Найти тему
QUAntum News

«Обогащение информацией» + «нищета души» = проблемы образования 👀

Оглавление

Заголовок отражает мысль советского психолога А. Н. Леонтьева, которая и побудила продолжить разговор об информационном взрыве и его последствиях. Одним из таких последствий стал кризис в образовании, который уже более полувека не могут преодолеть взрослые, зато выход интуитивно находят… дети информационного века!

Когда ещё и поговорить об этом, как не в самом начале учебного года? Новый год обещает массу новшеств и изменений в образовательном процессе: онлайновые родительские собрания, продолжение экспериментов с дистанционным обучением и организацией учебного процесса в школе.

В нашей большой семье пока два школяра, и третий уже на подходе к школе. Второклассник учится в обычной школе с хорошей репутацией – там пока всё, как всегда: ежедневно 4-5 уроков по 40 минут, и стали задавать домашние задания, которых не было в первом классе. А вот «элитная» гимназия удивила второго нашего ученика: было объявлено, что до окончания ограничительных мер из-за пандемии уроки у них будут длиться всего 30 минут, и пока их было всего по три в день. Мало того, теперь занятия у них будут вести несколько учителей по разным предметам, а не один – и это про 4 класс! Хорошо, хоть по разным кабинетам ходить не будут…

-2

Кризис в образовании и подходы к его разрешению

Образование не успевает за ускоряющимся научно-техническим прогрессом – это стало очевидным ещё во второй половине ХХ века. Но из-за разнобоя представлений о сути кризиса, его проявлениях и об имеющихся проблемах вместо системного решения до сих пор предлагается множество частных решений. Все они исходят из необходимости противостоять информационному взрыву.

Самая образная трактовка сути кризиса образования опиралась на высказывание философа, педагога и организатора науки, основателя теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979):

Самая образная трактовка сути кризиса
Самая образная трактовка сути кризиса

Решение увидели в формировании умений работать с информацией: добывать, обрабатывать, использовать, – для этого в школах ввели новый предмет «информатика».

Человечество пошло по техническому пути решения проблемы. Уже полвека создаются все более компактные, емкие и скоростные устройства, обеспечивающие доступ любого человека, включая ребенка, к любой информации, имеющейся у человечества. Но даже мгновенный технический доступ к информации не меняет ни скорость получения информации через органы чувств, ни скорость работы мозга человека над информацией, с целью преобразования её в знания. Зачастую избыток информации даже вреден: превращаясь в «информационный шум», он тормозит принятие человеком верных решений.

Возникают новые проблемы: необходимость фильтрации информации, оценки её актуальности и достоверности, – не решаемые техникой, но требующие от человека умения критически мыслить при выборе информации для формирования мировоззрения, адекватного реальности.

Надо ли что-то менять?

На основе обязательного, бесплатного и всеобщего доступа к образованию советские образовательные технологии обеспечили индустриализацию страны в короткие сроки и высочайший уровень науки в стране. Так надо ли в XXI веке что-то менять в них?

К сожалению, на фоне информационного взрыва, усиленного всеобщей компьютеризацией, педагоги констатируют катастрофическое падение уровня мотивации основной массы детей к обучению и, как следствие, снижение уровня подготовки абитуриентов и выпускников вузов.

Снижение когнитивного развития, недостаточная социальная компетентность, неразвитость речевых навыков – такие суровые диагнозы ставит современным детям вице-президент Российской академии образования Давид Иосифович Фельдштейн. Как показывают полученные за 15 лет данные (с 1997 г. по 2012 г.) почти вдвое увеличилось число детей 6-10 лет с нарушениями речевого развития (варьируясь в разных регионах от 40 до 60%). Всё у большего числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать и понимать текст. С точки зрения педагогического сообщества, большинство детей на каждом образовательном уровне, от детского сада и до вуза оказываются сегодня не готовыми к обучению по привычным схемам.

Можно попытаться объяснить все негативные явления только ошибками в построении пост-перестроечных образовательных программ и используемых методов. Например:

https://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html
https://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

Функциональная неграмотность

Однако, в западных странах подобные же негативные явления были обнаружены значительно раньше, чем в России, – вместе с первыми эффектами от информатизации. Ещё в 1983 г. В США был опубликован отчёт национальной комиссии по передовому опыту в области образования «Нация в опасности», в котором, в частности, приводились следующие «индикаторы риска»:

  • Около 23 миллионов взрослых американцев функционально неграмотны по результатам простейших повседневных тестов на чтение, письмо и понимание прочитанного.
  • Около 13% всех 17-летних в США можно считать функционально неграмотными. Функциональная неграмотность среди молодежи из числа меньшинств может достигать 40%.
  • Многие 17-летние не обладают интеллектуальными навыками «более высокого порядка»: почти 40% не могут делать выводы из письменных материалов; только пятая часть может написать убедительное эссе; и только одна треть может решить математическую задачу, требующую нескольких шагов
  • Результаты тестирования старшеклассников неуклонно снижаются по английскому языку, математике, физике, а также демонстрируют снижение средней успеваемости выпускников школ и колледжей.

