Сегодня идеальный день, чтобы снова оказаться в приятном вчера. На проигрывателе играет пластинка белорусских народных песен, за окном ветер гоняет тележку по парковке супермаркета, а я в задумчивом настроении одеваю мысли в слова, слова в предложения, предложения в новую рецензию для канала.
“Шлюб з ветрам” — новая постановка Евгения Корняга для РТБД, первый показ которой случился 14 декабря 2019. Премьера под занавес календарного года стала одной из наиболее обсуждаемых работ белорусской сцены за последнее время. Сразу раскрою карты: спектакль мне очень понравился. Легкая нотка сюрра и предельная ясность на сцене на меня всегда действуют безотказно.
По сюжету зритель становится свидетелем свадебного застолья. На празднике присутствуют жених с невестой, их матери и неназванные гости. Звенят бокалы, идет видеозапись значимого момента, настраивается микрофон для будущего тоста — все как в счастливой семейной жизни, но почему-то отовсюду веет холодом и одиночеством.
Мать жениха недовольна выбором сына и даже не пытается скрыть свое отношение к будущей родственнице. Молодой человек в свою очередь не в силах отстоять свое решение, он крепко держится за подол маминой юбки, а вернее сияющий лиф платья. Он даже в слова обличить свое мнение не может: мычит, заикается, плачет, бьется в истерике. И сколько бы сомнений не было в голове невесты, сколько бы обиды и отчаяния не было в ее душе, она берет на себя крест и дальше нянчить взрослого мужчину, буквально нести его по жизни на руках словно хрустальную вазу.
При всей простоте семейной драмы, подана она под очень оригинальным и одновременно аутентичным углом. В спектакле не говорят. В спектакле поют. На сцене вовсе не оперетта или мюзикл, на сцене — действительно, заявленная в афише песня в одном действии. Средством коммуникации между действующими лицами служат народные белорусские спевы.
В большинстве случаев мелодии имеют современную аранжировку, но суть уходящего корнями в наше прошлое пения от этого совсем не потеряна. Напротив, в сегодняшнем звучании понять заложенный предками смысл неподготовленному слушателю гораздо легче.
Без работы композитора и музыкального руководителя Кати Аверковой спектакль однозначно не вышел бы таким, каким его услышал зритель. Для меня, именно песня стала главным героем постановки. Такая живая, такая разная, такая близкая и такая далёкая — белорусская народная песня. Сколько генетического кода можно считать только в одном напеве “Вол бушуе - вясну чуе, воран крача - сыра хоча, дзеўка плача - замуж хоча”... Все в это мире уже было и даже не раз, песни минувших столетий — лучшее тому подтверждение.
В народных песнях нередко образ девушки на выданье символизировала птичка, например, “зязюлька”, которая оплакивает свою беззаботную, незамужнюю жизнь. В спектакле героиня Анны Семеняко не просто плачет, она кричит вороньим “голосом” о своей предстоящей нелегкой доле. И чем страшнее становится ее отчаяние, тем больше в зале нарастает напряжение и тем больше становится бутафорских птиц на сцене. Думаю, сам Хичкок оценил бы такой режиссерский пассаж.
К достоинствам спектакля стоит отнести и работу художницы Татьяны Нерсисян. Визуально сценография — очень бедная, всего два цвета — белый и черный, но как же она оживает во время спектакля. На сцене длинный стол, табуреты, нависающий потолок, граненые стаканы и бутылки. Вроде как свадьба, а даже здесь нет места для раздолья и ярких акцентов. Все предметы многофункциональны, оснащены подсветкой и постоянно задействованы на протяжении чуть более 1,5 часов.
Как резюме уже который день вынашиваю следующую мысль: все в нашей жизни делится на черное и белое, на вместе и врозь, на близкое и далекое, на мечту и отчаяние...И пусть весь мир нам доказывает, что в жизненной радуге еще целый спектр оттенков, но на самом то деле это осознанный “шлюб з ветрам” — наш самообман и готовность назвать черное синим, а белое серым.