В преддверии зимы большинство водителей озадачивается проблемой выбора сезонной резины. Кто-то предпочитает шипованные шины, кто-то липучки. Остановимся поподробнее на последних.
Рассмотрим: шины липучка что это, как они работают, каковы их преимущества и недостатки.
Содержание:
- Понятие фрикционной покрышки
- Как работает шина-липучка
- Достоинства зимних фрикционных покрышек
- Недостатки фрикционной резины
- Виды липучки
- Скандинавская резина
- Европейская резина
- Липучки на сезон 2019-2020 г.г.
Понятие фрикционной покрышки
Название «липучка» возникло вероятнее всего в 80-90 годах прошлого века, когда покрышки появились в Советском союзе. Это были шины, доселе невиданные и автолюбителям было непонятно: каким образом работает нешипованная резина зимой, как она «прилипает» к скользкой дороге? Народное название сохранилось до сих пор. В магазине, на шиномонтаже или сервисе поймут о какой резине речь, если выразить желание купить или переобуть колеса в липучку.
Не меньшее понимание найдёт просьба установить фрикционную резину, ведь это один и тот же тип шин. Термин «фрикционная резина» произошел от английского слова «fricktion» (фрикшн) – трение.
Как работает шина-липучка?
В основе действия фрикционных шин лежит принцип ламелирования – нанесения насечек на резину. Этими ламелями, а точнее их кромками, шина цепляется к асфальтовому покрытию дороги. Большое количество прорезей на резине обеспечивает сцепление, достаточное для сохранения курсовой устойчивости автомобиля. Кроме этого, для обеспечения эксплуатационных свойств резины, важен состав резины и рисунок протектора.
Сочетание большого числа ламелей, мягкого компаунда и глубокого протектора дают резине:
- устойчивое, большое пятно контакта;
- возможность плотного сцепления с поверхностью;
- способность отводить воду из места контакта с дорогой.
Некоторые производители добавляют в состав зимней резины мелкие твёрдые частицы, выполняющие роль шипов, для улучшения фрикционных свойств.
Достоинства зимних фрикционных покрышек
«Липучки» наиболее эффективны на дорогах с мокрым или сухим асфальтом, снегом, политым реагентами. Такая резина хороша при понижении температуры до -25 градусов Цельсия и ниже. Происходит это по причине большей мягкости состава материала. Шипованная резина в этом случае «задубевает».
Главным достоинствами эксплуатации фрикционных шин являются:
- Способность сохранять заявленные свойства при перепадах температуры в межсезонье. В это время ночью могут быть заморозки, а днём воздух и поверхность дороги прогревается до контрастного плюса. Липучки обеспечивают надежное сцепление в период оттепелей до 10 градусов. В этом они могут поспорить с летними шинами. Фрикционная резина помогает отлично тормозить на твердой и сухой дороге, т.к. лучше облегает пятно контакта. Её смело можно назвать всесезонной резиной. Именно поэтому липучки ставят на спортивные машины.
- Сниженный уровень шума. Езда без характерного гудения (скрежета) шипов по асфальту здорово сберегает нервы водителя авто и пассажиров. Металлические шипы другого типа покрышек вылетают, вырывают кусочки дорожного покрытия. С липучками такого не происходит.
- Уменьшенная вибрация руля. По сравнению с использованием шипованной резины, фрикционная обеспечивает не только акустический комфорт внутри салона, но и не передаёт вибрационную нагрузку на руль.
- Сокращенный расхода топлива при эксплуатации автомобиля. Из-за трения шипов повышается потребление горючего, чего при использовании липучки не бывает.
- Устойчивость на мокром асфальте. Российским водителям зимой редко удаётся ездить по сухой, чистой дороге. Чаще мы передвигаемся по асфальту под снегом, дождем и химикатами. Моментальный отвод воды ламелями отлично справляется с такой ситуацией и обеспечивает стабильную управляемость транспортным средством.
- Спокойный въезд в любое из государств Европейского союза. В некоторых странах Европы запрещена езда на шипованной резине. К липучке никаких требований нет, она не портит дорожное полотно.
- Срок эксплуатации такой авторезины больше.
- Не существует запрета на использование рассматриваемого типа покрышек в летний период. При этом эксплуатация шипованных шин летом запрещена техническим регламентом Таможенного союза (п 5.5). Хотя это сомнительное достоинство, т.к. не всё, что не запрещено – разрешено. В условиях усиленного нагрева полотна дороги мягкая резина липучки поплывёт, что приведёт к снижению управляемости и порче шин.
Недостатки фрикционной резины
Какой бы замечательной не была липучка, но и у неё найдутся слабые места:
- Езда по заснеженной дороге, особенно по укатанному снегу (чаще встречается на трассах). В таком случае лучше себя показывают шипованные покрышки.
- Движение по обледенелой дороге. В случае торможения, шипы «вгрызаются» в корку льда, благодаря чему автомобиль останавливается быстрее. Тормозной путь фрикционной резины значительно длиннее. При вхождении в поворот на льду «липучка» не обеспечивает устойчивости, а главное – управляемости автомобиля, вплоть до её полной потери.
