Найти тему

Публицистический материал к итоговому сочинению

В комментариях к направлениям итогового сочинения 2021 есть рекомендации использовать в качестве литературного материала публицистику. Попытаемся сегодня ответить на вопрос,  насколько реально раскрыть тему сочинения, опираясь ТОЛЬКО на статьи.
За источник возьмём
"Письма о добром" (еще одно название "Письма о добром и прекрасном") Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Фото автора.
Фото автора.


Прежде всего несколько слов о самой книге. Это 46 статей, каждая из которых пронумерована, на различные морально- нравственные темы: письмо четвёртое - "Самая большая ценность - жизнь", письмо десятое - "Честь истинная и ложная", письмо шестнадцатое "О жадности", письмо двадцать второе "Любите читать!" Предваряет книгу обращение Лихачева к молодым читателям, где он пишет:

"В своей книге "Письма о добром и прекрасном", предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом".


Статьи небольшие по объёму, они легко читаются, не менее легко запоминаются. Казалось бы, что еще надо!


Для примера воспользуемся письмом пятнадцать
"Про зависть". Прочитаем.


"Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
Завидуете – значит, не нашли себя".


Что есть в статье? Определение понятия зависти, причем объяснение не прямое, а через примеры (3 абзац). Авторское отношение к чувству  выражается при помощи эпитета "ужасное". Есть рецепт, как избавиться от зависти.


Все. Героев, на примере которых можно раскрыть проявление этого чувства или его последствия, нет. Ситуаций, к которым привела чья-то зависть, тоже нет. Не будем забывать, что публицистика "служит для воздействия на людей через СМИ", то есть статья формирует представление о чем-то,  призывает к чем-то, но не не учит на чужих ошибках, не дает пример для подражания, как это делают литературные герои.


Как же можно использовать в итоговом сочинении "Письма о добром"?


Мысли Лихачева могут быть ОДНИМ ИЗ АРГУМЕНТОВ в вашем сочинении. Например, в направлении "Я и другие" тема "Согласны ли Вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?
Помните, как заканчивается пятнадцатое письмо Лихачева? Это можно оформить как аргумент.


"Д.С. Лихачев чётко выразил мысль в одной из статей книги "Письма о добром":
"Завидуете - значит, не нашли себя". Опыт литературных героев убеждает нас в этом. Вспомним, например, Грушницкого и Печорина (роман М. Лермонтова "Герой нашего времени"). Что, как не зависть Печорина по отношению к Грушницкому, положило начало вражде между ними?"

А дальше, по идее, стоит проанализировать эпизод первой встречи с Грушницким и Мери на водах, потом рассказать о том, как завидовал уже Грушницкий, написать, к чему это привело, проанализировать эпизод дуэли.


Еще один вариант. Можно начать с названия Письма - "Про зависть".


"Почему Д. Лихачев допускает грамматическую ошибку в названии, используя предлог "про" вместо правильного "о"? Не потому ли, что хочет сразу выразить свое мнение: нет ничего хуже зависти, она разрушает, приводит к трагедии и даже убивает".


Это - аргумент. Следующим должен быть пример. Если опираться на текст Письма, получится пересказ. Мы же не можем ничего проанализировать или сделать вывод из поступков героев. Поэтому в качестве доказательства лучше брать художественный текст.


"Письма о добром" Д. Лихачева можно использовать в нескольких направлениях (обязательно будем говорить о каждом направлении отдельно), однако надо чётко осознавать: ТОЛЬКО на этой книге будет очень сложно раскрыть тему, не пересказывая текст Писем.