Про классное руководство.
***
Говорят, что детей надо заводить как можно раньше. Чем ты моложе, тем меньше в тебе страхов и установок, которые мешают. С классным руководством всё обстоит так же. Если брать классное руководство в самом начале педагогического пути, ты относишься ко всем провалам и ошибкам гораздо спокойней.
Первая экскурсия 6А была на завод кваса «Очаково». Заказной автобус забирал нас от школы. Со мной согласилась поехать одна из мам. Она встречала нас уже на месте, то есть сажала в автобус детей я сама.
Когда мы вышли из автобуса, выяснилось, что именно её ребёнка я забыла в школе. Он слишком долго обедал, а я не посчитала детей. Всю экскурсию эта мама со мной не разговаривала, а я с тех пор пересчитывала всех по 50 раз за поездку.
Если бы меня попросили дать совет молодым специалистам, я бы посоветовала не брать классное руководство. Не потому, что его лучше взять, имея опыт. А потому, что его не стоит брать вообще.
Да, мои ребята стали для меня лучшим воспоминанием о школе. Да, я редко жалела о дополнительной нагрузке в виде «А» класса. Но это очень большая ответственность и постоянная работа, которую мало кто замечает.
В Москве за это хотя бы платят получше (доплата у меня была в 8.000 первый год и в 25.000 последний год). А в регионах за классное руководство платят по 800-1200 рублей. И нет, оно того не стоит.
«А» класс общеобразовательный. То есть обычный. У меня, если честно, всю жизнь было лёгкое предубеждение против лицейских классов, хотя сама я отучилась пару лет именно в таком (ушла, когда родители поняли, что из «лицейского» тут только ежемесячная оплата обязательных допов).
Я была рада, когда мне дали в руководство «общагу». И довольно приятно было частенько слышать от коллег-предметников, что «А» класс им нравится больше всего в параллели, потому что он хороший и человечный, без пафоса.
Скажу честно, я общалась лично со многими ребятами из лицейских и излишнего самолюбования не замечала, но всё равно гордость брала за своих ребят, когда не раз и не два слышала приятные слова в их адрес.
Увы, никаких приятных слов в адрес своего класса я не слышала от завуча. На любой личной встрече мне напоминали, что мои дети - класс ни к чему не стремящихся бездельников.
Когда я возражала, что вообще-то у нас 1ые места и в одном конкурсе, и в другом, на меня смотрели как на сумасшедшую и говорили, что школьные конкурсы – не показатель.
Когда я говорила, что именно в моём классе единственная на параллель потенциальная медалистка, мне говорили, что моя прямая обязанность – убедить её уйти в лицейский класс и не «гнить среди остальных бездельников» (цитата).
Когда я говорила, что мы избавились от двоек в четверти (в нашей школе это почти непосильная задача), мне отвечали, что «это ненадолго».
Когда я уже прямо говорила, что считаю свой «А» умным и замечательным, мне отвечали: «Анастасия Витальевна, похвально, что вы выгораживаете своих детей, но мы же обе понимаем, что общеобразовательные классы – для тех, кто давно махнул рукой на учёбу и ничего не хочет добиваться»…
Завуч никогда не хвалила успехи «А» класса и на любой встрече с родителями напоминала им, что у нас есть лицейские классы, за пределами которых шансов на успех в жизни нет. При этом я знала, какие учителя в нашей школе действительно сильные, а какие нет. И в конце каждого учебного года ходила по учителям и уговаривала их взять именно моих.
Так «А» класс заполучил сильнейшего физика в 7ом классе, лучшего химика в 8ом, самого крутого историка в 10ом. Я делала всё, чтобы у «А» класса была та же база учителей, что и у лицейских. Кого-то уговаривала, кого-то умоляла, кого-то «обрабатывала» неделями. Завуч об этом, конечно, не догадывалась, а некоторые коллеги удивлялись, почему у «А» ведёт учитель Х, который всегда брал только лицеистов.
И всё равно на любом педсовете завуч пыталась «обработать» родителей и, если видела потенциал, сообщала, что общеобразовательный – для неудачников, а их ребёнку надо учиться в лицейском.
Я бы её поняла, если бы не знала, что такое лицейские в нашей школе (как и во многих, думаю).