- Опасность «чёрного льда». При температуре около ноля градусов на поверхности льда образуется практически невидимый слой воды, который, в сочетании с мелкой ледяной крошкой и снегом, моментально забивает ламели и катастрофически снижает сцепление шин с дорожной поверхностью. Занос обеспечен даже при лёгком повороте. Остановить машину в этом случае будет весьма затруднительно.
- Не лучший вариант для начинающего или неуверенного водителя. Первая реакция его при возникновении нештатной ситуации или необходимости срочной остановки – затормозить. С этой ошибкой справляется встроенная АБС. В случае её отсутствия заблокированные колеса с фрикционными шинами будут не эффективны.
- Проходимость по снегу хуже, чем у шипованных покрышек.
Виды «липучки»
В зависимости от эксплуатационных характеристик и свойств, фрикционные покрышки можно условно разделить на «скандинавские» и «европейские».
Скандинавская резина
Внешне протектор покрышек имеет грубый рисунок. Большую часть времени они используются на трассах, покрытых снегом и льдом. Скандинавские покрышки характеризуются увеличенным количеством ламелей (их в 2-3 раза больше) для лучшего «прилипания» к скользкой поверхности. Рисунок нарезки ламелей рваный (зигзагообразный), края блоков ломанные - для того, чтобы лишенные шипов шины «вгрызались» в снег и лёд.
Тонкие глубокие ламели и большие расстояния между блоками – классика арктических шин
Скандинавская резина на полном серьёзе может посоперничать с шипованной. Агрессивные линии прорезей и границ блоков, широкие межблоковые пространства (для быстрого самоочищения) – каждый сантиметр покрышек рассчитан на борьбу за управляемость автомобилем на северной дороге. Шипованная резина искусственно уплотнена там, где предусмотрено отверстие для шипа, а скандинавская цепляется за дорогу и слипается с ней всей своей поверхностью. Часто в состав «скандинавок» дополнительно входит кремниевая крошка. Их твёрдость по Шору составляет 50-60 единиц, что говорит о достаточной мягкости резины.
Европейская резина
Покрышки для центральной и южной Европы отличаются от арктических округленностью боковых блоков.
Для них характерна твёрдость резины в вилке от 58 до 67 единиц по Шору. По этому показателю «европейки» сходны не только с всесезонными шинами, но и с «дождевыми», используемыми в летний сезон. Для избегания эффекта аквапланирования, протектор европейских покрышек спланирован с учетом эффективного водоотведения.
Различия шин вызваны условиями их эксплуатации. Северные европейские зимы ничем не отличаются от русских: снегопады, низкие температуры, ветер и обледенения. Здесь нужная крепкая сцепка с дорогой, высокая проходимость.
На территориях южнее к шинам предъявляются другие требования. Здесь зима намного мягче, нередки температурные переходы в районе ноля. Тут необходима устойчивость и управляемость авто на высоких скоростях,нужно моментальное водоотведение в месте контакта шины с дорогой.
В нашей стране стоит пользоваться теми шинами, которые ближе по температурному режиму. Севернее Средней полосы – скандинавскими, южнее – европейскими. Кроме типа важно, чтобы они:
- были одинаковыми на всех колёсах;
- по размеру соответствовали транспортному средству;
- имели протектор глубиной не менее 4 мм;
- были новыми.
Липучки на сезон 2020 г.г.
После всех рассуждений о фрикционных шинах, возникает естественный вопрос: а какая лучшая зимняя резина 2019 липучка? Ориентироваться на рейтинги, в большом изобилии составляемые сайтами не всегда автомобильной направленности (мягко говоря), не стоит. Разумнее ориентироваться, как это банально не прозвучит, результаты тестов и на цену. Не бывает хороших характеристик за «недорого». Зимняя резина Continental или Nokian стоит дороже, но по итогам автоиспытаний, проводимых иностранными и отечественными изданиями, они всегда оказываются на первых местах. Лучшие модели этих компаний: Continental VikingContact 7 и Nokian Hakkapeliitta R3.
Первый обеспечивает устойчивость на мокрой дороге, а второй хорош на заснеженной дороге и наледях. Немного проигрывают им Hankook Winter i*cept iZ2, Pirelli Ice Zero FR и Goodyear UltraGrip Ice2, при этом они приятнее по цене.
Нельзя не упомянуть о надёжных, но более бюджетных вариантах липучек, таких как: Cordiant Winter Drive (российского производства) и Nordman RS2 от Nokian.
Поделитесь своим мнением в комментариях.
Если вам понравилась статья, прошу поставить лайк 👍 и подписаться ✅ на канал. Дальше будет ещё интереснее и полезнее!
Удачи на дорогах!
Полезные ссылки:
✔️Nokian✔️Goodyear✔️Continental
✔️Bridgestone✔️Dunlop✔️Gislaved
✔️Michelin✔️Pirelli✔️Hankook✔️Yokohama
Промокод на 20 литров незамерзайки Nord Stream.
При покупке комплекта зимних шин от R16 с 28.10 до 08.11.
В акции участвуют Nokian, Michelin, Continental и Goodyear.
- Бесплатный шиномонтаж
- Бесплатная доставка
- Бесплатное хранение
- ПРОМОКОД: ZEN2020