Найти тему
Алексей Милованов

Бурлак-это профессия или наказание?

Бурлаки на Волге. Пожалуй каждому россиянину благодаря бессмертному творению Ильи Репина известен этот драматический сюжет. Ассоциируется он с непосильным трудом, страданиями и безысходностью. Ничуть не веселее высказывается в своем стихотворении Николай Некрасов:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется-

То бурлаки идут бечевой.

Кстати, бечевая или бечевник(бичевник) -это такая дорога вдоль русла реки, по которой собственно бурлаки и двигаются под монотонное пение, таща на веревке плоскодонную баржу. Изобретение это не совсем российское (beach -пляж,берег). В Европе людям также приходилось частенько тянуть свои суда против течения. В связи с этим прибрежные зоны приходилось постоянно очищать и даже мостить.

Самым известным произведением западной литературы, в котором описывается подобный род занятий, является книга Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" Тоже слышали? (Ну, не читали - это понятно!) Я расскажу близко к тексту.

В частности там рассказывается, что иногда люди, тянущие за собой судно за разговорами забывали о тех, кто в этом судне находится и не реагировали на их просьбы остановится. Чувствуете разницу?

Автор: de.wikipedia.org: 21:58, 30. Sep 2004 . . Ralf Roletschek (Diskussion) . . 800 x 651 (100046 Byte) (Lizenz: PD), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=710824
Автор: de.wikipedia.org: 21:58, 30. Sep 2004 . . Ralf Roletschek (Diskussion) . . 800 x 651 (100046 Byte) (Lizenz: PD), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=710824

Бечевник на Финовканале, соединяющем реки Одер и Хафель (Германия). По назначению использовался ещё в начале XX в.

В России специальным царским указом запрещалось по берегам рек строить заборы, сараи и все, что могло препятствовать продвижению "лямочников". Но на этом государева забота и заканчивалась.

И бурлакам приходилось продираться сквозь заросли, преодолевать заболоченные низины, карабкаться по узким каменистым тропкам. Так что на картине Репина маршрут изображен близким к идеальному, т.е. ещё не в самом трудном варианте.

"Бурлаки на Волге" Автор: Илья Ефимович Репин - WAG9_bL0sypwYQ at Google Cultural Institute maximum zoom level, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21854016
"Бурлаки на Волге" Автор: Илья Ефимович Репин - WAG9_bL0sypwYQ at Google Cultural Institute maximum zoom level, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21854016

Что же заставляло ежегодно почти полмиллиона наших соотечественников сбиваться или как тогда говорилось "сволакиваться" в бурлацкие артели. По 30-40 человек они уходили на этот уникальный промысел и возвращались к зиме далеко не все.

Огромные физические нагрузки, холод, жара, болезни, травмы. Как там у Некрасова? "Когда бы зажило плечо, тянул бы лямку как медведь, а кабы к утру помереть - так лучше было бы ещё..." Прямо так и напрашивается аналогия с участью гребцов-невольников, прикованных к веслам на средневековых галерах.

«Галерные рабы». Рис. из «Истории Франции» Э. Лависса и А. Колина. 1913 г  .Автор: Ernest Lavisse - Lavisse - cours elementaire - 1913 Google Books https://books.google.com/books?id=67MMAQAAMAAJ U. Wisconsin., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33525942
«Галерные рабы». Рис. из «Истории Франции» Э. Лависса и А. Колина. 1913 г .Автор: Ernest Lavisse - Lavisse - cours elementaire - 1913 Google Books https://books.google.com/books?id=67MMAQAAMAAJ U. Wisconsin., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33525942

В XVII—XVIII века галеры, уже потерявшие свое боевое значение, часто использовались именно как средство организации «исправительно-трудовых» работ для заключённых.И даже само слово «каторга» в русском языке происходит от названия одного из видов галеры (катергона или кадырги).

Но в отличии от галерных гребцов бурлаков никто в цепи не заковывал и к этому труду не принуждал. А когда пароходы стали повседневностью и спрос на их услуги резко упал, были даже стихийные протесты.

Означает это только одно - условия жизни народа в России в то время были таковы, что тащить вручную баржу против течения казалось не каторгой, а неким избавлением от мук ещё больших.

Всем, склонным к идеализации нашего прошлого, я хочу задать один вопрос - а вы готовы поменять свою работу на бурлацкую бечеву?