22 августа 2020 года в Москве, в салоне «Домашние кинотеатры» компании AVnirvana состоялось сравнительное тестирование (или иначе говоря - "баттл") премиальных 4К-проекторов для домашнего кинотеатра SONY и JVC.
Прежде, чем рассказать о том, как это происходило, стоит начать с ответа на вопрос: а зачем вообще такое сравнение было нужно?
Как известно, на сегодняшний день конкурирующими флагманами в области проекционных технологий для домашнего кино являются два японских гиганта - Sony и JVC Kenwood. Обе компании выпускают аппараты, основанные на полноценных 4К панелях (то есть без необходимости использования каких-либо оптических или электронных систем имитации разрешения 4К).
Задачами этого мероприятия было не только проведение сравнительного тестирования потребительских качеств проекторов, являющихся фактически основными конкурентами на рынке, но и выявление их сильных и слабых сторон, объективная и субъективная оценка и формулирование соответствующих выводов. Думается, что эти выводы могут оказаться полезными как тем, кто планирует купить себе проектор, так и всем, кто интересуется передовыми технологиями в области домашнего кино.
Сравнительное тестирование состояло из двух этапов.
На первом этапе тестирования были представлены "младшие" модели 4K проекторов от компании Sony и JVC, а именно Sony VPL-VW270ES (далее - Sony 270) и JVC DLA-N5 (далее - JVC N5). Оба проектора находятся примерно в одной ценовой категории, оба построены на традиционной лампе высокого давления, а не на лазерном источнике света.
Во второй части нашего "баттла" участвовали также два проектора - лазерный Sony VPL-VW760 (далее - Sony 760) и "ламповый" JVC - DLA-N7 (далее - JVC N7). С точки зрения цены их трудно назвать одноклассниками, ведь проектор Sony почти вдвое дороже своего конкурента, однако его цена обусловлена, в первую очередь, дороговизной лазерного источника света. Самым ближайшим конкурентом JVC N7 относительно его ценовой категории является проектор Sony VPL-VW570ES, однако отличия его от 270-й модели сводятся лишь к чуть большей яркости и наличию диафрагмы объектива. Поэтому сравнение предтоповой модели от JVC - N7 с предтопом от Sony (VW760) представляется достаточно логичным. Интересно было также посмотреть и на то, как на картинку влияет характер источника света, т.е. лазера и лампы.
Проекторы обеих компаний по части нативного разрешения придерживаются "профессионального" стандарта коммерческих кинотеатров - DCI (Digital Cinema Initiatives), а это ни много ни мало - 4096 х 2160 точек. Это справедливо и в отношении ширины цветового охвата - конкурирующие аппараты обоих производителей поддерживают цветовое пространство DCI-P3, используемое в кинематографе. При этом проектор JVC N7 имеет "на борту" специальный цветофильтр, обеспечивающий возможность отображения 100% цветового пространства DCI-P3.
Все четыре проектора построены по технологии LCoS (отражающие жидкокристаллические панели на кремнии), обеспечивающей лучшую по сравнению к конкурирующими решениями (3LCD и DLP) натуральную контрастность.
Тестирование проводилось на экране Stewart Cima с полотном Neve, а за звуковое сопровождение отвечали комплект акустики JBL серии HDI и 16-ти канальный полный усилитель / процессор STORM AUDIO 2ISP 3D 16.12.
Прежде, чем приступить к тестированию, участником профильной ветки форума iXBT Максимом Зарубиным были проведены замеры яркости и контрастности всех проекторов, участвующих в «баттле».
Результаты этих измерений вы можете видеть в представленной ниже таблице. Измерения проводились на открытой диафрагме (правда, у Sony 270 диафрагма вообще отсутствует), при отключенной функции автоматический (динамической) диафрагмы и лазерном затемнении, на среднем фокусном расстоянии и среднем положении "зума". Рядом с наименованием модели проектора в скобках указан "пробег" его лампы, то есть время (количество часов), которое отработал проектор. Это важно иметь в виду при оценке измеренной яркости, т.к. в случае, если проектор не абсолютно новый, то традиционная лампа постепенно теряет свою первоначальную яркость.
Сама процедура тестирования двух пар проекторов также разделялась на две части. В первой части на экран выводились одновременно с двух проекторов синтетические тесты (заливки и видеоролики) для оценки таких качественных характеристик проекторов как равномерность фокусировки, четкость и детализация; равномерность белого (серого); равномерность черного; качество цветопередачи и скинтона (тона кожи); плавность отображения градиентов и наличие/отсутствие бандинга (полос на тональных переходах); качество встроенного тонмаппинга HDR-сигнала; качество передачи движения в кадре и работы систем кадровой интерполяции; качество работы динамических систем усиления контрастности.
Во второй части тестирование каждой из двух пар проекторов осуществлялось путем субъективной оценки участниками фрагментов из фильмов (ярких, смешанных и темных сцен).
Подробно описать в текстовом виде процесс тестирования по синтетическим тестам вряд ли возможно и целесообразно, поэтому попытаемся сформулировать выводы и впечатления, которые остались от тестирования каждого из четырех проекторов. Для лучшей структурированности мы разделим их по критериям, по которым, собственно, и проводилось тестирование.