Это в 2 раза выше нагрузка и требования, но тот же уровень знаний. Это обязательные допы, которые влетают в копеечку и скрываются из официального расписания, так как школа не имеет права делать обязательные занятия платными (это отдельная тема). И это абсолютно те же шансы на поступление куда-либо, что и у обычного класса.
Слышала, у лицеистов неплохой медицинский профиль, но знаю также и пару ребят из общеобразовательного, которые сдали все ЕГЭ с результатами выше.
Мне повезло, родители моего класса ко мне прислушивались. И на родительских собраниях я им честно говорила, что разницы между общеобразовательным и лицейским нет, а времени на самостоятельную подготовку в первом варианте больше. К 10ому классу у нас был отличный состав ребят, где никто никому не мешал учиться. И отличный состав учителей, способный сэкономить родителям приличные суммы на репетиторах.
Этих двух показателей достаточно, чтобы предпочесть общеобразовательный класс лицейскому.
Родителям школьников советую изучать различные рейтинги перед выбором школы. Не смотрите основной – там всегда учитывается гора критериев, не имеющих отношения к образованию. Например, оснащённость актового зала техникой или участие в проекте Учим.Знаем. Наша школа постоянно мелькала в первой 20ке школ Москвы, хотя не так давно я нашла рейтинг школ по результатам ЕГЭ и она там была лишь 42ой.
А между общеобразовательным и лицейским классом надо выбирать тот, где состав детей и учителей лучше. Если в «общаге» настоящий сброд, а учителей туда приписали самых слабых, то да, уходите. А с комфортным коллективом лучше предпочесть общеобразовательный, так как нагрузка там ниже, времени свободного больше, а уровень плюс-минус тот же.
***
Я провела первое родительское собрание за три месяца до первого официального рабочего дня. И я росла вместе со своим классом. На момент нашего знакомства мне был 21 год. Им – по 10-11. И я понимаю, что их «худшие» годы я «пережила» лишь потому, что на многое закрывала глаза...
В 8ом классе мальчики сходили с ума. Меня постоянно гоняли на разборки то к одному завучу, то к другому. Что бы ни случалось в стенах школы, везде был замешан 8«А». Это они взорвали петарду на поле возле начальной школы (и чуть это самое поле не подожгли). Это они снесли в коридорах несколько картин в стеклянных рамах (рекорд среди классов по количеству). Это они ломали ноги на школьных лестницах. Это они всегда оказывались именно там, где происходило что-то зловещее: кто-то падал, находили сигареты, ломалась мебель. И если в первые 2-3 беседы с завучами я краснела/бледнела и холодела, то потом уже привыкла и начала выгораживать свой «бедовый» 8«А».
В итоге, свозить свой класс в Питер я решила именно в 8ом. Это было рискованно, так как опыт выездов за город и даже с ночёвкой у меня был, но не такой масштабный. Мы выбрали 4 дня на майских праздниках. Слава богу, поехало не очень много народу (9 человек). Из взрослых была моя младшая сестра и мама одной ученицы (но от неё толку почти не было – по большей части эта мама с дочкой жили в своём ритме и даже не везде с нами ходили).
4 дня для поездки с 8ым классом – это много. Последний день был лишним, и это чувствовали все. Зато первые 3 дня были очень насыщенные. Я так боялась, что они буду пить и гулять, что загружала всех по полной. В первый день уснули уже в 7-8 вечера.
В остальном, я была очень лояльным организатором. Я отпускала их в торговый центр без сопровождения (под честное слово быть аккуратными), мы ели суши и пиццу с доставкой в номера, мы в час ночи пошли смотреть на развод мостов и вернулись ближе к 3м. Может, я была бы не столь лояльной, но я знала, что все поездки со школой оборачиваются катастрофой.
В нашей школе любят куда-то выезжать за границу. И я знаю всю правду об этих поездках и как бывшая ученица, и как «доверенное» лицо многих ребят. Я знаю, что по ночам сопровождающие учителя сами напиваются дай боже. Знаю, что по ночам дети вылезают из отелей и гуляют по городу или даже в его окрестностях (и, разумеется, нетрезвые). Знаю, что в 9ом классе в такой поездке можно лишиться девственности или даже чудом раздобыть травку.
