Найти тему
ANF на русском | ANF Russia

Президент Турции Эрдоган теряет позиции у себя дома

Значительный массив доказательств указывает на то, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган теряет позиции внутри страны под давлением экономических проблем, продолжающегося кризиса беженцев и негативного отношения к его долгосрочному пребыванию на посту.

Несмотря на недавний скачок рейтинга одобрения, значительный массив доказательств указывает на то, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган теряет позиции внутри страны под давлением экономических проблем, продолжающегося кризиса беженцев и [негативного отношения] к его долгосрочному пребыванию на посту. Молодые турецкие консерваторы и некоторые менее идеологизированные правые националисты – важнейшие электоральные группы, которые Эрдоган не может позволить себе потерять – недовольны состоянием страны и все чаще рассматривают потенциальные консервативные альтернативы или преемников.

Несомненно, президент Эрдоган остается бесспорным лидером правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и турецких правых в целом, но убывающий энтузиазм представляет реальную угрозу для его доминирования. Молодые избиратели могут покинуть его в достаточном количестве, чтобы позволить оппозиции победить его на следующих выборах, которые теперь запланированы на 2023 год. Однако подлинные консервативные альтернативы вряд ли материализуются до тех пор, пока он не проиграет выборы или не уйдет со сцены иным способом.

Доминирование президента Эрдогана в аппарате ПСР, системах патронажа (режим Эрдогана тесно связан с различными группами бизнеса, включая строительство и оборонную промышленность, которые получают от него выгодные контракты, – прим.) и в турецкой судебной системе является мощным сдерживающим фактором для консервативных соперников, но этого может оказаться недостаточно, чтобы обеспечить ему еще одну победу на выборах.

Тем не менее, ослабление внутренних позиций Эрдогана имеет важные последствия, помимо уязвимости на будущих выборах. Если его слабость окажется серьезной, это может поощрить консервативных соперников и отколовшиеся фракции. Что еще более важно, это повышает вероятность усиления репрессий внутри страны и более агрессивных действий Эрдогана за рубежом. В прошлом президент Эрдоган часто нападал, когда сталкивался с угрозами его власти, вероятно, стремясь спровоцировать ответную реакцию со стороны крайне националистического электората и оправдать усиление цензуры и политических репрессий в отношении своих внутренних соперников. Более того, вполне вероятно, что основные принципы популистского национализма Эрдогана переживут его, даже если он потерпит поражение. Наконец, эта оценка основана на неопределенном предположении, отчасти подкрепленном принятием президентом Эрдоганом неудачи его партии на общенациональных местных выборах 2019 года, хотя бы и после повторного голосования в Стамбуле, – что он примет гипотетическое поражение на выборах и не отвергнет или не оспорит их результаты.

Политические течения на турецком правом фланге могут показаться академическими и далекими от проблем, стоящих перед Соединенными Штатами и Европой. На самом деле, эти тенденции могут способствовать процессам, имеющим решающее значение как для американских, так и для европейских интересов. Турция имеет решающее стратегическое значение и оказывает влияние по целому ряду важных для Запада вопросов. Будучи членом НАТО, Турция принимает важные западные военные объекты и взвешивает решения по оборонным закупкам, которые будут иметь огромные последствия для Североатлантического союза. Анкара все больше заявляет о себе, часто демонстрируя свою военную мощь на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье, размещая войска в Сирии, Ираке и Ливии и поддерживая опосредованные группировки (прокси, – прим.) по всему региону. Турция принимает около 4 миллионов беженцев в пределах своих границ и контролирует участки северной Сирии, где проживает более 3 миллионов гражданских лиц, многие из которых перемещены из других частей страны.

Таким образом, наряду со своим положением ворот в Грецию и Европейский союз Турция является важным игроком в урегулировании кризиса беженцев.

Анкара также вовлечена в напряженные споры о морских границах и разведке энергоресурсов с Грецией, Кипром и Египтом, споры, которые связаны с Ливийской войной. Так что эти споры могут легко перерасти в открытый конфликт. Тем не менее, Турция является высокоцентрализованным государством, управляемым одним человеком, чей круг доверенных лиц и советников невелик и проявляет подозрительность к намерениям Запада.

Основной интерес Эрдогана – безопасность режима и стремление утвердить Турцию в качестве мощного глобального актора под его правлением. Он неоднократно использовал как жестокие внутренние репрессии внутри страны, так и военный авантюризм за рубежом для достижения этих целей, особенно когда видел для них политическую угрозу. Поэтому его внутриполитические проблемы неотделимы от важнейших вопросов, представляющих региональный и глобальный интерес.

Доминирующий и разнообразный консервативный блок

Начиная с 2017 года Американский Центр прогресса (CAP) начал проводить общенациональные опросы и фокус-группы вместе с турецкой опросной фирмой Metropoll для изучения турецкого национализма в целом и доминирующего правого крыла страны в частности. Неудивительно, что опросы и фокус-группы показали, что избирательные округа, лежащие в основе правящего блока, не являются монолитными.

Сама по себе ПСР весьма разнообразна, несмотря на то, как ее часто изображают. И помимо основной ПСР, президент Эрдоган направляет и канализирует целый ряд религиозных консервативных, исламистских, нативистских*, правоцентристских и радикальных националистических течений, которые вместе удерживают баланс сил в Турции (позволяя его режиму управлять страной, – прим.). Война в соседней Сирии, приток миллионов беженцев в Турцию, возобновление конфликта с Рабочей партией Курдистана (РПК) и попытка государственного переворота в июле 2016 года усилили эти силы. Эти конфликты разжигали национализм и нативизм и, в тактическом электоральном плане, убеждали Эрдогана, что он может заменить потерянные курдские голоса закоренелыми националистами.

Президент Эрдоган и ПСР проводят жестокие политические репрессии, в том числе подавляют инакомыслие, затыкают рот средствам массовой информации, сажают в тюрьмы тысячи политических оппонентов, используют государственные инструменты для удержания власти. Но Эрдоган и ПСР по-прежнему ощущают потребность в малой толике демократической легитимности. Они все равно должны выигрывать выборы, какими бы несправедливыми они ни были.

Таким образом, разногласия между правыми консервативными избирателями носят не только академический характер; они имеют решающее значение для понимания среднесрочной траектории турецкой политики и, следовательно, параметров отношений США и Европы с Турцией.

Более раннее исследование, обсуждавшееся в докладе «Новый национализм Турции», дает контекст для понимания нынешнего состояния игры внутри турецких правых и для понимания чувств молодых консерваторов. Более ранние опросы и фокус-группы, обобщенные в этом докладе, показали, что большинство избирателей ПСР не являются политическими исламистами, хотя значительное меньшинство ими является. Этот большой блок даже не является религиозно-консервативным. Исследование показало, что нативизм и шовинизм, подпитываемые войной в Сирии, конфликтом РПК и проблемой беженцев, являются более мощными силами, чем религиозный консерватизм.

