Найти тему
Философия для жизни

Сказка о старом барабанщике, крыльях и волшебном зове

«Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем».

Леонардо да Винчи

«Все мы смотрим на жизнь через грязные, затуманенные, поцарапанные, а то и разбитые линзы. Вот это (полет) позволяет отлипнуть от линз и на короткое мгновение увидеть все, как оно есть на самом деле».

Чарльз Мартин «Между нами горы»

«Да просто жить, Гор. Летать! Помогать тем, кому может помочь. А тех, кому помочь не может, твердой рукой перенаправлять туда, где им помогут другие. Любить! Быть собой…. Почему бы и не ты? Ты открыт миру. Ты стараешься стать лучше, день ото дня. В твоей душе всегда горит свет. Для того чтобы носить крылья, этого вполне достаточно».

Анна Михайловна Островская

О каком человеке мы говорим – умеющий летать?

О том, кто может подняться над обыденностью и суетой?

О том, кто не боится мечтать и по-детски, наивно, искренне верит
в чудо?

Кто творит волшебство своими руками?

Кто может увидеть то, что находится за пределами видимого мира?

И, взметнувшись в небеса, увидеть мир земной в его целостности
и неделимости, в его разнообразии и красоте?

Жила-была на свете одна писательница, и в далеком 1971 году она задала себе вопросы: «Есть ли на Земле крылатые люди? Что дает возможность вырасти крыльям? А что заставляет их потерять? А потом обрести вновь?»

И написала она одну сказку для детей.

Простую сказку о простых советских школьниках и старом барабанщике, который в какой-то момент взял да и потерял свои крылья.

Да, так случается, что порой мы даже не замечаем, что потеряли крылья.

Наша жизнь вдруг становится серой и обыденной. И мы тоже становимся серыми и обыденными. То ли из-за серой жизни, а быть может, наоборот, жизнь становится скучной из-за нашей внутренней серости.

Такая беда приключилась со старым барабанщиком.

Однажды, заснув на сцене во время концерта оркестра, в котором играл на барабане, он вдруг отчетливо понял, что больше не может летать, потому что где-то потерял свои крылья, и жизнь его скучная-прескучная, давно прожитая.

А ведь крылья даны человеку для полета!

Крылатый человек – тот, у которого живое сердце, кто верит в чудо, у кого чистая, детская, невинная душа.

Его сердце легче перышка, и поэтому оно способно летать.

Когда сердце черствеет, грубеет, оно перестает любить. Огрубевшее сердце теряет крылья. И человек разрывает узы – любви и дружбы. Становится очень одиноким, потому что замыкается в своем тесном мирке.

Старый барабанщик забросил свой любимый барабан. «Барабан стоял в углу комнаты, потускневший, пыльный – барабаны не любят, когда в них не бьют».

Наш герой одиноко пил чай в своей квартире, один гулял по серым городским улицам. «Он никуда не спешил, потому что его нигде не ждали. Он просто гулял и думал о старости, о том, что у него никого нет…»

Он утратил своих друзей – вторую скрипку Юру Пильщикова и виолончелиста Чапаева. От прежней жизни у него остались лишь воспоминания о молодости, о родном оркестре, о любимом барабане и прекрасной девушке-парашютистке, умевшей летать.

«Он очень тосковал. Ему встретилось в жизни много хороших девушек, но ни одна из них не умела летать, а это как-никак серьезный недостаток. Так считал барабанщик. Если в небе проплывало круглое облако, похожее на голубой парашют, барабанщик долго смотрел на него, задрав голову, тихо вздыхал… Не было больше концертов, не было друзей. Барабанщик остался один. Он один пил чай, один пел песни, и от этого песни звучали невесело…»

И так бы старый барабанщик и остался жить в своем скучном мирке, если бы не волшебная труба!

В судьбе каждого человека наступает чудесный момент, когда Его Величество Случай, или Кайрос (по древнегречески) внезапно врывается в его жизнь. И только от самого человека зависит, ухватит ли он Кайроса за его ускользающий чуб.

Видимо, старый барабанщик еще не совсем забыл о своих потерянных крыльях и какой-то потаенной частью души заставил себя остановиться и разглядеть в серой действительности волшебную, живую вещь.

«Труба лежала на снегу, немного ржавая, совсем обыкновенная. Раньше этой трубы здесь не было; ее, наверное, привезли ночью и положили, чтобы потом закопать в землю, соединить с другими трубами и пустить по ней воду или газ. А пока широкая и длинная труба лежала просто так. Барабанщик остановился и стал смотреть на эту трубу, которая почему-то ему очень понравилась».

Видимо, эта труба, несмотря на внешнюю непривлекательность, обладала одним несомненно важным качеством – Зовом.

Ведь для того, чтобы сердце вновь ожило, снова полюбило, стало легче перышка, человеку нужно услышать Зов. Вспомнить, кто он на самом деле, пойти на этот Зов, откликнуться.

