Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Изабелла Юрьева. «Прелесть ноты Фа».

Каждый мой материал ,пожалуй, можно было бы озаглавить одинаково: «Что в имени тебе моем?» - этой горькой и легкой пушкинской строкой. Ибо о каждом своем герое / героине/ я знаю до холода, озноба - мало . И в интернете, и в библиотеках, и в архивах приходится часами и днями напролет отыскивать буквально лишь крупицы, чтобы составить « легкое дыхание» строф и строк в некий звукоряд волшебно и ненавязчиво, интригующий читателя. Но читатель часто и этим простым звукорядом бывает недоволен!

· Вот и обо очередной своей героине, что я знаю? Изабелла Даниловна Юрьева. Ребенок рожденный в театральной, среде, «околобогемной». Мать - постижер, отец костюмер, тапер.

· С детства девочка привыкла к театральному гриму, запаху кулис, особой атмосфере зрительного зала. Быть может, пряталась в суфлерской будке. Тогда еще в театре были суфлеры. Ребенок - непоседа, с горящими темными глазами при светлых волосах, она являла собою необычное существо: полуангел, полубесенок.

· Для меня лично Изабелла Юрьева - непостижимое совершенно явление, существо, Женщина. Актриса, артистка. Я узнала о ней, когда она была уже очень пожилой. Прожила почти что - век. Узнала из передачи «До и после полуночи». Передача, в далекие девяностые, была самой моею любимой, я всегда смотрела и слушала ее, не отрываясь, не все понимала, не все там мне нравилось, скажу честно.

· Но Юрьевой я была ошеломлена, ибо это был Образ Женщины истинной, вне времени. Изабелла Даниловна начала рассказывать, и я забыла обо всем: о времени, о полночи, о скромном бытии, об остывшем чае, об уроках на завтра, о недописанном конспекте лекции.

· Я слушала ее неторопливый рассказ о жизни в Париже , о том, как она в машине родила своего единственного кроху сына, о том, как ездила на велосипеде по этому самому Парижу, а за нею гонялись навязчивые продюсеры от фирмы Патте и умоляли сняться хотя бы в одном кадре их рекламы, немом кадре!

· Быть может, она и затмила бы своей красотой Веру Холодную, но она не согласилась. Мир потерял великую актрису? О, этого - никто не знает.

· Но и великой певицы мир, увы, тоже не обрел, Жестокий мир, ибо на долгие годы Изабелла Даниловна Юрьева была прочно забыта.

· Забыта потому, что не отреклась от своего репертуара, потому что разыскивала и оттеняла красотою собственного голоса редкие тексты, придавая фортепьянным аранжировкам старинных романсов и городских песен особую прелесть доверительной, ошеломляющей сердечности, доводящей до волнения и трепета и самого придирчивого ценителя музыки и самого неискушенного человека, далекого от нее.

· Что поражает в Юрьевой?

· Ее преданность романсовому искусству, этому капризному взыскательному жанру, сочетающему в себе элементы экспрессивной искренней исповедальности и строгого канона классики, когда песня превращается в маленькое трагедийное, театральное действо, магическое, фееричное, чарующее. Юрьева была на сцене даже тогда, когда умирал ее маленький сын Володенька, Пленник порока сердца, которого они с мужем любили беззаветно. Изабелла Даниловна не смогла уговорить администратора отменить концерт. Вышла на сцену белая, как мел, но пропела все безукоризненно. Зрители ни о чем не догадались.

· О, нет, она не упала в обморок за кулисами! Просто жила после смерти малыша отлично осознавая, что больше ей стать матерью не суждено. Первые роды были очень тяжелыми и едва не стоили ей жизни.

· Артистка ВСЕГДА САМА СОСТАВЛЯЛА СВОЙ РЕПЕРТУАР. ОТЫСКИВАЛА РЕДКИЕ ТЕКСТЫ, не боялась вставлять в отделение концертной программы старинные, совершенно «буржуазные» тексты цыганских романсов из репертуара Вари Паниной и Марии Пуаре. В таком отборе репертуара сказался тонкий вкус Юрьевой, ее абсолютное чувство ритма и рифмы.

· Газеты нещадно громили «мелкую буржуазность, каминность» певицы , явно наследуя в стиле своих нападок на «королеву романса» пресловутому Александру Жданову, намертво пригвоздившему к столбу позора Михаила Зощенко, Анну Ахматову и даже - Ольгу Берггольц. Но она была несгибаема. Программы выступлений не меняла. Это - ошеломляет. Просто потрясает.

· В отношениях со своим мужем Иосифом Аркадьевым ( сценический псевдоним) она сохранила романтичность и высокую теплоту: необычен был и сам их семейный быт: свечи за ужином, вечерний туалет певицы, и по утрам, каждый день для Изабеллы Даниловны - хотя бы самый скромный букет цветов и плитка шоколада. Они прожили вместе сорок шесть лет.

· Для того чтобы сохранить такие отношения, несомненно, нужно большое уважение, высота Духа, понятие чести, преданность и смелость.

Изабелла Даниловна выступала перед бойцами на фронте, во время обстрелов и налетов, в госпиталях. Солдаты обожали ее, наравне с К. Шульженко считали символом мира и победы, знали почти наизусть ее репертуар. Несомненно, что многие поклонники творчества находили возможным на свой страх и риск поддерживать ее материально, морально в трудные годы, когда она была почти что забыта. Ее спасала и собственная стойкость и чувство стиля. И привычка заниматься вокалом каждый день и неизменное умение «держать спину и удар».

Звание народной артистки Изабелла Юрьева получила лишь в 1992 году, когда ей было почти . Не будем говорить сколько лет. Для истинной женщины нет времени и возраста. Да еще для Женщины что несет в себе целую эпоху. Юрьева такою и была.

Только написав все это, я сообразила, что Изабелла Даниловна была ровесницею моей прабабушки, Лукерьи Савельевны Сысоевой. Может быть, поэтому я так близко воспринимаю ее образ. Он прочно, волшебно, магически просится в роман. Быть может, я еще напишу его. Все впереди, ведь голос Юрьевой звучит до сих пор. Он так свеж, словно и не было позади почти полтора столетия. Со дня рождения певицы минул нынешнего седьмого сентября года сто двадцать один год. Слегка юбилей. Навсегда - легенда.

_____________

Лана Астрикова.