Традиционная основная база религиозных консерваторов ПСР включает в себя небольшой сегмент тех, кого лучше всего назвать «сострадательными исламистами», из которых набирается много партийных активистов. Эта фракция хочет, чтобы Турция возглавляла и защищала умму – общину мусульман, например, в Сирии, и расширяла религиозное образование. Но эта база тормозит анти-космополитические, анти-беженские и националистические импульсы многих турецких правых – сторонников доктрины «Турция превыше всего» – которые хотят, чтобы беженцы ушли, и выступают против других исламистских приоритетов, таких как расширение религиозного образования.

Чтобы уравновесить эти разнородные силы, на которые опирается режим, президент Эрдоган стремится выделять те области, где эти фракции согласны. Внешняя политика и турецкий национализм были в центре его действий, основанных на жестком противостоянии курдам и напористом, конфронтационном подходе к Западу, особенно к Соединенным Штатам. И «сострадательные исламисты», и сторонники «Турции – прежде всего» разделяют глубокую антипатию к Западу и убежденность в том, что Соединенные Штаты стремятся ослабить Турцию.

Исследование зафиксировало эту правую консолидацию задолго до того, как она стала видимой и формализованной в рамках избирательной коалиции Кумхур Иттифаки – коалиции ПСР и ультранационалистической Партии националистического движения (ПНД). Исследование также показало, что наряду с идеологическими течениями «сострадательных исламистов» и турецких радикальных националистов существует широкий спектр менее идеологизированных, но в основном консервативных, или, по крайней мере, традиционно настроенных турок, которые голосовали за ПСР, но которые колебались в этом, поскольку экономика замедлилась и местная коррупция стала более заметной. Наконец, исследование выявило глубокое недовольство молодых избирателей, в том числе молодых сторонников ПСР, направлением развития страны.

Ослабление поддержки среди молодых консерваторов

Именно с этими двумя последними группами – менее идеологизированными традиционалистами и молодыми консерваторами – президент Эрдоган проявляет признаки слабости. По этой причине начат исследовательский проект, чтобы оценить, насколько глубока поддержка Эрдогана среди этих групп; лучше понять, что формирует политические и религиозные убеждения молодых консерваторов; и выявить, кого из консервативных правых эти сегменты могли бы рассматривать в качестве возможных альтернатив или преемников Эрдогана. В конце 2019 и начале 2020 года CAP провела пять фокус-групп молодых консервативных турок и задала некоторые ключевые вопросы – снова работая с Metropoll – чтобы узнать больше об отношении этой демографической группы к политике и религии в общественной жизни.

Фокус-группы и опросы не являются окончательными, но качественные наблюдения дают факты и контекст, помогая проиллюстрировать, почему основная религиозная консервативная позиция ПСР теряет влияние на некоторых молодых турок, особенно в городских районах.

Эти молодые избиратели достигли возраста избирателей под властью ПСР, в то время, когда президент Эрдоган доминировал в общественной жизни. Но эта группа далека от того, чтобы стать «поколением Эрдогана», преданным президенту. Она без энтузиазма относится к нему и его партии. Эти избиратели, как правило, уважительно относятся к его наследию, особенно те из них, кто религиозен, но они не в восторге от него или ПСР. Многие по-прежнему считают Эрдогана «лучшим из плохих вариантов» и изо всех сил пытаются представить себе альтернативы. Но он также является воплощением истеблишмента в их глазах, в то время, как этот истэблишмент, как считается, потерпел неудачу в политике в отношении молодежи. Уровень безработицы среди молодежи колебался около цифры 25 процентов еще до того, как пандемия коронавируса опустошила экономику. В каждом опросе, проведенном CAP, молодые турки менее поддерживают Эрдогана и ПСР, чем их старшие коллеги. Это важно: 18-29-летние сейчас являются самым большим демографическим избирательным блоком в Турции, и каждый год миллионы турок достигают избирательного возраста; еще несколько миллионов присоединятся к голосующим до следующих запланированных выборов в 2023 году.

Это не единственная демографическая проблема ПСР. Партия также потеряла значительную поддержку курдов, возможно, безвозвратно, из-за своего националистического поворота и отказа от мирного процесса с РПК. Причины срыва мирного процесса сложны, но внутренние политические императивы Эрдогана сыграли важную роль в возобновлении конфликта (с курдским движением, – прим.). Жестокие репрессии правительства привели к тому, что от него отвернулись его курдские сторонники.

После того как на июньских выборах 2015 года симпатизирующая курдам Демократическая партия народов (ДПН) получилал 80 мест в турецком парламенте, она впервые разрушила абсолютное парламентское большинство ПСР. Эрдоган увидел, что его политические амбиции находятся под угрозой. В тот момент он начал агрессивно ухаживать за антикурдскими националистическими правыми. Националистический поворот сработал и работает до сих пор, позволив Эрдогану заменить потерянные на выборах курдские голоса правыми националистами и добиться необходимых ему результатов на президентских и парламентских выборах с 2015 года.

Но совсем недавно голоса курдов сыграли решающую роль в поражении кандидата ПСР в мэры Стамбула на общенациональных местных выборах 2019 года. Это – зловещее развитие событий для Эрдогана и ПСР. Более того, курдское голосование неуклонно увеличивалось в процентах от общего национального голосования на протяжении десятилетий, и, вероятно, так будет продолжаться и впредь. Дело в том, что уровень рождаемости курдов на 60 процентов выше, чем у турок. Таким образом, Эрдогану будет все труднее побеждать без поддержки курдов. Его националистический стержень оставил его политически загнанным в угол и все более зависимым от крайне правых, в попытке сохранить свое правление.

Поиск альтернатив

Общее недовольство направлением развития страны не ограничивается молодыми людьми, согласно опросам CAP/Metropoll и фокус-группам. Сегодня во всех возрастных группах у президента Эрдогана уменьшается численность преданных сторонников. Например, в октябре 2019 года примерно треть жителей страны заявили, что они «поддерживают» Эрдогана, но только 27 процентов всех турок – хотя 74 процента избирателей ПСР – заявили, что они «лояльны» ему. Опять же, это означает, что баланс сил держится на консерваторах различных мастей, которые до сих пор объединялись вокруг Эрдогана, потому что они не видят других вариантов или потому что они нашли оппозиционные альтернативы, представленные на прошлых выборах, неприятными. Именно эта группа консервативных потенциальных избирателей перекати-поле может предоставить Эрдогану более чем 50 процентов голосов, необходимых ему для того, чтобы снова выиграть президентство и дать руководимому ПСР правящему альянсу парламентское большинство, или она может отказать ему в них. И именно среди этих избирателей есть предупреждающие знаки для Эрдогана.