Труба звала к себе, влекла, манила.

И старый барабанщик, подойдя к трубе, решился на отважный, совершенно не приличествующий пенсионеру поступок – влезть в нее. Он пробежал внутри ржавой трубы и вылез с обратной стороны совершенно иным человеком.

-2

«Старый барабанщик вдруг почувствовал, что ему стало почему-то весело и легко. И почему-то перестала ныть поясница и зябнуть руки. И совершенно без следа прошли тоска и грусть. Барабанщик удивился: давно у него не было такого хорошего настроения… А дела творились совсем странные. Неожиданно для самого себя барабанщик вдруг запрыгал на одной ноге и доскакал до самого угла, не чувствуя ни усталости, ни одышки. Уж такого с ним никогда не бывало…»

Труба – символ перехода из обыденного пространства в сакральное.

И когда, услышав Зов трубы, барабанщик отозвался и пошел, он вспомнил, кем является на самом деле.

Словно что-то давно уснувшее, замершее, забытое, проснулось, ожи-ло и вдохновило его на такие подвиги, которые ему даже и не снились!

С этого момента в жизни старого барабанщика стали происходить удивительные вещи.

Он познакомился с настоящим волшебником, мальчишкой, который умел творить чудеса.

Правда, он иногда забывал заклинания, и превращения удавались не очень. И вообще, у маленького волшебника было много проблем
в школе и дома: невыученные и сорванные уроки, двойки, ссора с лучшим другом Валеркой, разгневанная мама и злой волшебник Примус. И его папа, тоже, кстати, волшебник, не мог ему ничем помочь, потому что ушел из дома, на прощанье сказав, что потерял крылья.

Почему-то все мы уходим из настоящего мира в иллюзорный, словно засыпаем, когда теряем крылья.

Так поступил и папа волшебника, будто никогда сам не был волшебником.

И поэтому старый барабанщик и Сережа (так звали юного волшебника) оказались совершенно необходимы друг другу.

И по мере того, как старый барабанщик помогал мальчику, а волшебник, в свою очередь, дарил ему всевозможные чудеса и показывал фокусы, крепли узы между ними, и в итоге они стали настоящими друзьями.

-3

Кажется, что может быть общего между мальчишкой и стариком, когда их разделяет пропасть лет?

Может быть, проснувшаяся душа, которая помогла заново отрасти крыльям старого барабанщика?

И барабанщик словно возвращается в давно забытую юность, где небо синее, солнце ярче, мороженое вкуснее, пускать мыльные пузыри и играть с ребятами во дворе в салки не возбраняется, а даже совсем наоборот! Он сам становится немножко волшебником.

Старый барабанщик мирит Сережу с его другом Валеркой, помогает юному волшебнику победить злого Примуса, познакомиться с чудесной девочкой с золотой лентой в волосах, умеющей летать… Он дарит пассажирам трамвая счастливые билетики, прохожим на улице – разноцветные шарики, пирожки. Помогает тем, у кого омертвело сердце, услышать Зов, пойти на него, вспомнить… Жизнь его снова наполнена смыслом, и счастьем, и чудом… В его душе снова живет музыка, цветут сады. А за спиной рвутся в полет чудесные молодые крылья! И в его судьбе снова появляется девочка, умеющая летать…

Барабанщик с радостью берет в руки любимый барабан со словами: «Ну, все, каникулы закончились! Пора приниматься за работу!»

В Сережиной жизни тоже происходит настоящее чудо - возвращается отец.

На вопрос юного волшебника «Ты нашел крылья?» взрослый волшебник, прошедший долгий путь и многое познавший и понявший, отвечает сыну: «Пока не нашел, но знаю, что найду. Они просто дома где-то завалялись».

Иногда нужно пройти долгий, трудный путь, полный опасностей и приключений в поисках своих крыльев, пока не поймешь, что они никуда не пропадали, а всегда лежали на самом видном месте в твоем родном доме, твоем сердце.

Просто что-то случилось с твоим зрением, и ты перестал их видеть.

Когда тонкая ниточка, соединяющая человека с его душой, обрывается, то и крылья тоже становятся невидимыми… И, бывает, целой жизни не хватает, чтобы восстановить ее. Но иногда одного мгновения достаточно, чтобы утраченная связь восстановилась и ожила.

Удивительную писательницу, поведавшую нам волшебную историю о крыльях и чудесном зове, зовут Людмила Григорьевна Матвеева.

Сказка «Старый барабанщик» явилась ее творческим дебютом.

Людмиле Григорьевне 91 год, она живет в Москве и продолжает писать свои необыкновенные, добрые сказки.

Обязательно почитайте, разбудите свое сердце, чтобы снова пуститься в полет!

-4

P.S. А вот интересно, почему Людмила Матвеева всем героям сказки придумала имена, а старому барабанщику нет?

Может быть, потому, что каждый из нас в какой-то период своей жизни становится тем самым старым барабанщиком? Как вы думаете?

Елена Дударева