Найти тему
Fairy Tale Workshop

✨ Как работает фантазия и другие заметки из справочника сказочников

Оглавление

(Не)обязательное вступление

Не так давно я решил начать писать детские книги. Стремление на удивление странное для молодого человека, но лично для меня подобная стезя показалось максимально привлекательной. Я всегда любил сочинять истории, придумывать отважных и храбрых персонажей, оформлять в замысловатые метафоры различные моральные проблемы. Да и писательство вроде как неплохой бизнес нынче.

Но я столкнулся с тем, что прямого опыта в писательстве у меня нет, и что для для начала стоит познакомиться с различным работами других авторов на тему сочинительства, и тем более сочинительства для юной аудитории. Начать я решил с книги
Джанни Родари(«Чипполино», «Сказки по телефону») - «Грамматика Фантазии».

Стоит отметить, что данный очерк не будет обзором книги в том в виде, в коим они обычно предстают в интернете. Скорее это некий пересказ мыслей и идей, которые посетили меня во время прочтения. Если уж, волею судеб, вам довелось это читать - прошу примите мои сожаления.

Сама книга, на самом деле является стенографией пяти публичных лекций, которые автор провел перед небольшой публикой в 60 человек. Пускай эту книгу часто рекомендуют, как пособие для придумывания и создания сказок. Лекции по большей части были сфокусированы на внутреннем мире ребенка. Джованни был учителем начальных классов у себя на родине в Италии, и много времени проводил со своими потенциальным читателями, и часто вовлекал их в процесс своего творчества.

Бином Фантазии

Главной идеей всей книги является - «бином фантазии». Это придуманный автор термин, являющийся смысловым катализатором для детской фантазии. В основе этого термина лежит простая, но очень древняя мысль. Ни один объект не может иметь смысла, пока он не сопоставляется с другим объектом.

-2

Наглядно, если бы вселенная представляла собой бескрайнюю пустоту, посреди которой летал бы осел, то мы бы даже не могли его описать, ведь нам совсем нечем его сравнить. А вот если взять осла и жирафа, то мы мы уже много сможем сказать о каждом из них основываясь только лишь на их различиях.
Можно сказать, что каждая мысль, идея или, даже пойдем дальше, сказка имеет в основе своей два противопоставления.

  • Чиполлино - анархизм против империализма.
  • Колобок - глупый, не имеющий глубокого жизненного опыта, главный герой против хитрой и бывалой лисицы.

Уверен, вы и без меня сможете найти другие примеры «бинома фантазии». Стоит также добавить, что «бином», это только отправная точка, противопоставленных идей или вещей может быть и три, и пять, и десять, суть именно в том, что каждая вещь должна с чем-то сравниваться, ведь только тогда включается фантазия.

Еще один аспект, который демонстрирует мощь "бинома фантазии", это его неиссякаемость. В середине книги Родари рассказывают про игру итальянских школьников середины века. Готовилась специальная колода карт, на которую наклеивались различные картинки, предварительно вырезанные из старых газет или журналов. И Кто-то брал колоду в руки, тасовал, и по очереди выкладывал их и рассказывал историю опираясь на те картинки. Каждый раз у детей получалось уникальная история, учитывая, что картинки в колоде не менялись, но менялся смысл каждой из них в соответсвии с предидущим. У киношников есть похожий пример - эффект Кулешова

Демонстрация Эффекта Кулешова.
Изображения взято: Сайт - dtf.ru, публикация - "Что такое эффект Кулешова?"
Демонстрация Эффекта Кулешова. Изображения взято: Сайт - dtf.ru, публикация - "Что такое эффект Кулешова?"

Кадр может менять смысловое значение предидущего кадра, такой эффект обнаружил советский режиссер, собственно по фамилии Кулешов. Он брал один и тот же кадр с лицом мужчины и в зависимости от того какой кадр шел после этого зрителям казалось, что на лице на первом кадре выражало либо скорбь, либо нетерпение, либо желание, хотя, повторюсь, первоначальный кадр был один и тот же.

"Бином фантазии" поможет наделить смыслом любой произведение, не захламляя его лишними описаниями. Достаточно найти два(или больше) образа максимально далеких друг от друга и они сами будут говорить за себя. Ребенок может прочитать "день и ночь" и в его голове сразу сформируется несколько абзацев различий между двумя этим словами.