Побуждаемые фокус-группами, которые указывали на колеблющийся консервативный энтузиазм, в октябре 2019 года CAP и Metropoll провели репрезентативную общенациональную выборку турок, задавая им вопрос, могут ли они представить кого-то другого, кроме президента Эрдогана, возглавляющим ПСР. Только 21 процент избирателей ПСР заявили, что могут представить себе другого лидера партии, в то время как 73 процента заявили, что это может быть только Эрдоган. Ответы были идентичны среди избирателей ПНД – другого ключевого компонента правления ПСР в конфигурации турецкой политики после 2015 года. Но когда те же самые вопросы были повторены в апреле 2020 года, все изменилось. Доля сторонников ПСР, заявивших, что они «лояльны» Эрдогану, упала на 10 пунктов до 63 процентов. Доля избирателей ПСР, которые могли бы представить кого-то, кроме Эрдогана, возглавляющим партию, резко возросла до 37 процентов, в то время как среди избирателей ПНД, которые необходимы Эрдогану для получения большинства, доля таких людей подскочила еще больше – до 48 процентов. Внезапно консерваторы, казалось, начали обдумывать разные варианты.

Вслед за вопросом о том, возможен ли другой лидер, CAP и Метрополл спросили респондентов о потенциальных преемниках, перечислив ряд видных консерваторов. В октябре 2019 года общественное мнение было раздроблено, но подавляющее большинство просто не могло представить себе возможность того, что кто-то другой, кроме Эрдогана, будет править ПСР. Министр внутренних дел Сулейман Сойлу стал кандидатом N1 с 17 процентами, за ним следовали бывший вице-премьер Али Бабаджан с 12 процентами, бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу с 8 процентами, министр финансов – и зять Эрдогана – Берат Албайрак с 8 процентами и бывший президент Абдулла Гюль с 7 процентами. Опять же, эта фрагментация была обнаружена среди той подгруппы населения, которая могла представить себе другого лидера, чем Эрдоган – серьезных перспектив не было, хотя потенциал для Сойлу был.

Но к апрелю 2020 года произошла заметная консолидация вокруг Сойлу. Теперь зарегистрировано 38 процентов тех, кто мог бы увидеть другого лидера на месте Эрдогана. Опрос опирался в значительной степени как на ПСР, так и на ПНД, а также на религиозных, консервативных и националистических избирателей. Этот широкий идеологический призыв правых, вероятно, отражает раскол политической личности Сойлу: в настоящее время он, конечно, является министром внутренних дел ПСР, но в его политическом прошлом он – фигура националистического крыла турецкого правоцентристского движения старой школы и протеже бывшего министра внутренних дел Мехмета Агара, а не истинный верующий ПСР, выросший из движения Милли Герюш. Эрдоган фактически спас Сойлу, приведя его в ПСР после того, как его бывшие партии канули в лету, а Сойлу в последние годы использовал свою нынешнюю публичную роль министра внутренних дел для того, чтобы ухаживать за националистическим правым крылом сторонников «Турции превыше всего».

Важно отметить, что в опросе CAP / Metropoll Сойлу также получил непропорциональную поддержку со стороны более молодых респондентов. Все остальные опрошенные консервативные лидеры ушли с радара консервативного электората (в настоящий момент популярность Али Бабаджана и Ахмета Давутоглу снова растет, – прим.). Это отражает рост популярности Сойлу, а также, возможно, ужесточение мнений избирателей ПСР и ПНД по отношению к Давутоглу и Бабаджану после создания ими конкурирующих консервативных партий и последующего нападения на них со стороны контролируемых ПСР средств массовой информации. Результаты были подтверждены в мае 2020 года, когда 50 процентов респондентов и 58 процентов опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет сообщили, что имеют благоприятное мнение о Сойлу.

Как обсуждается далее ниже, фокус-группы повторили эти выводы с общей открытостью или любопытством по отношению к Сойлу.

Коронавирусная запутанность или длительный сдвиг?

Некоторые из этих изменений у консервативных правых могут быть объяснены крайне необычным контекстом текущего момента; Турция, как и большая часть остального мира, была перевернута с ног на голову пандемией коронавируса и санкционированными правительством блокировками целых регионов.

Многие лидеры увидели волны политических симпатий к ним, когда ударил коронавирус. Рейтинг одобрения президента Эрдогана, безусловно, отразил это: подскочив до 56 процентов в марте и 52 процентов в апреле. Но до этого скачка его рейтинг одобрения падал до 41 процента. По мере того как экономические потери от коронавируса будут нарастать – вдобавок к уже тяжелому экономическому положению Турции, высокой безработице и серьезно ослабленной валюте – вполне возможно, что одобрение Эрдогана снова уменьшится (именно это и произошло в июле, когда рейтинг Эрдогана был ниже, чем у Экрема Имамоглу и Мансура Яваша – мэров Стамбула и Анкары, представляющих оппозиционную РНП, – прим.).

Есть основания подозревать, что глубинные изменения в настроениях турецких правых лежат глубже, чем реакция на пандемию. Эрдоган по-прежнему остается популярным политиком в стране, но и другие политические деятели теперь воспринимаются электоратом столь же благосклонно. Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, мэр Анкары Мансур Яваш и министр внутренних дел Сулейман Сойлу находятся на одном уровне с Эрдоганом – примерно половина опрошенных в апреле 2020 года и мае 2020 года положительно оценивали их. Это примечательное событие: ни один другой политик не приблизился к тому, чтобы соответствовать одобрению Эрдогана – по крайней мере, за десятилетие. Популярность видных оппозиционных мэров заслуживает внимания, но сила Сойлу среди молодых консерваторов – как националистических – так и религиозных – заслуживает особого внимания, потому что он представляет собой новую восходящую звезду правых. Этот рост популярности, вероятно, отражает как энтузиазм по отношению к Сойлу лично, так и общий интерес к консервативным альтернативам Эрдогану.

Признаки консервативной фрагментации

Фокус-группы дают качественные основания полагать, что за этим сдвигом кроется нечто большее, чем пандемия коронавируса, и что действительно есть ранние признаки медленной деконсолидации правого блока, который доминировал в турецкой политике в последние годы. Опять же, фокус-группы далеки от определенности и в основном отражают взгляды молодых городских консерваторов; они не являются национально репрезентативными и наиболее полезны в качестве инструмента наряду с количественными данными, полученными в результате опросов. Все фокус-группы были проведены до появления коронавируса, но они уловили важные ранние признаки этих тенденций, такие как быстрый рост популярности Сойлу на правом крыле и, возможно, удивительная открытость многих молодых консерваторов Мансуру Явашу и даже Экрему Имамоглу, лидерам обычно очерняемой про-властными СМИ главной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП).

Фокус-группы были отобраны для отбора молодых консерваторов, которые идентифицируют себя как сторонники ПСР и ПНД – стойкие сторонники в одних группах и «умеренные сторонники» в других. Наблюдая за тем, как группы обсуждают турецкую культуру и политику, первое, что бросается в глаза наблюдателю, – это то, что участники, скорее всего, не находились бы в одной комнате, если бы не объединяющий эффект доминирования Эрдогана на турецких консерваторов и националистов.