Поэтому свою поездку в Питер я планировала так, чтобы разрешать всё безопасное, дабы не было сил и желания совершить что-то небезопасное. И да, наша поездка прошла без приключений. Ребята играли по ночам в карты. Я даже могу предположить, что кто-то мог выпить, но никто не ходил пьяным, не вылезал в окно, не буянил и не оказывался в полиции.
В том же 8ом классе случилась примечательная история на Новый год. Родкомитет подарил мне к празднику большую гастрономическую корзину. Среди прочих удовольствий там была бутылка шампанского. Я была польщена, корзину поставила в шкаф, чтобы забрать её после каникул домой. Так вышло, что я проболела первый день новой четверти, то есть мой класс целый день провёл без меня. Никто на них не жаловался, я была горда.
На следующий день я решила забрать корзину, в которой, к моему удивлению, не было бутылки шампанского. Я решила, что мне показалось в первый раз и что никакого шампанского мне не дарили. Даже расстроилась слегка. Спустя где-то неделю родкомитет спросил меня, не исчезало ли что-нибудь из моей корзины. Я честно и уверенно сказала нет. Они уточнили, не исчезала ли бутылка шампанского. Тут я начала догадываться. Но признаваться родкомитету в том, что «профукала» алкоголь, не хотела и сказала им, что всё на месте. Они успокоились. Я не знала, как выяснять у детей такие вещи, и через какое-то время вовсе забыла. Спустя месяца 1,5 кто-то из моего собственного класса рассказал мне, что две девочки (я даже знаю их имена) вытащили бутылку шампанского, аккуратно завязали обратно ленточку и выпили всю бутылку в кабинете, снимая это на видео.
Я была слегка разочарована этими девочками, но так ни разу и не сказала им лично, что в курсе. Несколько раз потом при классе шутила про кражу алкоголя из кабинета, но никогда эту тему всерьёз не поднимала. Надо сказать, это был первый и последний случай воровства в моём кабинете.
***
Положительные моменты в классном руководстве, конечно, есть. Одно из ярчайших впечатлений моего первого года – поездка в детский дом для малышей. Там жили те, от кого отказались в самом роддоме. Старший возраст ребят – лет 6-7. Мы с классом делали для них новогоднее представление. Мой 6«А» справился просто великолепно, а я весь спектакль стояла в коридоре и плакала.
Но настоящим шоком было то, что произошло после - когда мы вышли из детского дома и стояли на остановке в ожидании автобуса до школы. Дети стояли в абсолютной тишине, а один из мальчиков подошёл ко мне, обнял и, всхлипывая, назвал «мамой».
Ребята из класса ещё не раз называли меня в шутку «мамой». Иногда мне это льстило, иногда раздражало.
С другой стороны, с некоторыми детьми я проводила времени больше, чем их собственные родители. Класса с 8ого ребята становятся очень интересными собеседниками. И заставляют иначе взглянуть на мир взрослых.
Но всё же эти беседы всегда меня очень волновали.
В школе мне никогда не приходило в голову делиться с учителем чем-либо важным. Ни с каким. Даже с самым любимым. Важным я делилась с подругами, с сестрой или с родителями.
Современные дети важным делятся с учителями. Может, не со всеми. Может, я располагала как-то. Но иногда ко мне шли с такими темами, что я невольно задавалась вопросом: а есть ли у них родители?
Обращаюсь к родителям современных детей: если ваши дети не делятся сокровенным с вами, они делятся этим с кем-то другим! И не переживайте – они найдут, кому излить душу.
Первая любовь и первое разочарование, предательство, ссоры с родителями, смена школы, поиск друзей и будущее – это лишь малый список тем, с которыми дети идут к учителям, если те готовы их выслушать. Я бы не хотела, чтобы мой ребёнок обсуждал это с каким-то школьным учителем, а не со мной.
Поэтому умоляю: родители, говорите со своими детьми! Плевать на загруженность на работе, что вам кто-то изменил, вы разводитесь или ещё что-то случилось!
Иметь детей – это ваш выбор! И это ваша ответственность! Если вы оставите их наедине с проблемами в 10-15 лет, то потом не удивляйтесь, что это совершенно чужие вам люди. И вы им будете совершенно чужими (вот только вас в такой ситуации жаль не будет).
***
Классное руководство в 10-ом сильно отличается от классного руководства в 6ом.