Если наделить персонажа "бином фантазии", то за ними будет интереснее наблюдать. У него возникнет внутренний конфликт. Например человек, который всю жизнь вынужден прятаться, вдруг заимеет стремление раскрыть для кого-то одного. И внутри него будет борьба между двумя этим аспектами его личности. И это борьбу читатель будет ощущать, даже в те моменты, когда о ней не говорится напрямую.

Не тяните детей за собой

Еще одна очень полезная мысль, что встретилась мне в книге была озвучена еще в предисловии. Там автор высказывает сожаления, что в силу возраста так и не овладел компьютером. Весьма уникальная мысль для человека его эпохи. Я привык что люди родившиеся в начале 20 века, обычно склонны отторгать все технологические новшества. Не могу точно сказать, что это - зависть ли или же банальный страх течения времени. А может они просто постепенно чувствуют, что на место их Века приходит Век новый. Так пускай сами они в него вступить боятся или не могут в силу каких-то ограничений, то хотя бы не дадут другим поколениям в него войти.

Извечный разговор, что раньше было лучше, и что трава была зеленее, а мороженное можно было купить за три копейки.

Если вы тоже хотите писать для детей, не стоит тянуть их за собой, лучше вместе с ними смотреть в будущее. Ребенок и без нашей книги сможет узнать, что его поколение "ничего не может" и что "гаджеты ему все мозги променяли", об этому ему без устали напоминают дома, в детском саду и школе. Так пускай открыв книгу, он лучше будет знать, что с ним все в порядке, что времена меняются, что будущее может стать прошлым, и что у перемен нет четкой позиции, перемены не бывают плохими или хорошими - перемены просто случаются. Вполне возможно, что если он будет читать эту книгу не один, а с родителями, то и они смогут это понять.

Не тяните детей в прошлое, а даже если ваша книга, про исторические события, смотрите вместе с вашим юным читателем на них из сегодняшнего дня.

-4

Детский консерватизм и Сказки-пародии.

До некоторого возраста, дети в вопросах, касающихся их любимых сказок, остаются ужасными консерваторами. Если им нравится Красная Шапочка, то в каждом пересказе она обречена идти одной и той же тропинкой, встречать волка, подвергаться стрессу за бабушку и прочие неприятности проходить по кругу. Отчасти это сильно роднит малышей с их бабушками и дедушками, на которых часто возлагается роль воспитателей и опекунов, в их жажде стабильности. Поначалу ребенка пугают перемены, но если все в его взрослении пойдет правильно, то сначала он перестанет их боятся, а затем и сам захочет, чтобы что-то начало меняться. Здесь на место классических любимых сказок приходят сказки пародии. Не стоит относится к ним заранее предвзято, в пародии нет ничего плохого, они лучше вовлекают ребенка в процесс фантазии, ведь ему приходится не с разбега прыгать в неизвестное и запоминать новых персонажей или новые места действия, оно просто впускает новое в мир своей сказки.

-5

Чтобы помочь ребенку принимать новое. Можно проработать с его любимой сказкой четырьмя способами:

  • Дать персонажем сказки новый объект или действие. Сказка все та же, но вдруг вместо того чтобы прыгать в рот к лисе, колобок предложит ей шоколадный батончик? Или вдруг туфля треснет от частой примерки, как тогда принц найдет золушку? Сказки имеют много недосказанностей, дети их подмечали как и вы просто не задумывались над этим, так подумайте вместе, как могли бы произойди события, если бы вдруг все пошло немного иначе.
  • Сказка-наизнанку. еще один интересный способ пофантазировать вместе с ребенком над его любимой сказкой. Извернусь ее можно как угодно. Представьте, что сказка это пододеяльник и взяв с любого место вы можете вывернуть ее наизнанку. Можно просто рассказать ее задом наперед, можно поменять злодеев с героями или же изменить пол всем персонажем.
  • Спросить что было дальше? Неужели лиса наелась одним колобком? Были ли счастливы вместе принц и золушка? Кем стала Красная Шапочка, когда выросла? Жизнь героев не заканчивается на последней странице их сказок, с ним ведь наверняка могло приключись еще много интересных событий.
  • Сказка-Калька. Очень мощный инструмент чтобы придумывать полностью новые сказки на основе других, в соседней статье я более подробно его расписал, а также показал, как можно придумать уникальную сказку на основе колобка.
-6

Спасибо, что уделили время этой статье. Это далеко не все полезные мысли, которые мне удалось выцепить из данной книги. Некоторые из них оформились в полноценые заметки и появятся чуть позже, если еще не появились, на моем канале, поэтому прошу вас подписаться, чтобы не пропустить.

Дети умеют сострадать. 💔