Консервативные архетипы, выявленные в более ранних исследованиях CAP о «новом национализме Турции», все еще очень заметны; правое крыло турецкой политики разнообразно, и в первую очередь его объединяет президент Эрдоган. Этот факт остается непреходящим источником силы Эрдогана и мощным сдерживающим фактором для потенциальных консервативных соперников.

Представители рабочего и среднего класса, религиозные консерваторы и культурные традиционалисты, которые долгое время были ядром ПСР, по-прежнему многочисленны, но среди молодежи они, похоже, не доминируют, диктуя свои нормы, как это обычно делают основные сторонники ПСР в группах, состоящих из пожилых избирателей. Среди молодых консерваторов гораздо больше неортодоксов. Хотя сторонники Эрдогана все еще многочисленны, конечно, они менее распространены среди молодых демографических групп. Негативное отношение к партийности и риторика недовольства, которые были так сильны среди сторонников ПСР – определение партии как по тому, кому они противостоят и что они отвергают, так и по тому, за что они выступают, – все еще эффективны, и существует большая враждебность по отношению к РНП (оппозиционная светская националистическая центристская Республиканская народная партия, – прим.). Но интересно, что среди городских консерваторов эта враждебность, похоже, не распространяется на новое поколение оппозиционных лидеров, таких как Мансур Яваш и Экрем Имамоглу. Действительно, есть даже некоторый энтузиазм по отношению к Явашу – бывшему члену ПНД – вероятно, коренящийся в восприятии того, что он является фигурой правого крыла, сосредоточен на бизнес-управлении Анкарой и избегает национальной политики. Большинство участников, казалось, отмахнулись от нападок прессы ПСР на Али Бабаджана, а некоторые не согласились с обвинением Эрдогана в том, что Бабаджан «разделяет умму» (мусульманскую общину, – прим.), формируя отколовшуюся партию. И в отношении Сойлу было продемонстрированно много интереса и любопытства; действительно, абсолютное большинство одной из групп молодых городских консерваторов назвали его своим любимым политиком.

Отчасти призыв Сойлу может быть связан с тем, что он занял жесткую позицию в качестве министра внутренних дел в отношении 3,6 миллиона сирийских беженцев, проживающих в Турции. Сойлу иногда играл на этой враждебности со стороны националистических правых – хотя она вряд ли ограничивается консервативными секторами; например, в 2019 году Сойлу объявил, что все арабские знаки будут заменены турецкими знаками, хотя он также наблюдал за некоторой ограниченной натурализацией сирийских беженцев, размышлял о дальнейшей натурализации и обнародовал сообщение о возвращении около 300 000 человек в Сирию. Действительно, это серьезнейшая политическая проблема. В Турции существует глубокая враждебность по отношению к беженцам во всех возрастных группах, что подтверждается многочисленными опросами, а также фокус-группами CAP/Metropoll. Эта враждебность не ослабевает среди молодых консерваторов. Несколько участников фокус-группы были уверены в том, что неудачи ПСР на местных выборах коренятся в политике Эрдогана в отношении сирийских беженцев. Во всяком случае, враждебность, похоже, переходит в более действенные разговоры. Люди уже давно жалуются на присутствие сирийских беженцев в турецких городах, выражая недовольство тем, что они слышат арабский язык, на котором так часто говорят, или тем, что сирийцы, конкурируя с местными работниками, снижают заработную плату. Распространенная жалоба заключается в том, что молодые сирийские мужчины должны сражаться в Гражданской войне в Сирии, а не жить в Турции. Эти жалобы стали только более резкими, и некоторые теперь открыто говорят о насилии, как это сделал один участник, который, ссылаясь на общественную мобилизацию вокруг попытки государственного переворота в июле 2016 года, сказал, что «15 июля мы показали, как мы можем мобилизоваться как нация, и мы можем сделать то же самое и вытеснить сирийцев». Это может быть просто хвастовством, но это, по крайней мере до некоторой степени, барометр гнева правых по отношению к беженцам. И это далеко не все разговоры, учитывая примеры межобщинного насилия и локальных потасовок в последние годы.

Гнев по поводу присутствия и видимости сирийцев только усиливается недовольством состоянием экономики и ростом стоимости жизни, особенно арендной платы и продуктов питания. Как и следовало ожидать, проблемы большинства людей носят узкоспециализированный характер – выплата очередной арендной платы или поиск достойной работы – усугубляются экономикой, в которой инфляция постоянно высока, лира значительно ослабла, а рост заработной платы и создание рабочих мест в значительной степени стагнируют. В частности, для молодых людей найти работу может быть довольно сложно, поскольку безработица среди молодежи составляет около 25 процентов. Снова и снова молодые участники жаловались на коррупцию и систему патронажа, которая рассматривается как смазка колес правления ПСР, часто говоря, что «вам нужно знать кого-то – например, депутата или политика, чтобы получить здесь работу». Даже сильные (убежденные) сторонники ПСР видят в этом мелкую коррупцию и кумовство, подпитывающие широко распространенное, всеобщее недовольство беженцами и экономикой.

Но, по крайней мере, среди этих молодых консервативных кругов – и, по крайней мере, в полупубличной обстановке фокус-группы, – немногие связывают указанные проблемы непосредственно с президентом Эрдоганом. Действительно, участники часто используют некоторые классические монархические методы, чтобы оправдать неудачи государственной политики, такие как «это потому, что ему плохо советуют» или «ему просто нужно выйти и говорить с молодыми людьми больше, вот и все, и тогда он все исправит». Похоже, что Эрдоган и его советники осознают это чувство отстраненности, хотя попытка вступить в контакт с молодежью через YouTube в июне 2020 года закончилась потоком критики со стороны онлайн-зрителей и трендом социальных сетей OyMoyYok, что переводится как «Ты не получишь моего голоса».

Но хотя многие участники фокус-групп CAP не считают, что нынешнее недомогание экономики и турецкого общества является виной Эрдогана – или не будут говорить об этом публично, – многие молодые консерваторы считают президента далеким и оторванным от жизни. Когда модераторы фокус-групп спросили, что, по мнению участников, Эрдоган должен сделать в связи с уменьшением поддержки среди молодежи, никто не оспаривал сами предпосылки этого вопроса.

Более глубокие культурные течения и роль религии в общественной жизни

Фокус-группы также стремились изучить целый ряд вопросов, касающихся культурной самобытности и места религии в общественной жизни. Эти дискуссии, казалось, выявили широко ощущаемую тревогу по поводу того, что Турция «теряет наши традиции». Это, конечно, трудная тема для определения, но чувство культурной утраты стало постоянным рефреном. Это чувство может быть связано с дислокацией городской жизни. Физический ландшафт Стамбула, в частности, был преобразован за время жизни этих молодых участников и общие темпы турецкой урбанизации поразительны. Это также может быть связано и с ощущаемой уязвимостью Турции перед иностранными силами, усиленной в общественном сознании постоянной правительственной пропагандой о внешних заговорах, направленных на ослабление или раскол Турции. Это также может быть связано с присутствием сирийцев в городских центрах и сопутствующим гневом турок по поводу предполагаемого размывания турецкой культуры.

