Найти тему
Юлия Семенова

«Чешская мечта» или «Невидимый гипермаркет».

В 2003 году, в Праге. На каждом углу и в каждой газете было объявление о том, что открывается новый гипермаркет, который называется «Чешская мечта». И в нём обещали очень маленькие цены.

На чешских дорогах появились рекламные щиты, а в Праге было распространенно 200 000 брошюр. Были сфотографированы и показаны фирменные товары, написана музыка для рекламы, но никто не знал, где находится этот гипермаркет, потому что это нигде не было указано.

Сказано было только то, что «в скором времени мы все объявим». А подливали масло в огонь слоганы этого магазина:

«Не приходи»

«Не трать деньги»

«Не жди»

И все в таком духе.

-2

И вот настал тот день. Место объявили. Создателям удалось привлечь более 3000 покупателей на пустую равнину для их «торжественного открытия» 31 мая 2003 года. По мере того как клиенты собирались, были доступны безделушки и небольшие подарки-брелки и флажки,-чтобы каждый мог уйти с чем-нибудь.

-3

Церемониймейстер продолжал комментировать собравшихся людей и, наконец, попросил «менеджеров» перерезать ленточку. После этого баррикады были сняты, и люди могли идти или бежать к фасаду.

-4

То, что издали казалось огромным зданием, на самом деле было всего лишь брезентовым фасадом, подпертым лесами. Люди, бежавшие за дешевыми продуктами, увидели лишь только огромное пустое поле.

-5

Никакого гипермаркета не существовало. Его придумали 2 студента режиссёрского факультета, чтобы снять об этом документальный фильм для дипломной работы. Некоторые восприняли это «послание» оптимистично: «По крайней мере, у нас был свежий воздух». Другие люди были просто в бешенстве. Они винили правительство, винили образование этих ребят. Винили вообще всех, кроме факта, что бесплатный сыр только в мышеловке. Это простая история аферы. Можно продать даже простую и несуществующую вещь. Так что, будьте аккуратны, и не ведитесь на разводы!

Витом Клусак и Филипп Ремунда
Витом Клусак и Филипп Ремунда

Документальный фильм получил призы на фестивалях в Кракове, Йиглаве, Любляне, Орхусе и Пльзене. 8 сентября его транслировала компания ARTE, а 26 сентября 2006 года- австралийская специальная служба вещания TV. 30 января 2007 года его транслировал VPRO, а 9 октября 2007 года-More 4. Он также транслировался TVR Cultural 20 января 2009 года и Link TV в США 2 июня 2011 года.