День из жизни
6:00. Звенит будильник. Просыпаюсь. Перевожу его на 6:15. Моментально засыпаю снова. Муж безмятежно лежит рядом.
6:15. Будильник. Просыпаюсь. Ненавижу мир. И мужа. Ведь он всё ещё безмятежно лежит рядом.
6:30. Умылась, зубы почистила, причесалась. Сижу с кофе на кухне. Читаю книгу. Ранний подъём - это мой выбор, так как другого времени на чтение «своих» (а не программных) книг у меня нет.
7:00. Вызвала такси. Пока оно едет, оделась, привела себя в порядок. Поцеловала сонного мужа. Вышла из дома в полную темноту.
7:30. Уже сижу в своём кабинете. За окном только начинает светать. В школе тишина. Прекрасное время для работы. Сделала себе ещё чашку кофе. Проверяю тетради.
Лучший час если не в сутках, то за рабочий день.
8:30. Первый урок. 6 класс. Русский язык. Сонные и несчастные дети с трудом пытаются понять, что от них хотят. Ненавижу эти ранние подъёмы.
Почему в американском кино школьники успевают чуть ли не в гости друг к другу сходить перед уроками? И светло там всегда не по-утреннему. Несправедливо.
Зато я уже бодрячком. Сил много, дисциплина у класса идеальная (вернее, они просто тихо спят с открытыми глазами). Урок проходит вяло и спокойно.
9:15. Первая перемена. Возможность допить остывший кофе. Заполняю электронный журнал. В кабинет постоянно кто-то вбегает с тем или иным вопросом. Глупые игнорирую. С умными приходится разбираться.
9:25. Второй урок. Тот же 6 класс и тот же русский. Тупое расписание. Дети уже проснулись, но и от русского успели устать. Начинается работа с дисциплиной. Работаем. Шумно, активно, быстро. 6ой класс у меня хороший в этом году. Только в тетрадях каракули страшные.
10:10. Перемена. Сажусь за проверку тетрадей, а то потом времени не будет. Заходят дети с вопросами. Пишут мамы моего класса. Отпрашивают с уроков. Оплачивают театр (чёрт, театр в пятницу). Спрашивают, как разобраться с оценками по истории. Отвечаю на все сообщения правой рукой, левой рукой разбираю проверенную стопку работ, параллельно отвечаю на вопросы детей.
Кажется, я ещё ничего не ела? Ну ладно, потом поем.
10:25. Третий урок. 7 класс. Литература. Класс хороший. Спокойный. Но чересчур. Дисциплина железная, тишина гробовая (главный «язык» класса заболел). Болтать приходится только мне. 45 минут разговоров с самой собой. Не так страшно. Зато вроде слушают. Тема интересная. Про чуму. В конце вопросы. На них не скупятся.
Звенит звонок, но они задают всё новые и новые вопросы. Часть перемены трачу на ответы, потом отпускаю ребят.
11:25. Разгар перемены. Хотела заполнить журнал, но 7 класс не отстаёт. Выгнать их не могу – люблю, когда ребятам интересно. Приходится отвечать на вопросы. Заходит мой 10ый класс. В кабинете проще всего что-то списать, что-то доделать. Некоторые приходят просто поспать на парте. Я не мешаю. Разговариваю с 7 классом, тут же собираю деньги за театр от своих ребят.
Внезапно знакомый жуткий голос в коридоре. Вспоминаю, что среда. Я должна дежурить на переменах в коридоре. Стрелой вылетаю в коридор. Завуч настигла моего «компаньона» и теперь отчитывает его за отсутствие на дежурстве. Видит меня в коридоре, кивает. Повезло, мой «прогул» не замечен.
Остаюсь в коридоре. О своевременном заполнении журнала и проверке тетрадей можно забыть.
11:30. Четвёртый урок. 8 класс. Русский язык. Люблю этих ребят. Но работать непросто. Во-первых, их 34 человека. Во-вторых, они шустрые и активные.
Дисциплина хорошая (мы к ней два года шли), работают бодро. Вопросы умные. Внезапно врывается в кабинет секретарь: «На следующей перемене завуч собирает всех у себя!»
Чёрт!
12:10. Перемена. Ничего не проверяю. Нигде не дежурю. Иду в кабинет завуча.
Жду коллег – сбор всех словесников. Нам поручают провести пару мероприятий, рассказывают детали. На лицах коллег тоска. Я листаю ленту в инстаграме.