Как известно, Эрдоган неоднократно говорил о своем желании построить «благочестивое поколение» – возможно, отчасти в ответ на это чувство культурной утраты или эрозии. В фокус-группах большинство молодых консерваторов приветствовали эту цель, но в равной степени считали важным, чтобы она была добровольной и не зависела от государства. Кроме того, некоторые считали, что в последние годы произошло ненужное увеличение числа школ имама Хатипа и что посещение их должно быть строго добровольным; они выразили несогласие с недавней политикой ПСР, которая предписывает учащимся, живущим рядом со школой имама Хатипа, посещать эти школы. Когда их побуждали обсуждать религию в общественной жизни, большинство участников дискуссии, по-видимому, предпочитали разговоры о культурном традиционализме, а не о самой религии. Люди остро ощущали, что в современной Турции в ущерб обществу размываются или утрачиваются основные нормы поведения, в частности уважение к старшим. Это была частая тема для Эрдогана и ПСР на протяжении многих лет. Один из участников жаловался, что «семьи воспитывают своих детей без дисциплины и уважения ... им нужно совершенствовать себя религиозно. Я стараюсь воспитывать своих детей в определенных моральных рамках, в рамках морали и нравов».

Были также существенные свидетельства мощного мифотворчества ПСР. Некоторая часть коллективной памяти, формирующей мировоззрение этой младшей консервативной когорты, явно заимствована из нарратива старшего поколения. Например, молодые консерваторы тщательно усвоили рассказы своих родителей о мусоре, скапливающемся на улицах Стамбула до того, как Эрдоган и ПСР захватили власть в 1994 году. Самой легендарной историей, и самой непосредственно касающейся общества, является отмена в 2010 году запрета на ношение платков, который препятствовал поступлению в университеты или общественные здания для прикрытых женщин. Окончание запрета стало кульминацией длительной политической борьбы ПСР, которая велась от имени религиозных консерваторов. Эту борьбу, вероятно, помнят все, кроме самых молодых сторонников ПСР, и она является особым источником эмоциональной близости к партии.

Эти два достижения эпохи ПСР (борьба с мусором и равноправие женщин в хиджабах, – прим.) остаются неизменными источниками поддержки партии и президента Эрдогана. Попытка государственного переворота 15 июля и народное сопротивление заговору – еще один столп самовосприятия этого поколения. С точки зрения большинства консерваторов Эрдоган и ПСР спасли страну. Но эта близость не универсальна, поскольку некоторые молодые консерваторы обвиняют правящую партию в том, что она позволила гюленистам проникнуть в государство, в то время как другие считают, что увольнения государственных служащих зашли слишком далеко. В одной из фокус-групп один из участников посетовал на то, что увольнение и арест стольких выпускников школы Имама Хатипа, как это случилось с гюленистами, запятнали репутацию этих школ, сдерживая зачисление многих потенциальных будущих студентов.

Поддержка спонсируемой государством религии – например, религиозных курсов – обычно формулировалась в терминах культурного традиционализма, о котором говорилось выше. Люди считали, что религия важна, прежде всего, как способ обучения детей своей культуре, а так же для укрепления традиционных норм поведения и для защиты от проникновения извне или размывания турецкой культуры. Поддержка такого использования или роли религии в общественной жизни была сильной и широко распространенной, распространяясь в большинстве случаев на поддержку религиозного образования в государственных школах, включая курсы по изучению Корана и «жизни Пророка». Однако поддержка религии в общественной жизни не распространялась на некоторые другие прямые компоненты государственного участия в религии; например, Диянет и религиозные фонды (вакифлар) часто рассматривались весьма негативно. Большинство респондентов не считали, что религиозные фонды должны получать государственную или муниципальную поддержку. Некоторые участники жаловались на то, что Диянет является лишь рупором правительства, а не подлинным источником религиозного руководства. Часто критика Диянета и религиозных устоев казалась участникам способом поговорить о коррупции, не вызывая споров в зале.

Эти качественные результаты помогают контекстуализировать количественные данные, выявленные в ходе общенационального опроса CAP/Metropoll в октябре 2019 года. На вопрос о том, «оставляет ли общество сегодня личное поведение в основном свободным или ограничивает его», 30 процентов турок ответили, что оно «в основном свободно», а 50 процентов ответили, что оно ограничено. Но 41 процент избирателей ПСР сказали, что личное поведение является в основном свободным, в то время как 39 процентов сказали, что оно было ограничено; среди избирателей ПНД раскол составил 43% против 34%.Эти результаты среди консервативных избирателей резко отличались от результатов оппозиционных избирателей: только 12% избирателей РНП заявили, что общество оставляет личное поведение в основном свободным, в то время как 75% заявили, что оно ограничено. Как и следовало ожидать, во всех партиях женщины чаще говорили, что общество является ограничительным, в то время как молодые респонденты, что удивительно, чаще говорили, что личное поведение было в основном свободным. В ходе опроса также был задан вопрос: «Что в современном обществе более опасно – деизм / атеизм или религиозный экстремизм?». В целом, 32 процента турок сказали, что деизм / атеизм более опасен, в то время как 46 процентов сказали, что более опасен религиозный экстремизм. Но среди избирателей ПСР 50 процентов сказали, что деизм / атеизм был более опасным, и только 28 процентов сказали, что религиозный экстремизм; среди избирателей ПНД 40 процентов сказали, что деизм/атеизм является большей угрозой, в то время как 32 процента сказали, что религиозный экстремизм.

Несмотря на ожидаемую – хотя и далеко не абсолютную – консервативную поддержку религиозной культуры, фокус-группы выявили значительное недовольство преобладанием «перформативной религиозности» в общественной жизни. Это имело несколько форм, чаще всего в виде жалоб на женщин, которые носят платок, но не ведут себя достаточно скромно на вкус некоторых консерваторов или которые рассматривают платок как способ телеграфировать социально-экономический статус владельца, а не, по мнению заявителей, подлинную религиозную преданность. Другие жаловались на то, как много религиозных людей одержимы материальным богатством, или на политиков, которые «используют религию» для продвижения своих политических амбиций.

Эти жалобы часто, по-видимому, дают людям возможность выразить чувство того, что традиционная культура и общественные нормы размываются, а также общее недовольство по поводу предполагаемой коррупции в общественной жизни. Но это также явно гендерный вопрос, поскольку мужчины, как правило, жалуются на то, что женщины ведут себя слишком свободно на публике, на их вкус. И наоборот, некоторые женщины-участницы высоко оценили правительство ПСР за расширение профессиональных возможностей для женщин.