В нём меньше душевности и искренности. Но в нём больше свободы. Это разговоры на совсем другие темы, это сознательная помощь, адекватные суждения, относительно хорошая дисциплина (когда кто-то из учителей всё же жаловался, я уже не воспринимала это на счёт класса, а считала личной некомпетентностью конкретного предметника).
С 9-10 классом мне было интересно ездить вместе на экскурсии и ходить в театр, пить чай после уроков и болтать на переменах. Это были уже взрослые дети. Еще немного наивные и романтичные, но уже всё понимающие.
Когда мне нужно было сообщить своему 10«А» об увольнении, я боялась начинать этот разговор. Ведь мы были вместе с самого начала - мы должны были вместе уходить. В конце концов, я им обещала.
Я легко могла сказать, что наш завуч меня выжила (и в это бы все поверили). Тогда меня бы жалели, защищали. И я уходила бы героиней. Но меня с детства учили честности. Поэтому правда должна была остаться правдой, даже если бы она всех обидела.
Я рассказала им про амбиции и зарплату, рассказала про начинающиеся проблемы со здоровьем, про желание чего-то достичь и работать для себя самой в своё удовольствие.
Если бы это был 6 класс, они бы услышали это так: «Я ухожу, бросаю вас, мы не будем больше вместе, вы мне не нужны». Они бы плакали, страдали, сделали бы кучу подарков. И через пару недель забыли бы, как меня зовут. Это не делает 6ые классы плохими. Нет, просто они дети, ветреные и легкомысленные. И это нормально.
А 10 класс меня понял. Они не обиделись и не ныли, не уговаривали и не жаловались. Они сказали, что понимают и поддерживают. И, самое интересное, что правда поддержали. Со многими из них мы начали активно общаться онлайн и даже видеться. Это и непривычно, и безумно приятно.
***
Классное руководство – лучший опыт, что был у меня в школе. Наверное, в моей памяти навсегда останутся Театральные фестивали, последний звонок в 9ом классе, традиционная прогулка перед Новым годом по центру Москвы и многие другие чудесные моменты.
Но останутся в памяти, хоть не так ярко, и печальные истории.
Я работала всего 2 недели, когда на очередном педсовете нам объявили, что в этом году будет обязательной благотворительная деятельность школьников. В ярких красках наш завуч расписала, что привлечь нужно будет 100% детей, а она лично проследит за этим и строго накажет всех классных руководителей, которые не обеспечат такую цифру.
И я пошла писать искреннее письмо всем родителям класса.
Я написала, что работа с учащимися будет разнообразной и интересной, в неё будет включена волонтёрская благотворительная деятельность, в которой принять участие должен каждый ребёнок.
Тогда я не знала, что слово «должен» применимо только и исключительно в адрес учителя, но никогда – в адрес родителя.
На следующий день на меня написали жалобу в Департамент образования Москвы. А там очень любят жалобы и оперативно работают с ними. Правильными письмами можно избавиться от любого учителя и даже директора.
Родители в нашей школе почему-то редко пользуются Департаментом по назначению. Ни от кого из по-настоящему неадекватных учителей таким способом не избавились.
Зато чуть не избавились от меня. На вторую неделю моей «блестящей карьеры».
Жалоба была анонимной, но было понятно, кто автор. Папа одного из самых сложных в дальнейшем учеников. Скандал был такой, что мне грозило увольнение или выговор (почти одно и то же в некоторых случаях), если бы не одна моя коллега. Она пошла к завучу и взяла всю вину на себя, сказав, что научила меня неудачной формулировке. И пока на неё изливали «гнев», я в истерике стояла в кабинете и рыдала.
Для первого месяца работы это был несправедливо тяжёлый опыт, зато я с первого раза поняла очень многое о взаимодействии с родителями.
Было ещё несколько моментов, когда я разочаровывалась в классном руководстве. Но забавно, что ни разу всерьёз не разочаровалась в детях. Им я могла в шутку пригрозить уйти (так было в 7ом классе, когда они были неуправляемы и срывали всем учителям уроки), но искренне уйти хотела всего пару раз и только из-за их родителей.
На третий год работы я узнала, что в шестом классе родительский комитет ходил к завучу и просил поменять классного руководителя (меня). Аргумент был весомый – молодой и неопытной девочке дали класс из одних мальчиков (5 девочек, 21 мальчик). Справиться нереально.