Прозвенел звонок. Нам всё ещё объясняют, как, что и когда мы должны провести. Если в двух словах, то это мероприятие, которое нельзя проводить вне расписания, но нельзя дёргать детей с уроков. К нему надо готовиться, но провести уже «завтра». И да, это приоритетная задача. Но не забывайте об открытых уроках на следующей неделе, родительском собрании завтра и пробных ОГЭ в пятницу.
Совещание съело от урока минут 10. Мне страшно идти на свой этаж.
13:15. Прошёл пятый урок. 9 класс. Русский. Они молодцы. Ждали меня достаточно тихо.
Ликовали, что из-за моего опоздания успели списать домашнее задание. Уроки в 9ом простые. Все сидят тихо. Вопросы задают культурно. У доски только работают долго. Но это мне же на руку – уже у дверей вспомнила, что забыла подготовить конспект урока. Пришлось импровизировать. Дети вроде не заметили.
13:20. Идёт большая перемена. В кабинете почти весь мой 10 класс. Мальчики ворчат, что на прошлой перемене было заперто и они не смогли посидеть в тишине. Девочки тихо обсуждают свой проект.
Я дежурю в коридоре, листаю инстаграм и почту, параллельно болтаю с кем-то из ребят. Мысленно злюсь, что не могу 30 минут перемены потратить на заполнение журнала и проверку тетрадей. Обычно эта перемена здорово экономит время.
У кабинета собирается музыкальная часть 9ого класса. Поют под гитару. Поднимают настроение.
13:45. Шестой урок. 9 класс. Литература. Один из самых любимых классов за всё время работы в школе. Проверяю, кто из мальчиков прогулял. Их друзья строчат им эсэсмэски, чтобы те срочно бежали на урок.
Урок проходит весело. Мы много болтаем (вроде по теме). Мало пишем. Учимся рассуждать. Замечаю, что руку начали тянуть даже тихони. Удивляюсь. Потом вспоминаю, что скоро конец четверти. Вопрос снят. Всё равно поощряю активность в журнале.
Прошу мальчиков поднять стулья в конце урока. Прощаюсь с ребятами. Это был мой последний урок.
14:35. Выдыхаю. У меня 25 минут перерыва. Ставлю чайник, бегу в туалет (впервые за день). Возвращаюсь, делаю себе кофе. Достаю еду (если не забыла взять из дома). В процессе заполняю журнал до конца.
15:00. Приходит ученик на индивидуальные занятия. Вроде так делать нельзя, но в нашей школе после 15-16 часов репетиторством занимается каждый второй кабинет, так что я ни разу не мучилась угрызениями совести. Занимаемся. Готовимся к ОГЭ.
16:30. Новый перерыв. Сказка! Допиваю остатки холодного кофе.
Успеваю проверить 5 тетрадей (норма проверки – 35 в день, иначе не успеваю в срок).
17:00. Второй ученик. Готовимся к ЕГЭ. Пару раз отвлекаюсь на сообщения от родительского комитета.
18:30. Ученик ушёл. Я проверяю ещё 10 тетрадей. На сегодня достаточно. Остальное – утром. Проверяю, все ли задачи выполнены. К родительскому собранию подготовлюсь завтра. Мероприятие вроде на следующую неделю поставили.
В пятницу театр, все деньги собраны. Стоп, а к новогоднему спектаклю мы когда готовиться начнём? Проверяю расписание детей. Пересечений нет вообще, придётся уговаривать задерживаться после уроков.
Нашему спектаклю конец.
19:10. Собираю вещи. Вызываю такси. День прошёл за секунду. Только сейчас понимаю, что выжата как лимон.
20:00. Я дома. Муж тоже. Наливаю себе бокал красного. Готовим вместе ужин. Почти молча. Сил нет. Подливаю ещё чуть-чуть. Смотрим фильм, ужинаем. Пытаемся поговорить. Подливаю ещё чуть-чуть.
23:00. Готовимся спать. В вотсапе пара диалогов с мамами учеников. Отвечаю на сообщения. Муж пытается обнять. Говорю, что просто хочу спать.
23:40. Засыпаю в секунду. Завтра новый день.
Это моя обычная среда где-то в конце ноября.
Среда – один из самых простых дней в неделе.
Нет пустых уроков, а значит, нет внезапных замен и импровизаций с незнакомыми классами. Репетиторские ученики приходят в кабинет, и мне не надо ехать на другую станцию метро после уроков, как во все остальные дни. Среды мне нравились. Они были такими же изматывающими, но зато почти всегда абсолютно предсказуемыми.
