, что раз Бог является объектом данного разговора, значит, он уже существует (хотя бы как предмет дискуссии).
Нужно задаваться вопросом, не есть ли Бог, а существует ли он в объективной реальности.
Основатель ведущего направления в католической мысли, итальянский философ и теолог Фома Аквинский, еще в XII веке привел пять разумных доказательств того, что Бог существует. И до нашего времени эти доказательства никто не смог опровергнуть:
- Доказательство через движение – всё, что движется, когда-то было приведено в движение чем-то другим, что в свою очередь, так же было приведено в движение. Именно Бог оказался первой причиной всего, что ныне движется и двигается.
- Доказательство через причину – ничто не может сотворить себя самостоятельно, так же как и привести себя в движение по своему желанию. Но существует что-то, что является причиной появления всего. И это – Бог.
- Доказательство через необходимость – всё в этом мире появляется случайно и потенциально. И даже то, что появилось случайно, произошло от того, что уже существовало с необходимостью. Именно это и породило случайные и потенциальные вещи. Без этого ничего бы не существовало. Это – Бог.
- Доказательство от степеней бытия – сравнивая красивое с уродливым, большое с маленьким, лучшее с худшим, люди опираются на сравнение с чем-то самым наиболее совершенным. Значит, существует нечто совершенное, прекрасное, доброе, лучшее – это и есть Бог.
- Доказательство через целевую причину – мир устроен разумно, и каждое живое существо стремится к благу для себя или для всего мира вообще. Стало быть, в мире есть какое-то высшее существо, которое положило всему живому цель в виде блага, стремления к нему. И это высшее существо – Бог.
Британский ученый и критик креационизма Ричард Докинз, в своей книге «Бог как иллюзия», оспаривал эти доказательства. Первые три, - писал Докинз, - представляют один и тот же аргумент, перефразированный другими словами, и основаны на бесконечной цепочке последовательностей, из которой вытекает столь же бесконечный ряд вопросов, а роль «всезнающего и всемогущего Творца» с успехом играют эволюция и естественный отбор.
Веками люди пытаются найти ответ на этот вопрос – есть ли Бог? Бог существует в восприятии верующих, в их картине мира и абсолютной вере, он представляется как нечто само себя разумеющее, завершенное и высшее. А атеистам следует согласиться, что есть и непостижимые для них вещи, например, бесконечность.