Завуч предложила им подождать до конца года и обещала заменить меня, если что-то пойдёт не так. Вышло, что в итоге я справилась. Работать с «А» классом нравилось очень многим учителям, потому что класс получился очень душевный и хороший. С родителями мы, кстати, потом тоже нашли общий язык. Они советовались со мной в важных семейных вопросах, постоянно благодарили, а некоторые поддерживают связь даже после моего ухода.
Самая неприятная история с родкомитетом случилась в 8ом классе.
Каждый год в январе-феврале все классы ставят театральный спектакль. Большинство классов в этом вопросе привлекает родителей, нанимает режиссёров и сценаристов.
С самого начала у меня была политика строгой самостоятельности. Сами придумываем, сами подбираем костюмы, сами ставим. Ни одного взрослого я в этот процесс не втягивала. Настраивала детей, что важна не победа, а только процесс. Если им весело, значит, мы всё делаем верно. В 6ом классе мы заняли 3ье место. В 7ом классе – 2ое. В 8ом все, естественно, настроились на 1ое, но мы снова заняли 2ое (и всё же в 9ом классе мы отвоевали себе 1ое).
Дети слегка расстроились, но через пару дней уже отошли. Зато вспоминали, как весело было репетировать.
Но история на этом не закончилась.
Одним чудесным мартовским утром я шла в школу в очень хорошем настроении. Завибрировал телефон, я посмотрела – сообщение в чате родкомитета. Туда редко что-то писали, но всегда по делу – я сразу открыла. А там аудио на несколько минут. Начинаю слушать и почти сразу понимаю, что аудио прислали не в тот диалог: «А.Н. и Е.Н., предлагаю обсудить нашего классного руководителя, Анастасию Витальевну». И дальше длинный монолог о том, какой я плохой классный руководитель.
Потому что мы третий год не занимаем 1ое место, так как мне лень привлечь родителей к процессу и вложиться в него (я сидела над сценарием и презентацией для фона до часу ночи несколько дней подряд, отменила своих дополнительных учеников, чтобы репетировать после уроков, помогала искать костюмы).
Потому что я всё делаю «на отвали» и мероприятия провожу «на отвали» (мы были единственным классом параллели, принимавшем безоговорочное участие в каждом спортивном и интеллектуальном мероприятии (с кучей 1х и 2х мест), ездили в театр или на экскурсию каждый месяц!).
И ещё много чего обидного про мою молодость, неопытность и так далее по списку.
Когда я прослушала аудио, в чат прилетело «Извините, это не сюда» и аудио удалили.
Так обидно мне не было ни разу. Я не знала, как себя вести с ребёнком этой мамы (он вроде и не виноват ни в чём, но говорить с ним не хотелось ещё дня два).
Очень импульсивная и эмоциональная, я сразу восприняла это близко к сердцу и была готова идти увольняться. Но к вечеру слегка остыла и записала ответное аудио. Где максимально спокойно объяснила свою позицию по всем вопросам классного руководства.
Затем наступили весенние каникулы. После них эта мама пришла ко мне лично. Она сказала, что от остальной части родкомитета поддержки не получила и они на моей стороне, а она прослушала и осмыслила моё сообщение и теперь извиняется за свои слова и эмоции.
Это была последняя стычка с родителями моего класса. И никогда больше никто из них не ставил под сомнение мой авторитет и мои старания.
***
А вообще эту главу хочу посвятить именно родителям своего класса. Мы почти никогда не ругались, почти всегда понимали друг друга и не мешали друг другу. Это очень ценно для классного руководителя.
Мы не стали близкими друзьями и не ходили друг к другу в гости (думаю, разница в возрасте тоже играет свою роль), но почти всегда были на одной волне.
Класса с 8ого никто не пытался решить какие-либо проблемы за моей спиной – любой скандал, любой спорный вопрос решался через меня. И это было важно. Даже завуч замечал, что родители «А» класса приходят с жалобами только вместе со мной.
Я участвовала во всех конфликтах, возникавших между родителями, учениками и учителями. И да, у меня был авторитет внутри класса.
Огромное спасибо родителям «А» класса за веру в меня и поддержку.