Сначала был Вебер. Франсис Вебер. Ещё до своего прихода в кино, Вебер начинал как автор скетчей, интересных номеров для комических артистов и комик-трупп. Писал забавные диалоги и сценические номера для артистов. Даже попробовал написать музыкальное либретто к одной из комедий по просьбе друзей.
Вебер, армянин по материнской линии, всегда тяготел к России, называя себя наполовину армянином или русским, что, впрочем, для него, сына эмигрантки из России — мать одно время жила в Санкт-Петербурге — не имеет существенной разницы. Армяне, русские... Вебер временами считает себя русским, и даже гордиться своими корнями. И ничего удивительно, его комедии в России, тогда в СССР, широкая публика всегда встречала с огромным интересом.
Вскоре Вебер начинает тяготеть к кино, он пробует написать свой первый сценарий. Свою первую самостоятельную работу, написанную в 1971 году, он предложил режиссёру Жоржу Лотнеру. Это был сценарий для комедии «Жил-был полицейский». А в 1972 году он пишет историю под длинным названием «Высокий блондин в чёрном ботинке». Тандем режиссёра Ива Робера и Франсиса Вебера имел грандиозный успех — первый успех для Вебера. Фильм приобрёл популярность ещё и потому, что сценарий писался специально под известного французского комика Пьера Ришара. Потом выйдет продолжение — «Возвращение высокого блондина». Эти фильмы принесут не только успех Веберу и Ришару, но и с этих комедий начнётся их крепкая дружба.
Вебер попал в десятку. Он придумал героя, смешную маску этакого недотёпы, добродушного простака, вечно попадающего в комические ситуации. Этот образ «белого клоуна» по имени Франсуа Перрен настолько пришёлся по душе зрителю, что его имя будет фигурировать не в одном последующем фильме Вебера. Затем в 1975 году они вместе будт работать над комедий «Дальше — некуда». И снова Вебер, и снова Ришар, и снова белый клоун по имени Франсуа Перрен. Но самый большой успех принесёт им комедия «Игрушка», в которой Вебер не только напишет удачный сценарий для своего друга, но и сам впервые выступит в качестве режиссёра. Дебют режиссёра Вебера стал более, чем удачным. А персонаж Франсуа Перрена приобрёл в «Игрушке» новые более яркие, острохарактерные краски.
Статья по теме: Киноностальгия. Как создавали любимую французскую комедию "Игрушка"?
Друзья решили и дальше работать вместе. Однако явно чего-то не хватало — белому клоуну Перрену явно не доставало антипода. Нужен был другой комик и полная противоположность — сильный, взрывной, импульсивный. И друзья сразу вспомнили о Жераре Депардье, который с успехом снялся в «Инспекторе-разине» (1980), где как раз противостоял другому популярнейшему французскому комику Колюшу.
«Невезучие» (1981)
Так в творческом и дружеском дуэте появился третий... Вебер, Ришар Депардье. Их первой совместной комедией стала «Приманка», в нашем прокате шедшая под названием «Невезучие». Забавная история о том, как невезучая дочь босса Мари Бене таинственно исчезает, а след её ведет к мафиози. Найти пропавшую предстоит недотёпе и такому же хроническому неудачнику, служащему конторы Бене бухгалтеру Франсуа Перрену, в помощь которому, босс отряжает мистера «всё могу» детектива Кампана.
Удивительно, но холодный, волевой и рассудительный, а также с иголочки одетый Кампана, который действует на зрителя с такой же неотразимой магией, поневоле привыкает к чудачествам Перрена, и поневоле «следует» его нелогичной логике поиска пропавшей, который в итоге увенчается успехом. Фильм снимали в Мексике. Именно здесь шла притирка характеров двух комиков, таких же непохожих в жизни, как и в кино. Помимо прочего, они до хрипоты спорили с Вебером, каждый отстаивая своё видение образа, своё представление съёмки того или иного эпизода. Тем не менее фильм благополучно закончили в Париже. В прокате фильм «Приманка» имел огромный успех, что побудило троицу подумать о дальнейшем сотрудничестве.
«Папаши» (1985)
Потрясающий дуэт Ришар-Депардье появился исключительно благодаря Веберу. И спустя два года они вновь сойдутся вместе на съёмках комедии «Папаши». Теперь весь сюжет строится на поисках сбежавшего из дома трудного подростка. Ришар играет в комедии снова человека по имени Франсуа, но на этот раз — его фамилия Пиньон. Впрочем, его герой опять неудачник, учитель по профессии, находясь в длительной депрессии, собирается покончить с собой как раз в тот момент, когда любовь к жизни возвращается к нему с известием о существовании взрослого сына. Все характеристики прежнего образа Кампана плавно перетекают и в нового героя Депардье, которого на этот раз зовут Жан Люка, а из известного детектива он превращается в известного криминального репортёра, что, в общем, имеет некоторое сходство.
Вся интрига состоит в том, что юноша по имени Тристан «обретает» сразу троих отцов (помимо родного). Так во всяком случае об отцовстве сообщает своим бывшим любовникам Кристина — мать парня, вышедшая замуж за другого. «Отцы» не только находят Тристана, но и конкурируют между собой в стремлении завоевать его расположение. Однако Тристан оказывается гораздо мудрее своих «папаш», к которым постепенно привязывается и не хочет покидать, зная, что он сын того, кто на самом деле воспитал его.
