Найти в Дзене

В поиске декодера к задумке режиссера

Давно откладывала поход в Купаловский театр на спектакль «Сон у купальскую ноч» по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Почему-то впечатления знакомых и рецензии критиков меня твердо убедили «Юля, тебе не понравится!». Так вот, со всей ответственностью заявляю – надо иметь свою голову на плечах и собственное мнение по любому поводу. Спектакль не стал для меня восторгом, но и проходным его назвать не осмелюсь. И вот почему.

Всегда неподдельный интерес вызывает постановка режиссера, работы которого лично не видел, но о которых все говорят. Поэтому приглашенный российский мастер Андрей Прикотенко стал одной из веских причин купить билет. Признание и высшие награды пришли к нему благодаря одной из первых постановок – «Эдип царь». В начале 2000-х режиссер получил приз Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», премию «Золотой софит» в номинации «Лучшая режиссерская работа».

Интерес к «Сну ў купальскую ноч» подогрела и возможность оказаться на самой сцене. Да, кресла вынесены на святую святых! Наличие зрительных мест прямо в театральной коробке предполагает особую работу со светом, звуком, сценографией и техническими возможностями самой площадки. На что же вдохновили российского режиссера белорусский театр и английское достояние? Какой ответ он подготовил на поставленную задачу?

Решение состоит в следующем: дополнительные места на сцене выстроены буквой П вокруг прозрачного куба, в котором собственно и проходит действие спектакля. Артисты попадают внутрь и из зала, и из-за кулис, и даже из-под земли. На стенах конструкции проецируются проникновенные диалоги Александра Казело, исполняющего роль Оберона, ведется онлайн трансляция происходящего на сцене, раздробленные символы становятся буквами, словами и целыми образами.

В купаловской постановке классической комедии Шекспира много лирического, бытового, современного и даже виртуального. Актеры здесь ездят на гироскутерах, декламируя монументальный текст, с помощью селфипалки делают фото, в том числе со зрителями, напевают современный бит, парят над залом и тонут в глубине сцены.

Весь этот замес сначала кажется сумбурным и непонятным. Но одновременно приходит понимание – спектакль затягивает. Я четко осознаю, что нахожусь в потоке, все мое внимание сосредоточено на происходящем. Временами я будто на концерте поп-кумира, временами на юмористической антрепризе. Перед глазами мелькают кадры в формате «шоу за стеклом» с элементами легкой эротики, а фирменный купаловский ор в исполнении Павла Островуха напоминает о «Большой стирке». Мозг непроизвольно сам строит ассоциативный ряд, подымает давно заархивированные файлы, толкает на принятие и отождествление постановки с собственным опытом.

Уметь разглядеть в классическом тексте, уже закостеневшем от цитирования, современность и актуальность – талант не только режиссера, но и зрителя. Далеко не всегда человек, пришедший в театр, может подобрать декодер для расшифровки мысли автора. И это вовсе не его вина или показатель низкого IQ. Просто именно этот режиссер и именно этот зритель разговаривают на разных языках, мыслят иными категориями, живут в параллельных вселенных.

Почему Вам все-таки стоит попробовать понять язык Прикотенко? У меня на это, как в песне поется, пять причин:

1. Интерес к зарубежным режиссерам. Чтобы искренне полюбить свое или иметь право поливать его же нечистотами, нужен опыт насмотренности.

2. Непосредственная близость к постановке. Возможность разглядеть актеров, их мастерство и эмоции, оценить каждую задумку сценографа Ольги Шаишмелашвили, услышать все ноты композитора Ивана Кушнира.

3. Талант Александра Казело, Юлии Шпилеской. Их профессиональная работа заслуживает громких оваций. Все выверено, четко, уместно.

4. Прекрасный перевод Алеся Рязанова. Шекспировская речь в белорусском звучании оказалась очень живой, мелодичной и одновременно страстной и пульсирующей.

5. Возможность сравнить и понять актерский труд. В спектакле виден большой разрыв между поколениями и это камешек в огород молодых купаловцев.

Ну, а самый лучший декодер – это любовь к искусству!