Не понимаю, когда кто-то жалуется, что его день рождения выпадает на рабочий день. У меня за 4,5 года два раза день рождения выпадал на родительские собрания. Дни родительских собраний – это когда в школе ты сидишь до 10 вечера, потому что родители в классе активные и неравнодушные, мы много спорим и обсуждаем.
Тяжёлые дни - когда много окон в расписании. По законам окон вообще не должно быть. Но не в нашей школе.
У меня был один день с тремя окнами. Два подряд и ещё одно. И, увы, это не то время, которое можно потратить на отдых или какие-то дела. 70% всех окон заканчивались внезапными заменами того или иного учителя. Кстати, их не всегда оплачивали. Не знаю точно официальную отговорку, но в первый год работы я попробовала разобраться, на что услышала, что уж слишком я меркантильная и мелочная и что в этой школе всегда без проблем заменяют друг друга.
Не согласилась, но больше эту тему не поднимала. Просто старалась всеми силами избежать окон в расписании.
Тяжёлые дни в школе – когда много мероприятий. У нас не было завуча, ответственного за воспитательную часть. Поэтому все мероприятия учителя проводили сами.
Неделя русского языка.
Театральный фестиваль.
Новый год для младших классов.
Новый год для своего класса.
Неделя какого-то поэта.
Фестиваль военных песен.
Это лишь малая часть.
А ещё были олимпиады, научные марафоны, тренировочные ОГЭ и ЕГЭ.
И бесконечные совещания, педсоветы, встречи с родителями.
Жизнь в школе постоянно кипит, и это здорово. Я почти всегда приходила одной из первых и нередко уходила одной из последних. Я слышала, как школа «просыпается» и как она «засыпает».
Самый «ад» - в 12-14 часов. На переменах творится хаос. На уроках приходится держать дисциплину.
Как-то меня навещал бывший одноклассник. Зашёл попить чай. Мы сели с ним поболтать во время перемены. Я спокойно участвовала в разговоре, параллельно отвечала на вопросы забегавших детей. В какой-то момент одноклассник спросил, как это у меня получается, потому что у него самого уже вскипел мозг от постоянных вопросов и криков за дверью. Я с удивлением поняла, что даже не слышала крики, а на вопросы детей отвечала на автомате.
Человек ко всему привыкает. Увы, он привыкает и к плохому так же быстро, как к хорошему.
В какой-то момент я привыкла спать по 5-6 часов, есть 1-2 раза в день, пить по 6 кружек крепкого кофе.
Привыкла отменять встречи с друзьями, ходить в театр только с классом и молчать дома.
Привыкла решать проблемы детей и их родителей, а свои откладывать.
Привыкла шутить, что с такой нервной работой я вряд ли смогу когда-то стать мамой.
Привыкла чувствовать вину, если удавалось уйти с работы на 1-2 часа раньше, чем обычно.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мои отношения со школой могли сложиться совсем иначе. Если бы я жёстче отстаивала свои права (которые было бы неплохо ещё и знать), отказывалась от любой дополнительной нагрузки (когда просишь не давать тебе больше 20 часов, а соглашаешься и на 27) и чётко разделяла личное и рабочее время.
Увы, это всё я увидела лишь сейчас, со стороны. Это не плохо и не хорошо.
Было время, когда я жила работой и жила на работе. Просто с появлением своей семьи начинаешь слегка иначе расставлять приоритеты. Школа должна оставаться на работе. И ни в коем случае не должна заменять жизнь вне её стен.
Эту главу я посвящаю всем своим коллегам, которые часто смешивают понятия «жизнь» и «работа».
У меня есть коллега, которая встаёт в 4, чтобы проверить тетради и подготовить уроки. Она приезжает в школу к 7. А уезжает из школы в 8-9 вечера из-за учеников. Своих детей она почти не видит – созваниваются по телефону в течение дня.
У меня был коллега, который в 6 утра выходил из дома, чтобы не опоздать на первый урок, даже если случится апокалипсис и весь транспорт встанет. Он уходил около 9 вечера. Свою семью так и не завёл.
Это не единичные случаи. Таких учителей много.
Дорогие коллеги, если вам такой сценарий нравится, наслаждайтесь. Но если вы прочитали этот абзац и вздрогнули, я прошу вас задуматься и вспомнить, что в первую очередь вы чья-то семья, чей-то друг, а учитель – это лишь работа.