Найти в Дзене
Heptaplus

Возникновение философии

Существует предположение, что философия возникает из мифологии как следствие попыток практического освоения мира силами разума. В силу того, что восточная философия зачастую тесно переплетена с религией, и порой достаточно сложно отделить одно от другого, - имеет смысл проследить это возникновение на примере западной философии, зародившейся в древней Греции. Или, по крайней мере, в тех народах, которые впоследствии стали древними греками. Древние греки верили в существование души, и что эта душа существует отдельно от физического тела. Под душой они понимали не совсем то, что понимаем мы сегодня. Греческое «псюхе» этимологи возводят к слову «псюхос» - прохлада. Здесь имеется ввиду та прохлада, которую человек производит своим дыханием. Души умерших пытались умилостивить, устраивали различные праздники, развивалась греческая драма. Особенно боялись умерших насильственной смертью. Считалось, что такие души (Эринии) могут вернуться в мир живых и мстить людям. Так же Эринии (у римлян их на

Существует предположение, что философия возникает из мифологии как следствие попыток практического освоения мира силами разума. В силу того, что восточная философия зачастую тесно переплетена с религией, и порой достаточно сложно отделить одно от другого, - имеет смысл проследить это возникновение на примере западной философии, зародившейся в древней Греции. Или, по крайней мере, в тех народах, которые впоследствии стали древними греками.

Древние греки верили в существование души, и что эта душа существует отдельно от физического тела. Под душой они понимали не совсем то, что понимаем мы сегодня. Греческое «псюхе» этимологи возводят к слову «псюхос» - прохлада. Здесь имеется ввиду та прохлада, которую человек производит своим дыханием.

Души умерших пытались умилостивить, устраивали различные праздники, развивалась греческая драма. Особенно боялись умерших насильственной смертью. Считалось, что такие души (Эринии) могут вернуться в мир живых и мстить людям. Так же Эринии (у римлян их называли Фурии) охраняют вход в Аид.

Орест и Эринии
Орест и Эринии

В отличии от римлян, у которых боги отождествлялись с явлениями и стихиями, - греки под богами понимали сущность этого явления или предмета. Боги – это не есть некие существа, сидящие на облаках. Это мифологические образы, посредством которых описывается сущность тех или иных явлений. Это принципиальная разница, которая сыграла существенную роль в формировании философии именно среди греческого населения, в то время как для римлян философия носила лишь эклектический характер.

Среди огромного многообразия религиозных верований древней Греции, следует выделить три основных, из которых впоследствии и будут формироваться философские школы.

Религия Зевса – Аполлона известна более всех остальных преимущественно в силу того, что была подробно изложена в трудах Гомера и Гесиода.

Гомер
Гомер

В Одиссеи Гомера следует выделить подробно им изложенную антропологию (учение о человеке). Человек, по Гомеру, состоит из души и тела. Причем душа имеет троякое значение. Она обозначается как «псюхе» (бесплотный образ), как «тюмос» (волевое начало) и как «ноос», или же «нус» - ум. Истинное бытие человека возможно только на этом свете. Загробная жизнь существует, но она явно хуже земной. В Аиде одни только мучения и страдания:

«Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату
У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,
Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью». Одиссея, 489 – 491
Одиссей и Тиресий в Аиде
Одиссей и Тиресий в Аиде

У Гесиода следует выделить космологию, описание возникновения мира и богов, которое он изложил в своей «Теогонии». Его интересует не субстанциональный вопрос возникновения мира, а его хронологический порядок. А также что послужило первопричиной возникновения мира. Гесиод пишет:

«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос». Теогония, 116
Гесиод
Гесиод

Первопричина, по Гесиоду, лежит в хаосе. Хаос здесь не стоит понимать, как некий беспорядок. Это скорее бездна, пропасть между землей и небом. Из нее возникает мир, предметы и явления посредством зарождения различных богов, эти самые явления и символизирующих.

Религия Деметры имеет иное происхождение, но впоследствии сливается с религией Зевса – Аполлона. Согласно мифу, Аид похищает у Деметры ее дочь Кору. Деметра обращается за помощью к богам, но по решению совета она обязана попеременно жить на земле и в загробном мире. От Деметры люди узнают про загробный мир и участь умерших. Из этого мифа возникает эзотерическая религия с мистериями и таинствами Деметры – Коры.

Деметра
Деметра

Религия Диониса, или Вакха пришла из Фракии и лежит в поклонении богу вина Дионису. Служителями культа были вакханки. Во время вакханалий люди впадали в экстаз и обнаруживали, что у человека существует не только тело, но и душа, и что душа может существовать независимо от тела. Почитав мифы об Орфее, на которых зиждется эта религия, можно в большей степени узнать об их теогонии.

Дионис
Дионис

В религии Диониса исповедовались прямо противоположные Гомеру взгляды на жизнь после смерти. Если для Гомера жизнь - это лучшая доля, которая выпала человеку, а загробная жизнь страдание, то для вакханок тело есть могила души. Загробная жизнь здесь мыслится более истинной и лучшей.

Вакханалья
Вакханалья
-9

В дальнейшем из дионисейской и аполлоновской религий выходят две философских школы: италийская (Пифагор) и милетская (Фалес). С них и начинается история западной философии.