Наконец, особенно среди самой молодой когорты консервативных избирателей, недовольство перформативной религиозностью вылилось в нежелание принять секулярно-религиозный раскол, который является почти второй натурой для старших когорт. Некоторые выражали отношение «живи и дай жить другим» к светским туркам. Некоторые утверждали, что можно быть одновременно и светским, и религиозным, четко определяя «светский» как нечто сродни терпимости; это гораздо более щедрое определение, чем то, которое традиционно приписывается турецкой концепции секуляризма (laiklik), концепции, более близкой к французскому антиклерикализму, который обозначает государственный контроль над религией, нежели к американской идее разделения Церкви и государства.

Различные информационные экосистемы

Эти признаки смены поколений неудивительны; Турция быстро изменилась за последние 20 лет и пережила драматические внутренние и внешние кризисы. Память о Бюленте Эджевите – последнем лидере до прихода к власти ПСР – и экономическом кризисе 2001 года поблекла для многих пожилых турок, а для самого молодого поколения – это просто история, рассказанная им родителями. Стимулирующее чувство угнетения или отчуждения исчезло у некоторых консерваторов, поскольку президент Эрдоган и ПСР представляют политический истеблишмент; их сторонники стали доминировать в социально-экономической жизни, а также в средствах массовой информации.

Этот последний момент стоит подкрепить: молодые турки – особенно в крупных городах – и их старшие коллеги все чаще населяют различные информационные экосистемы. Это вызвано глубоким недоверием к главным образом контролируемым правительством средствам массовой информации, что способствует быстрому обращению к социальным сетям и онлайн-новостям. Число тех, кто считает, что СМИ «предвзяты» (тарафли) и «ненадежны» (гювенильмез), достигало 70 процентов в 2018 году и поднялось до 77 процентов в 2020 году, причем особенно резкий рост произошел среди избирателей ПСР, среди которых недоверие выросло с 50 процентов до 62 процентов за тот же период. Доля турок в возрасте от 18 до 34 лет, которые в основном полагаются на социальные сети для получения новостей, быстро выросла, более чем утроившись с 2015 по 2018 год, согласно опросу CAP/Metropoll. В последнее время эта тенденция ускорилась и расширилась; согласно опросу Metropoll, проведенному в июле 2020 года, процент всех избирателей, получающих свои новости в основном из социальных сетей и интернета, увеличился с 19 процентов в 2018 году до 32 процентов в 2020 году. Сдвиг среди молодых турок был еще более драматичным: 67 процентов из них в возрасте от 18 до 24 лет и 50 процентов из них в возрасте от 25 до 34 лет теперь полагаются на социальные сети и онлайн-новостные сайты в качестве основного источника новостей. Среди турок старше 55 лет, между тем, только 9 процентов полагаются в основном на социальные сети и онлайн-новости, при этом эта старшая когорта в значительной степени полагается на государственное телевидение, чтобы получать новости; действительно, около 81 процента турок старше 55 лет полагаются на телевидение, откуда они берут свои новости, в то время как только 24 процента тех, кто в возрасте от 18 до 44 лет, полагаются в основном на телевизионные новости.

Растущее расхождение молодых турок и старшего поколения в медиа-сферах может подпитывать более широкие поколенческие различия в политике и культурной жизни. Это имеет важные политические последствия для президента Эрдогана и ПСР. Статистический анализ данных опроса CAP показал, что «турки, которые полагались на онлайн-платформы или социальные сети для новостей, в отличие от телевидения, значительно чаще не одобряли президента Эрдогана». Либо онлайн-новости подрывают позиции Эрдогана среди молодых консерваторов, либо молодые консерваторы обращаются к онлайн-новостям, потому что у них есть сомнения относительно президента; в любом случае это плохая новость для Эрдогана и консервативного истеблишмента.

Политические последствия

В совокупности эти тенденции могут иметь важные политические последствия. Безусловно, необходимы дополнительные исследования профиля тех лиц и групп, которые отворачиваются от ПСР, а также причин и вероятной продолжительности их разочарования. Но опросы и фокус-группы указывают на некоторые области очевидной важности.

Во-первых, экономический кризис явно влияет на популярность правительства. В отличие от 2008-2009 годов, когда экономические проблемы Турции были явно частью глобального спада, правительство имеет меньше возможностей изображать экономическую стагнацию последних лет и острый кризис, начавшийся в 2018 году, как вину других. Кроме того, у правительства, которое находится у власти уже 18 лет, похоже, мало новых идей о том, как вывести Турцию из экономического кризиса. Последствия пандемии коронавируса еще больше повредили экономике Турции, разрушив туристический сектор, на который опирается страна. Низкие цены на энергоносители были спасительной благодатью для зависящей от импорта Турции, но пандемия, похоже, предвещает долгое и медленное восстановление, хотя, по крайней мере, правительство теперь может указать на многие другие страны, находящиеся в такой же ситуации.

Во-вторых, проблема сирийских беженцев по-прежнему серьезно уменьшает популярность президента Эрдогана и ПСР. Именно здесь Эрдоган предпринял некоторые из своих самых агрессивных действий, неоднократно задействуя турецких военных в односторонних операциях, направленных отчасти на обеспечение контроля над рядом районов Сирии, в которые могут вернуться сирийцы, проживающие сегодня в Турции. В то время как первые две крупные военные операции Турции в Сирии были в основном направлены против Отрядов народной самообороны (ОНС), главным образом курдского ополчения, которое очистило большую часть северной Сирии от Исламского государства (организация запрещена в России, – прим.), но которое Турция рассматривает как врага, СМИ пытались оправдать самые последние интервенции гуманитарными соображениями – «необходимостью предотвратить дальнейшую миграцию и очистить районы для безопасного возвращения беженцев». Подкрепляя этот тезис, правительство раструбило о возвращении сирийцев в эти контролируемые Турцией районы Сирии, хотя в действительности лишь небольшая часть турецких беженцев вернулась в Сирию. Опросы показывают, что большинство турок поддерживают этот подход, и предыдущие военные вторжения привели к временному всплеску поддержки правительственной политики в Сирии, хотя самое последнее вмешательство в Идлибе вызвало менее определенную общественную реакцию.

Президент Эрдоган также неоднократно угрожал отправить сирийцев в Европу и в начале 2020 года выполнил эту угрозу, проводя некоторое время публичные акции – организуя отправку автобусов для доставки беженцев к греческой границе и провоцируя острый кризис. Этот шаг Эрдогана был направлен на то, чтобы оказать давление на Европейский Союз, дабы он предоставил больше средств для ухода за беженцами в Турции, а также на то, чтобы усилить политическую поддержку Турции в военном противостоянии на севере Сирии. В то же время этот шаг был направлен на то, чтобы убедить внутренних избирателей Эрдогана в том, что он предпринимает агрессивные действия по сокращению числа беженцев в стране. Но, несмотря на эти действия, внутренний гнев по поводу беженцев остается очень высоким и существенно влияет на турецкую политику как в Сирии, так и в Европе.

