Эта статья не о том, как стать бизнес-тренером и зарабатывать на доверчивых людях миллионы. Не о том, как выиграть миллион в лотерею или получить наследство от бабушки в Патагонии. Это — статья о том, как пересмотреть задачи бизнеса, выстроить стратегии его продвижения, и получить серьезный прирост продаж и известность.
В фильме “Кадры” два обычных мужичка попали на стажировку в Google. Однажды им требовалось продать сервисы корпорации владельцу пиццерии. А тот вообще не понимал ничего в digital-продвижении. И главные герои убедили его, что всегда есть пространство для расширения без потери эффективности и качества. А “цифрой” можно донести до конечного пользователя даже такую ценность, как вкус соуса!
Мы в агентстве TRIKO работаем примерно так же: любой проект начинается с анализа того, что и зачем нужно бизнесу. “Стартануть с нуля” или “продвинуться вширь”? Каким должен быть бюджет? Любой проект на миллион начинается с понимания и построения “дорожной карты”. Что это такое и как эта “карта”выглядит?
Анализируем продукт, среду и конкурентов.
Вы производите какой-то бомбический продукт, но ваши потребители еще об этом не знают. Как увлечь их своим товаром или услугой?
- Оцените свой продукт: насколько он будет интересен потребителю? Какому потребителю и почему? Внутри своих бизнес-процессов вы можете быть не объективны в оценках, и вам потребуется мнение специалистов и потенциальных потребителей.
- Необязательно покупать дорогие исследования: у ряда специалистов можно получить и бесплатную оценку (например, сайта или паблика в социальной сети — мы тоже так делаем для клиентов). Можно и самостоятельно провести опросы: в Яндекс.Кью, Facebook или Instagram. Узнайте что нужно людям. Оцените рынок. Насколько он заполнен? Легко ли “увести” потребителей у конкурента? Что потребителю важно, чтобы прийти к вам: местоположение, цена, качество, доставка или что-то еще?
- Оцените конкурентов. Достаточно 1-2 дня изучать соцсети, сайт или отзывы о них, чтобы понять: что в продвижении конкурентов работает хорошо, а что — нет. Так вы сможете лучше понять свои преимущества и “киллерфичи”; и позаимствовать удачные идеи конкурента (это называется бенч-маркинг).
Формируем коммуникационную стратегию.
Теперь нужно подготовить коммуникационную стратегию:
- Сформируйте Tone of Voice. Как вы общаетесь с клиентом. На “ты”? На “вы”? Шутите ли вы с клиентом? Насколько вы брутальны? Феминистичны? Аполитичны? Спортивны? Планируете, как вы будете говорить с аудиторией.
- Решите, где вы будете общаться с аудиторией, исходя из знания, какими соцсетями, сайтами и иными ресурсами пользуется ваш клиент. Планируйте, нужен ли вам TikTok или Instagram, Facebook или VK. “Преломляйте” свой Tone of voice под специфику каждого канала: инста-пользователям нужен визуал, тиктокерам — видео, фейсбукерам — текст и т.д.
- Здесь вы вплотную подходите к креативной стратегии и контент-планированию. Уже сейчас у вас должно быть общее видение “где, как, с каким настроением и в каких цветах” вы будете коммуницировать с клиентом.
Один из наших проектов, который за 3 месяца стал прибыльным даже больше, чем на 1 миллион, стало продвижение бургерной МясоROOB на московском рынке. Эта сибирская бургерная с выверенным подходом к качеству еды и уровню сервиса. А, поскольку московский рынок ресторанов и фастфуда плотно заполнен и высоко конкурентен, то требовалась полноценная коммуникационная и креативная стратегия. Анализируя ситуацию по вышеописанным пп.1-2, у нас получились (и у вас получится!) tone of voice и базовая креативная концепция:
Бренд — крепкий сибирский повар, дока и мастер своего дела. Он суров, но не жестко брутален. Не слишком многословен, но внимателен к составу продуктов и ингредиентов. Сама еда и специальные предложения занимают в “голосе повара” главное место. Полезность и качество еды — важнее московского пафоса других бургерных. Сибиряки общаются со своими клиентами, обещая накормить их по-сибирски сытно и душевно.
Прикидываем бюджет.
Теперь приводим план действий в соответствие с бюджетными возможностями:
- Определите расходы на коммуникацию: наймете ли вы smm-щика для ведения аккаунтов, или будете делать это сами? Будете ли вы сами делать фото и видео, или закажете их изготовление production-агентству? Останется ли у вас бюджет на контекст, таргет и платные размещения у блогеров?
- Определите внутренние затраты. Например, в случае с сибирской бургерной клиент посчитал, что себестоимость приготовления 1 000 бургеров на бесплатной раздачи на открытии — ниже размещения рекламы на борде. “Халявная раздача бургеров” оказалась очень эффективной и недорогой.
Планируйте бюджет на коллаборации, которые могут улучшить вашу работу. Доставка типа DleiveryClub или Яндекс Еды для вашего ресторана. Или примерка на дому для выбора подходящей модели — для онлайн-магазина одежды, или что-то иное.
“Полируем” креативную стратегию и контент- и медиаплан.
Здесь уже речь идет о конкретных действиях, которые надо подготовить:
- Элементы креативной стратегии — визуалы, фото, видео, шрифты, картинки и мемы — все key visuals.
- Контент-план: тексты и визуалы для размещения в пабликах.
- Медиа-план: когда и какая будет выходить реклама (если вы это планируете).
Продвигаем и анализируем.
Помните, что тенденции в рекламе и рынках меняются очень быстро. Вчерашние планы могут быстро устаревать сегодня. Поэтому применяйте Agile и Scrum: чтобы гибко планировать и реализовывать свои действия. Когда “первый план” выполнен нужно проанализировать его результаты, удачи и ошибки. И следующий “второй план” готовить с учетом этого анализа. Это позволит сэкономить деньги, время и силы! Использование такого подхода позволило бургерной МясоROOB удачно зайти на столичный рынок, в кратчайший срок окупить свои затраты, стать прибыльной и за 1,5 года вырасти в сеть из 5 бургерных.
Итог.
Понятно, что для новичка в digital все вышеописанное может казаться сложным. И даже у профи могут быть ошибки — это вполне нормально! Главное — следовать общей последовательности действий, описанной выше, не бояться идти вперед и экспериментировать. Ну, а если на каком-то этапе планирования или реализации вы поймете, что справиться с задачами у вас не получается, обращайтесь к специалистам. Таким как мы :) Мы поможем!