(Не)обязательное вступление
Не так давно я решил начать писать детские книги. Стремление на удивление странное для молодого человека, но лично для меня подобная стезя показалось максимально привлекательной. Я всегда любил сочинять истории, придумывать отважных и храбрых персонажей, оформлять в замысловатые метафоры различные моральные проблемы. Да и писательство вроде как неплохой бизнес нынче.
Но я столкнулся с тем, что прямого опыта в писательстве у меня нет, и что для для начала стоит познакомиться с различным работами других авторов на тему сочинительства, и тем более сочинительства для юной аудитории. Начать я решил с книги Джанни Родари(«Чипполино», «Сказки по телефону») - «Грамматика Фантазии».
Стоит отметить, что данный очерк не будет обзором книги в том в виде, в коим они обычно предстают в интернете. Скорее это некий пересказ мыслей и идей, которые посетили меня во время прочтения. Если уж, волею судеб, вам довелось это читать - прошу примите мои сожаления.
Сама книга, на самом деле является стенографией пяти публичных лекций, которые автор провел перед небольшой публикой в 60 человек. Пускай эту книгу часто рекомендуют, как пособие для придумывания и создания сказок. Лекции по большей части были сфокусированы на внутреннем мире ребенка. Джованни был учителем начальных классов у себя на родине в Италии, и много времени проводил со своими потенциальным читателями, и часто вовлекал их в процесс своего творчества.
Бином Фантазии
Главной идеей всей книги является - «бином фантазии». Это придуманный автор термин, являющийся смысловым катализатором для детской фантазии. В основе этого термина лежит простая, но очень древняя мысль. Ни один объект не может иметь смысла, пока он не сопоставляется с другим объектом.
Наглядно, если бы вселенная представляла собой бескрайнюю пустоту, посреди которой летал бы осел, то мы бы даже не могли его описать, ведь нам совсем нечем его сравнить. А вот если взять осла и жирафа, то мы мы уже много сможем сказать о каждом из них основываясь только лишь на их различиях.
Можно сказать, что каждая мысль, идея или, даже пойдем дальше, сказка имеет в основе своей два противопоставления.
- Чиполлино - анархизм против империализма.
- Колобок - глупый, не имеющий глубокого жизненного опыта, главный герой против хитрой и бывалой лисицы.
Уверен, вы и без меня сможете найти другие примеры «бинома фантазии». Стоит также добавить, что «бином», это только отправная точка, противопоставленных идей или вещей может быть и три, и пять, и десять, суть именно в том, что каждая вещь должна с чем-то сравниваться, ведь только тогда включается фантазия.
Еще один аспект, который демонстрирует мощь "бинома фантазии", это его неиссякаемость. В середине книги Родари рассказывают про игру итальянских школьников середины века. Готовилась специальная колода карт, на которую наклеивались различные картинки, предварительно вырезанные из старых газет или журналов. И Кто-то брал колоду в руки, тасовал, и по очереди выкладывал их и рассказывал историю опираясь на те картинки. Каждый раз у детей получалось уникальная история, учитывая, что картинки в колоде не менялись, но менялся смысл каждой из них в соответсвии с предидущим. У киношников есть похожий пример - эффект Кулешова
Кадр может менять смысловое значение предидущего кадра, такой эффект обнаружил советский режиссер, собственно по фамилии Кулешов. Он брал один и тот же кадр с лицом мужчины и в зависимости от того какой кадр шел после этого зрителям казалось, что на лице на первом кадре выражало либо скорбь, либо нетерпение, либо желание, хотя, повторюсь, первоначальный кадр был один и тот же.
"Бином фантазии" поможет наделить смыслом любой произведение, не захламляя его лишними описаниями. Достаточно найти два(или больше) образа максимально далеких друг от друга и они сами будут говорить за себя. Ребенок может прочитать "день и ночь" и в его голове сразу сформируется несколько абзацев различий между двумя этим словами.
Если наделить персонажа "бином фантазии", то за ними будет интереснее наблюдать. У него возникнет внутренний конфликт. Например человек, который всю жизнь вынужден прятаться, вдруг заимеет стремление раскрыть для кого-то одного. И внутри него будет борьба между двумя этим аспектами его личности. И это борьбу читатель будет ощущать, даже в те моменты, когда о ней не говорится напрямую.