Отчет сразу же подвергли критике, хотя в нём были рекомендации по изменению содержания, технологий преподавания и ожидаемых результатов, а также по организации и финансированию образования.

Функциональная неграмотность не имеет ничего общего с обычной неграмотностью, когда человек просто не умеет читать, писать и считать. Исследования показали, что зачастую люди формально умеют читать и писать, но они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст, не могут решить нестандартную задачу. И таких функционально неграмотных людей в информационном веке становится всё больше.

Общность проблем в образовательных системах разных стран показывает, что существуют глобальные объективные причины для образовательного кризиса. Очевидно, что у подрастающих поколений происходит перераспределение ресурсов мозга: их мышление изменяется, они утрачивают способности, обычные для старших поколений, одновременно развивая некоторые новые способности. Но тогда следует признать, что привычные педагогические методы приходят в противоречие с реалиями при работе с основной массой обучаемых.

Информационный серфинг и клиповое мышление

Практически в каждом доме телевизор, смартфон, компьютер, планшет, интернет обеспечивают почти неограниченный доступ к информации с самого раннего детства. Подталкиваемые безусловным познавательным рефлексом, дети постоянно переключаются на новое, стремясь охватить всю доступную информацию.

https://news.utmn.ru/upload/medialibrary/412/V.N.-Kutrunov.pdf
https://news.utmn.ru/upload/medialibrary/412/V.N.-Kutrunov.pdf

Способ противодействия информационному взрыву, интуитивно изобретенный детьми и превратившийся в условный рефлекс, назван информационным серфингом.

Поверхностное, быстрое и случайное скольжение по информации, пропуск сложностей и длиннот, отказ от продумывания – вот ответ ребенка на информационный взрыв. Этим он решает две задачи: с одной стороны защищается от травмы в виде перегрузки мозга, наносимой информационный взрывом, а с другой стороны, действует в соответствии с безусловным познавательным рефлексом, пытаясь охватить всю информацию

Первым следствием информационного серфинга становится формирование клипового мышления. Комиксы (больше картинок – меньше слов), короткие мультики и видеоклипы, дайджесты – меньше текста. Так сегодня устроен информационный мир, ибо строится он из желания быть понятным рядовому потребителю информации. Задержка на одном клипе неизбежно вызывает желание переключиться на новый информационный блок, ибо это вызывает удовольствие. Отсюда отмечаемое всеми рассеянное внимание детей, школьников, студентов, невозможность удерживать их внимание на теме даже на несколько минут.

https://news.utmn.ru/upload/medialibrary/412/V.N.-Kutrunov.pdf
https://news.utmn.ru/upload/medialibrary/412/V.N.-Kutrunov.pdf

Варианты изменения образовательных технологий

Приходится признать, что в условиях информационного взрыва и действия безусловного познавательного рефлекса человека, серфинг оказывается неизбежностью. Но если это неизбежность, то мы имеем дело с шагом эволюции. Тогда невозможно только характеризовать этот процесс, как негативный. Следует признать, что должны появиться педагогические технологии, учитывающие информационный серфинг, как основу, или одну из основ, информационной деятельности. При этом существуют две точки зрения на этот процесс.

Первая точка зрения заключается в том, что клиповое мышление является нормой. Тогда не нужно противодействовать его становлению.

  • Поток информации, направленный на обучаемого, должен стать клиповым – иначе он не будет воспринят.
  • Клипы должны подаваться с частотой, согласованной с временем удовлетворительного восприятия информации обучаемыми.
  • Фрагмент должен создаваться соответствующих, усваиваемых размеров, не больше и не меньше.
  • Визуальные фрагменты: картинка, короткий мультфильм, комикс, – предпочтительнее текстовых фрагментов.
Правильное детство
Правильное детство

Сторонники второй точки зрения считают, что возможно превратить клиповое мышление не в единственную, а в одну из форм мышления.

Для этого надо с раннего детства – позже будет поздно – ограничивать или исключать контакт детей с избыточной информацией. С ними надо много говорить, писать, читать, рисовать, лепить и творить, развивая мелкую моторику рук, играть в не цифровые игры, приучая действовать по правилам и плану. Тогда есть надежда сформировать у ребенка тип мышления, способный противостоять превращению серфинга в условный рефлекс и закреплению клипового мышления, как единственной формы.

Школьное и вузовское образование должны формировать у учащихся баланс между логическим и клиповым мышлением, которые в XXI веке оба жизненно необходимы.

________________________________________________________________________________________

Если тема была вам интересна – похвалите автора!

_________________________________________________________________________________________