В-третьих, в Турции происходит важная смена поколений; избиратели в возрасте от 18 до 29 лет представляли 25 процентов электората на последних всеобщих выборах и почти наверняка составят большую долю к следующему голосованию. Как отмечалось ранее, эти молодые турки все чаще получают новости из онлайновых источников, которые правительству становится все труднее контролировать, хотя ПСР приняла новое законодательство, еще больше ограничивающее независимость социальных сетей. 70 процентов молодых людей недовольны отсутствием хороших рабочих мест. Они менее религиозны, чем старшее поколение. Многие из этих молодых избирателей едва ли помнят то время, когда Эрдоган и ПСР не были доминирующей политической силой, и они недовольны направлением страны. Самая молодая демографическая группа, по-видимому, не считает светское и религиозное разделение общества столь же важным, как избиратели старшего возраста. Культурные обиды, на которых Эрдоган долгое время играл, не так сильны среди молодых консерваторов, которые привыкли к тому, что их взгляды представлены на самом верху. И самые большие достижения ПСР с точки зрения консервативно настроенной части турок – такие, как отмена запрета на ношение платков или улучшение здравоохранения и коммунальных услуг – воспринимаются как должное многими из тех, кто достиг совершеннолетия за последнее десятилетие.

Все еще есть запас симпатий к режиму ПСР из-за этих достижений, но он отторгается чувством «что вы сделали для нас в последнее время?» – среди многих молодых избирателей.

Эти более широкие тенденции изменили политический ландшафт, и новые политические деятели стремятся воспользоваться сдвигом. Недовольство экономикой и беженцами, а также Новое Единство оппозиционных политических партий привели оппозиционные партии к громким победам в крупных городах, в первую очередь в Стамбуле и Анкаре. Это сделало Экрема Имамоглу и Мансура Яваша политическими знаменитостями и очевидными исполнительными альтернативами Эрдогану, в большей степени, чем любую фигуру в ныне отстраненном парламенте. Эрдоган сам создал этот прецедент, подняв свою известность в качестве мэра Стамбула до премьер-министра.

Победы оппозиции и снижение популярности ПСР и Эрдогана также стимулировали консервативных диссидентов, таких как Али Бабаджан и Ахмет Давутоглу. Они создали новые партии, чтобы бросить вызов своему бывшему боссу. Этим партиям не нужно завоевывать широкую поддержку, чтобы сыграть решающую роль в политике; даже если они апеллируют только к небольшим консервативным подгруппам, это потенциально важно при таком разделенном электорате, особенно, если они заберут голоса у Эрдогана и ПСР. Действительно, оба политика, похоже, настроены на определенные консервативные волны: панисламизм Давутоглу может апеллировать к небольшой группе «сострадательных исламистов» справа, несмотря на провалы политики в Сирии, а призыв Бабаджана, похоже, направлен на умеренных деловых консерваторов, которые выступают за возвращение к технократии и устойчивому экономическому управлению.

Эти отколовшиеся партии намекают на более широкую деконсолидацию правого крыла. С 2007 по 2017 год политическое господство Эрдогана было таково, что для консервативных лидеров единственным путем к власти было вступление в партию: ПСР провела большую часть десятилетия, поглощая новые консервативные избирательные округа и создавая грозный правый политический блок. Теперь амбициозные консерваторы-диссиденты могут надеяться на возможность влияния за пределами ПСР.

Это указывает на новые перспективы – маловероятные, но они сохраняются среди дополнительных вызовов правого крыла Эрдогану. Популярность Сулеймана Сойлу сегодня выше, чем у любого консервативного деятеля последних лет, кроме самого Эрдогана. Сойлу пользуется поддержкой националистов и религиозных консерваторов, а также непропорционально большой поддержкой молодежи. Однако остаются вопросы о том, что движет подъемом популярности Сойлу. Ответы на указанный вопрос определят, будет ли этот подъем длительным. Но самый важный вопрос заключается в том, осмелится ли Сойлу бросить прямой вызов Эрдогану, возможно, создав новую партию, или же он просто маневрирует, чтобы стать его преемником.

Эрдоган недавно отклонил предложенную Сойлу отставку после неудачного решения последнего о введении комендантского часа, возможно под давлением кампании в социальных сетях и небольших протестов в поддержку Сойлу. Что характерно, лидер ПНД Девлет Бахчели также предложил поддержку Сойлу, заявив, что тот должен остаться на посту министра внутренних дел. Сойлу также находится в напряженном соперничестве с зятем Эрдогана Бератом Албайраком за влияние и, возможно, за пост очевидного наследника престола. Если бы Эрдоган почувствовал угрозу популярности Сойлу, какие шаги он предпринял бы, чтобы свести на нет возвышение Сойлу?

Помимо Сойлу, конечно, ПСР продолжает полагаться на ультранационалистическую ПНД, которую в значительной степени удерживает вместе Бахчели, чьи проблемы со здоровьем заставили его уйти из общественной жизни на несколько недель в конце 2019 года.

Впервые за многие годы политическая судьба Эрдогана не находится полностью в его руках. Дезертирство любого из ключевых консервативных союзников может фатально подорвать его избирательную коалицию и, возможно, его личные электоральные перспективы.

Даже если до 2023 года выборов не будет, ощущение того, что Эрдоган теряет позиции в политическом плане, скорее всего, сформирует его собственное поведение и поведение других людей как внутри страны, так и за рубежом. На родине эта уязвимость, вероятно, усилит и без того жестокие репрессии правительства. Президент Эрдоган и ПСР, несомненно, осознают, что их поддержка слабеет. Они видят опасность, исходящую от новых оппозиционных политических деятелей, и свою зависимость от таких фигур, как Сойлу и Бахчели. Эрдоган уже давно стремится председательствовать на отмечании 100-летия Турции как современного государства, нацеливая свою повестку дня на 2023 год; проиграть выборы для него было бы сокрушительным поражением в такой ситуации, поскольку оно остановило бы его совсем недалеко от этой цели.

Президент Эрдоган также может опасаться судебного преследования, если он будет свергнут политической оппозицией, основываясь, по крайней мере, на обвинениях в коррупции, датируемых декабрем 2013 года. Он и его партия сделают все возможное, чтобы сформировать удобную им избирательную среду, например, усложнив для отколовшихся консервативных соперников возможности влиять на выборы и ужесточив контроль над социальными сетями для дальнейшего подавления инакомыслия.

Помимо опрокидывания политического игрового поля, Эрдоган, столкнувшийся с жесткой предвыборной кампанией, несомненно, продолжит разжигать национализм посредством репрессий против курдов – подход, который также представляет трудный выбор для оппозиционных партий в управлении их собственной коалицией. (Оппозиционные РНП и Хорошая партия так же являются турецкими националистами и зависят от настроений националистически настроенного турецкого электората, часто одобряющего анти-курдские операции, а с другой стороны они зависят от коалиции с про-курдской ДПН, чье влияние постепенно растет из-за роста удельного веса курдского населения, – прим.). С другой стороны, если существует общее мнение, что Эрдоган находится на пути к выходу из политической борьбы, то и средства массовой информации, и даже судебные органы могут осмелиться занять позиции, противоречащие интересам Эрдогана. Некоторые недолговечные свидетельства этого явления появились после июньских выборов 2015 года, когда ПСР впервые ненадолго потеряла свое парламентское большинство. Как оказалось, Эрдоган провел беспрецедентный второй тур выборов в конце того же года, возобновил конфликт с РПК и вернул себе абсолютное парламентское большинство ПСР.