И в этой комедии Депардье как всегда «брутален», серьёзен с энергией бросается на поиски, уверенный в своём «отцовстве». И постепенно проникается к своему конкуренту и депрессивному хлюпику, герою Ришара, которого не только не убирает с дороги, а вместе с Тристаном поддерживает и поздравляет с обретением «сына». И комедия «Папаши», вышедшая в 1985 году, снова триумфально гремит на экранах.
«Беглецы» (1986)
Пройдёт три года, прежде чем они снова сойдутся в совместной работе. Каждый из них живёт всё это время своей жизнью, хотя они регулярно встречаются, общаются, пьют хорошее вино собственного изготовления Вебера. Может быть именно с этого и начнётся увлечение Депардье виноделием, приобретшее широкий размах. Сегодня Депардье гордится своими успехами в виноделии не менее, чем в лицедействе. Именно на одном из таких вечеров Вебер показывает друзьям черновой вариант сценария новой комедии. Его задумку с интересом поддерживают Ришар и Депардье, более того, они собираются сами финансировать картину. К тому же у каждого уже есть небольшая киностудия: у Ришара — «Фиделин-фильм», у Депардье — «ДД-Продуксьон».
Но комедию «Беглецы» будет продюсировать только Ришар. И вновь история фильма разворачивается вокруг ребёнка — маленькой девочки Жанны, дочери Франсуа Пиньона. Вебер вообще обожал детей, в большинстве его успешных комедий, в том числе и «Игрушки», дети занимают центральное место. У малютки Жанны серьёзные проблемы — она не разговаривает со дня потери матери. Отчаявшийся отец, чтобы достать деньги на лечение, идёт на крайние меры — вооружённый грабёж. И надо же такому случиться, чтобы на месте грабежа оказался только что вышедший на свободу рецидивист Жан Люка, да ещё и оказывается в заложниках у Пиньона. Вот только грабитель из Пиньона никакой, и под подозрение полиции попадает Люка, который собирался завязать и начать новую жизнь. Для Люка, за которым теперь охотятся все копы города, уверенные, что он взялся за старое, выхода из тупиковой ситуации нет. Кроме одного — помочь незадачливому грабителю.
В новую комедию постепенно перетекают те же персонажи Франсуа Пиньон и Жан Люка, так удачно появившиеся в «Папашах», только в ином качестве. Опять Депардье силён и энергичен на фоне хлюпика Ришара. На этом контрасте героев строится вся линия взаимоотношений Жанны с Люка. Одна из самых трогательных сцен происходит на свалке, когда раненый Люка теряет сознание, а Жанна, идущая за ним следом, садится возле его рухнувшего тела, а затем ложится рядом, доверчиво прижавшись к этому «громиле», так не похожему на её хлипкого отца. С этого момента Люка проникается любовью к этому маленькому беззащитному существу.
Удивительно как Веберу удаётся незаметно соскользнуть с устойчивого фундамента комедии положений на нежную почву сентиментальной мелодрамы. Жестокий опасный рецидивист Люка незаметно для себя изменяется, заботясь о Жанне, а потом и её слабом отце. В грубом человеке эта маленькая девочка вдруг раскрывает самые светлые чувства, глубоко запрятанные внутри под коркой прежней суетной жизни. Пожалуй из всех трёх комедий Вебера, «Беглецы» занимают особое место. Здесь его герои становятся чуточку иными, в финале картины уходящими за горизонт, но с ощущением, что они вот-вот вернуться.
В своих воспоминаниях Вебер отмечал, что работать вместе Ришару и Депардье было сложно. В их «тандеме» он называл Депардье средневековым героем, а Ришара — светлым клоуном. Играть в паре с комиком всегда трудно, все лавры, как правило достаются последнему. Впрочем, Депардье никогда не комплексовал по этому поводу, поклонников у него было не менее, чем у Ришара. Отношения их героев Вебер строил на противоречиях, непохожести характеров и отношения к жизни, они жили на экране как кошка с собакой. Но если их поместить в одном маленьком доме, они быстро находят общий язык.
Несомненный успех трёх картин обещал дальнейшее плодотворное сотрудничество. Но, увы, этого так и не случилось. Комедии Вебера имели огромный успех за пределами Франции. В Советском Союзе зрители вообще обожали французские комедии. Но особенно популярными фильмы были в США. Голливуд даже снял несколько ремейков на тему комедий Вебера, и одно время сманил Вебера к себе. Режиссёр и сценарист Вебер там некоторое время успешно работал над созданием своих комедий на американский лад и получал огромные гонорары. Но отказался от заманчивой карьеры в Голливуде и вернулся во Францию.
В 1995 году Франсис Вебер планирует снимать комедию «Ягуар». Главные герои там носят привычные и полюбившиеся уже имена Перрена и Кампана. Однако друзья Ришар и Депардье вежливо отклонили предложение Вебера о совместных съёмках. И тогда Вебер снимает в фильме другой дуэт — Патрика Брюэля (Перрен) и Жана Рено (Кампана). Но сотворить новую успешную экранную комическую пару Веберу уже не удаётся.
Депардье, ещё некоторое время будет работать с Вебером. Но времена светлых комедий Вебера ушли. Сегодня французское кино, к сожалению, так же сильно американизировано, как и наше. А жаль...
Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!