Неразделенная любовь Христа к фарисеям и книжникам выразилась в Его сожалении о том, что они Его не приняли и продолжали оставаться по отношению к Нему ехидными лицемерами. Он плакал о них, смотря с Елеонской горы на величавый Иерусалим. «Сколько раз Я хотел собрать детей твоих как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели». Иисус не мог вверить Себя им по причине ожесточения их сердец.
Мы так же встречаем иногда в людях холодность и даже неприязнь к нам. И как бы нам ни хотелось построить отношения, это оказывается невозможным.
Нужно ли продолжать попытки? Стараться ли и дальше наладить контакты? Да, но при этом нужна мудрость, чтобы не стать навязчивым и назойливым. Господь пошлет нам случай, возможность, создаст обстоятельства, которые мы сможем использовать. Возможно, этому человеку понадобится помощь, и мы сможем ее оказать. Нам нужно быть внимательными к таким возможностям и следовать совету Христа: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16).
Голуби льнут к людям. Они достаточно доверчивы. Можно даже ходить среди них, чуть ли на них не наступая.
Христос говорит о нашем отношении к людям: «Будьте просты как голуби». Однако пред тем как раскрыть тому или иному человеку свое сердце, Господь предупреждает: «Будьте мудры как змии». Мудрость идет впереди всего. Мудрость – это самое главное для нас.
Что значит быть мудрым как змии? И как сочетать ее с голубиной простотой?
«Мудрый» - (фронимос φρονιμοϛ) разумный, рассудительный, мудрый, догадливый.
«Простой» - (акерайос ακεραιος) чистый, невинный, неповрежденный, простой. В значении слова не говорится о той простоте, которая хуже воровства. Но речь идет о чистоте.
Тут можно вспомнить, что голубь в Израиле считалась птицей чистой. Голубей приносили в жертву малоимущие верующие.
Христос же говоря о простоте, то есть чистоте, имеет ввиду, конечно же, чистоту духовную.
Как это качество может быть применено для строительства отношений с Богом и людьми? Скорее всего, Спаситель говорит о чистоте помыслов и намерений. О том, что мы открыты для людей. Мы искренни с ними. Мы не строим интриг, не ищем выгоды от наших взаимоотношений и не хотим использовать человека в своих целях. Нам нужна только его любовь, нужно его расположение для нашего общения во Христе.
Простота – это чистота отношений. И «чистые Бога узрят».
Что мы скажем о змеиной мудрости в наших отношениях?
Обратим внимание, что Иисус сразу после этих слов о мудрости и простоте продолжает: «Остерегайтесь же людей» (Мф.10:17).
«Остерегайтесь» - (просэкзо προσεχω) обращать внимание, беречься, остерегаться; посвящать или предавать себя, присоединяться.
В сочетании с частицей απο, которая стоит перед словом «людей» и может принимать значение отрицания, возможен такой перевод: «Не предавайте себя людям».
О Христе сказано, что именно так Он и поступал по отношению определенной категории людей. «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Ин.2:24).
Как же понимать мудрость змеи в отношениях? Это не что иное, как разборчивость. Любовь мудра и разборчива.
Нам должна быть присуща любовь рассудительная, как написал апостол Петр: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Петр.1:5-7).
Истинная добродетель должна быть рассудительной, воздержанной и терпеливой. Мы не должны поддаваться страстным чувствам: «Ах! Ах!». Они должны всегда находиться под контролем разума рассудка. Мы должны быть разборчивыми.
«Будьте просты как голуби» - то есть «будьте чистыми среди людей греха, чистыми в помыслах и поступках».
Иисус посылал учеников в мир как овец среди волков. Они должны были сохранять чистоту помыслов и намерений, «чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» (Флп.2:15).В этом простота, то есть чистота наша должна проявляться и сегодня.