Не тяните детей за собой
Еще одна очень полезная мысль, что встретилась мне в книге была озвучена еще в предисловии. Там автор высказывает сожаления, что в силу возраста так и не овладел компьютером. Весьма уникальная мысль для человека его эпохи. Я привык что люди родившиеся в начале 20 века, обычно склонны отторгать все технологические новшества. Не могу точно сказать, что это - зависть ли или же банальный страх течения времени. А может они просто постепенно чувствуют, что на место их Века приходит Век новый. Так пускай сами они в него вступить боятся или не могут в силу каких-то ограничений, то хотя бы не дадут другим поколениям в него войти.
Извечный разговор, что раньше было лучше, и что трава была зеленее, а мороженное можно было купить за три копейки.
Если вы тоже хотите писать для детей, не стоит тянуть их за собой, лучше вместе с ними смотреть в будущее. Ребенок и без нашей книги сможет узнать, что его поколение "ничего не может" и что "гаджеты ему все мозги променяли", об этому ему без устали напоминают дома, в детском саду и школе. Так пускай открыв книгу, он лучше будет знать, что с ним все в порядке, что времена меняются, что будущее может стать прошлым, и что у перемен нет четкой позиции, перемены не бывают плохими или хорошими - перемены просто случаются. Вполне возможно, что если он будет читать эту книгу не один, а с родителями, то и они смогут это понять.
Не тяните детей в прошлое, а даже если ваша книга, про исторические события, смотрите вместе с вашим юным читателем на них из сегодняшнего дня.
Детский консерватизм и Сказки-пародии.
До некоторого возраста, дети в вопросах, касающихся их любимых сказок, остаются ужасными консерваторами. Если им нравится Красная Шапочка, то в каждом пересказе она обречена идти одной и той же тропинкой, встречать волка, подвергаться стрессу за бабушку и прочие неприятности проходить по кругу. Отчасти это сильно роднит малышей с их бабушками и дедушками, на которых часто возлагается роль воспитателей и опекунов, в их жажде стабильности. Поначалу ребенка пугают перемены, но если все в его взрослении пойдет правильно, то сначала он перестанет их боятся, а затем и сам захочет, чтобы что-то начало меняться. Здесь на место классических любимых сказок приходят сказки пародии. Не стоит относится к ним заранее предвзято, в пародии нет ничего плохого, они лучше вовлекают ребенка в процесс фантазии, ведь ему приходится не с разбега прыгать в неизвестное и запоминать новых персонажей или новые места действия, оно просто впускает новое в мир своей сказки.
Чтобы помочь ребенку принимать новое. Можно проработать с его любимой сказкой четырьмя способами:
- Дать персонажем сказки новый объект или действие. Сказка все та же, но вдруг вместо того чтобы прыгать в рот к лисе, колобок предложит ей шоколадный батончик? Или вдруг туфля треснет от частой примерки, как тогда принц найдет золушку? Сказки имеют много недосказанностей, дети их подмечали как и вы просто не задумывались над этим, так подумайте вместе, как могли бы произойди события, если бы вдруг все пошло немного иначе.
- Сказка-наизнанку. еще один интересный способ пофантазировать вместе с ребенком над его любимой сказкой. Извернусь ее можно как угодно. Представьте, что сказка это пододеяльник и взяв с любого место вы можете вывернуть ее наизнанку. Можно просто рассказать ее задом наперед, можно поменять злодеев с героями или же изменить пол всем персонажем.
- Спросить что было дальше? Неужели лиса наелась одним колобком? Были ли счастливы вместе принц и золушка? Кем стала Красная Шапочка, когда выросла? Жизнь героев не заканчивается на последней странице их сказок, с ним ведь наверняка могло приключись еще много интересных событий.
- Сказка-Калька. Очень мощный инструмент чтобы придумывать полностью новые сказки на основе других, в соседней статье я более подробно его расписал, а также показал, как можно придумать уникальную сказку на основе колобка.
Спасибо, что уделили время этой статье. Это далеко не все полезные мысли, которые мне удалось выцепить из данной книги. Некоторые из них оформились в полноценые заметки и появятся чуть позже, если еще не появились, на моем канале, поэтому прошу вас подписаться, чтобы не пропустить.