Эта националистическая агрессия, вероятно, распространится и на внешнюю политику. В последние годы президент Эрдоган часто использовал военные операции и конфронтации с иностранными лидерами, чтобы сплотить свою электоральную базу. Военные действия Турции за рубежом в целом совпали с календарем выборов. Поскольку Турция воюет в Сирии, Ираке и Ливии, а также вовлечена в ожесточенное противостояние с греками и киприотами из-за морских границ Восточного Средиземноморья и потенциальных энергетических ресурсов, недостатка в потенциальных очагах возгорания нет. Вполне вероятно, что турецкий лидер спровоцирует кризис на одном из этих фронтов в преддверии ближайших выборов, представляя смелое применение силы и агрессивную риторику как знак его – и Турции – высокого положения на международной арене и играя на враждебности националистических правых к другим государствам. Это может усилить тенденции среди них, направленные на то, чтобы «сплотиться вокруг флага».

С другой стороны, восприятие за рубежом того, что президенту Эрдогану и его партии грозит вероятное поражение на следующих выборах, может иметь и другие последствия. Иностранные правительства могут быть менее внимательны к Эрдогану, чем сейчас, когда он широко рассматривается как почти постоянный факт жизни в качестве автократического лидера стратегически важной страны. В качестве альтернативы, те, кто рассматривает санкции в отношении Турции за ее различные предполагаемые нарушения, включая Конгресс США и Европейский Союз, возможно, начнут рассматривать вопрос о том, как их действия повлияют на турецкую политику и выборы, а также на то, в какой степени такие действия могут сформировать подходы потенциального нового турецкого правительства и преемника Эрдогана. Ощущение его неминуемой предвыборной кончины может ослабить поддержку Эрдогана со стороны такого союзника, как Катар, и ослабит позиции Эрдогана на арабской улице.

Для Соединенных Штатов и Европы эти тенденции и вопросы лежат в основе критически важных стратегических оценок. В настоящее время крайне сомнительно, что Эрдоган сможет выиграть свободные и справедливые выборы. Если он прибегнет к откровенным фальсификациям на выборах, согласятся ли Соединенные Штаты и Европа с окончательным разрушением турецкой демократии или серьезно ухудшат отношения с ключевой региональной державой? Как отреагирует Европейский союз, если Эрдоган спровоцирует столкновение с Грецией или Кипром – странами-членами ЕС – чтобы сплотить нацию вокруг себя, идя на выборы? Усилия Европейского Союза по управлению потоками беженцев также находятся во власти расчетов Эрдогана и его планов по завоеванию голосов турецких избирателей.

Соединенные Штаты постараются взвесить, насколько далеко они могут зайти, чтобы поддержать Турцию в Сирии или Ливии, особенно если ее действия продиктованы политическими требованиями лидера с сомнительными демократическими полномочиями. Давно назревшие вопросы доступа США к авиабазе Инджирлик – и безопасности размещенного там ядерного оружия – остаются крайне важными, особенно с учетом вероятности дальнейшей политической турбулентности в Турции.

Между тем, для НАТО Турция является противоположностью Греции – другому члену альянса – в противостоянии в Восточном Средиземноморье и, кроме того, Турция выступает против Франции в Ливии; эскалация на обоих фронтах может иметь катастрофические последствия для сплоченности и доверия к альянсу НАТО. Действительно, Франция приостановила участие в военно-морской операции НАТО в Средиземном море после инцидента между французскими и турецкими военными кораблями, когда первые попытались обыскать военный корабль, предположительно перевозивший турецкое оружие в Ливию. Греция и Франция направили военные корабли в спорные воды Восточного Средиземноморья после того, как Турция послала буровое судно – также в сопровождении военных кораблей – для разведки подводных энергетических ресурсов; выяснение отношений привело к столкновению между греческими и турецкими военными кораблями, и напряженность остается высокой.

Выводы

Приливы и отливы консервативного турецкого общественного мнения могут показаться далекими от стратегических маневров в Средиземном море и Леванте, или от борьбы между Соединенными Штатами и Россией за рычаги влияния на независимую Турцию.

Но главным интересом Эрдогана является безопасность режима; эта безопасность определяется в нынешней конкурентной авторитарной структуре Турции небольшой группой колеблющихся консерваторов – особенно среди самых молодых избирателей. Если такая фигура, как Сойлу, появится в качестве вероятного преемника лидера турецких правых, это также предвещает плохое развитие для турецко-западных отношений. Сойлу – единственный высокопоставленный турецкий чиновник, открыто обвинивший США в подстрекательстве к попытке государственного переворота в 2016 году. Он является еще одним воплощением реакционного и агрессивного направления турецкой националистической политики. Под его руководством агрессивное антикурдское и антиамериканское позиционирование, вероятно, останется прочной чертой турецкого консерватизма. Эта политическая жилка почти исключает умеренность консервативной политики.

И все же популярность оппозиционных мэров Имамоглу и Явуша и тактические перспективы отколовшихся партий Бабаджана и Давутоглу – каждая из которых апеллирует к разным слоям турецких правых и правоцентристов – напоминают о том, что большие слои турецкой общественности не разделяют этих воинственных взглядов Эрдогана и Сойлу.

Возможно, шовинизм консервативных правых Турции исчезнет, если оппозиция победит в 2023 году и сформирует правительство, но тут имеется ряд больших «если». Конечно, у правительства, состоящего из нынешней оппозиции, было бы меньше оснований активно разжигать антизападные настроения или провоцировать политические столкновения с Соединенными Штатами. Но даже новое правительство будет вынуждено реагировать на самые резкие националистические голоса.

В нынешней политической ситуации представляется столь же вероятным, что Турция могла бы увидеть либо нечестные выборы, характеризующиеся широко распространенным мошенничеством, либо общую фрагментацию турецких правых без какого-либо явного преемника Эрдогана, причем нативизм продолжает определять основное русло турецкой политики.

Примечание.

* Нативизм (от англ. native — «коренной», «уроженец») — политическая позиция, требующая благоприятствования и предоставления привилегированного статуса определенным установленным жителям нации по отношению к приезжим или иммигрантам. Нативизм обычно предполагает оппозицию иммиграции и поддержку усилий по снижению политического или правового статуса конкретных этнических и/или культурных групп, потому что эти группы считаются враждебными или чуждыми естественной культуре, и не могут быть ассимилированы

Источник: anfnews.ru