1. Четкость и разрешение
Все четыре проектора показали свою способность в полной мере отображать разрешение 4К «пиксель в пиксель», однако с точки зрения равномерности фокусировки, качества сведения RGB-панелей "из коробки" и резкости лидером оказался проектор Sony 270. Поначалу мы даже решили, что у Sony включен фирменный усилитель резкости - Reality Creation, однако, зайдя в меню, мы убедились, что это не так. Тем не менее, не покидало ощущение того, что резкость у Sony 270 все же усилена на программном уровне, свидетельством чему является явное подчеркивание контуров объектов. Так что распространенное мнение о низком качестве оптики в проекторах Sony последних поколений, можно признать, как минимум, преувеличенным.
Все три других аппарата показали себя в этой дисциплине примерно как одноклассники, оптическая резкость у них была хорошей, но все же не выдающейся. При рассмотрении картинки с очень близкого расстояния можно было заметить у всех трех проекторов (JVC N7 и N5, Sony 760) некоторую мягкость контуров на линиях толщиной в один пиксель, а также цветную окантовку от несведения панелей, что, впрочем, легко можно поправить через меню с помощью цифровой коррекции. Для тестирования по синтетическим тестам усилители резкости сигнала были выключены, при этом никакого ощущения расфокусировки или излишней мягкости изображения в реальном материале не было.
2. Равномерность белого и серого поля
Все четыре тестируемых проектора показали весьма достойный результат в этой дисциплине – то есть каких-либо значимых отклонений по яркости и равномерности цвета на белом и сером фоне не продемонстрировали.
3. Равномерность черного поля
Тестирование равномерности черного проводилось при выключенных системах динамического усиления контраста. Три проектора - Sony 270 и 760, а также JVC N7 продемонстрировали хорошую равномерность черного, однако очевидным для всех участников лидером в этой дисциплине стал проектор JVC N7, который даже на открытой диафрагме демонстрирует очень глубокий черный цвет, что, впрочем, при измеренной натуральной контрастности не удивительно. Sony 760, как это ни странно имел меньшую глубину черного цвета, чем Sony 270, а большее значение измеренной контрастности объясняется большей яркостью белого поля за счет лазерного источника света.
Что же касается JVC N5, то доставшийся на тестирование экземпляр имел выраженную неравномерность по яркости на черном поле – так называемые "яркие углы". Поэтому замеренный контраст JVC N5 был нами усреднен, иначе говоря, при замере по центру JVC N5 выдавал результат не хуже своего "старшего брата", но по углам цифры контраста падали вдвое.
Нужно иметь в виду, что эта проблема в целом характерна для технологии LCoS, а ее выраженность варьируется от экземпляра к экземпляру. Я наблюдал "яркие углы" еще, как минимум, на двух экземплярах проекторов - на одном JVC DLA-X7900 и на Sony HW40. Что же касается N-серии JVC, то можно отметить, что распространенность этого явления несколько возросла по сравнению с предыдущей линейкой, однако по сведениям от владельцев и инсталляторов с уверенностью можно констатировать, что при "пробеге" от 100 до 300 часов "яркие углы" сначала ослабевают, а потом и исчезают совсем.
Помимо абсолютно черного поля на экран также выводились заливки с белыми объектами различных размеров на черном фоне, чтобы продемонстрировать, как проекторы сохраняют при этом контрастность и глубину черного. При этом лучший результат показали JVC N7 и Sony 270, которым примерно одинакового хорошо удавалось сохранить контрастность и пластичность изображения на таких "стресс-тестах", Sony 760 оказался на третьем месте. Кроме того, оба проектора Sony стоит отметить за практически полное отсутствие «гало» (т.е. свечения) вокруг ярких объектов на черном фоне.
JVC N5 стал аутсайдером на этом этапе. Причиной тому являются заметные "призраки" от ярких объектов на черном фоне, вызванные переотражениями внутри оптического блока. Однако, при этом стоит отметить, что их наличие и отсутствие непосредственно связано с особенностями установки проектора – при максимальном вертикальном сдвиге вниз при установке проектора на ножки они практически исчезают. Эту особенность стоит учитывать при планировании инсталляции проектора в помещении.
На данной категории тестов у всех четырех проекторов в той или иной степени присутствовал т.н. "стрикинг" – то есть тонкие светлые полосы от ярких и при этом также тонких объектов на черном фоне. При этом у проекторов Sony был заметен вертикальный "стрикинг", а у JVC – горизонтальный. В реальном содержании этот эффект заметен обычно на титрах.
3. Плавность передачи градиентов, бандинг
В этой группе тестов безоговорочное лидерство заняли оба проектора от JVC, продемонстрировав идеально гладкие плавные тональные и цветостные переходы на градиентных заливках. У проекторов Sony при подаче HDR сигнала наблюдался сильный "бандинг" (то есть ступенчатость переходов от одного оттенка или тона к другому). При этом у Sony есть программная функция, уменьшающая степень выраженности этой проблемы - т.н. "плавная градация", однако при ее активации и установке на "низкое" значение какого-либо видимого эффекта на HDR-сигнале она не продемонстрировала. Нужно иметь в виду, что плавность вывода градиентов зависит не только от проектора, но и от качества и уровня дизеринга в источнике сигнала. Так, если вы используете в качестве источника HTPC и рендер madVR, то проблему можно свести к минимуму или исключить вовсе.
4. Качество встроенного тонмаппинга (tone mapping) HDR
Тонмаппинг - это процесс преобразования диапазона яркостей HDR к реальному диапазону, отображаемому устройством вывода, в данном случае - проектором. Даже самые яркие проекторы для домашнего кинотеатра имеют весьма скромные по сравнению с современными телевизорами яркостные возможностями для полноценного отображения HDR-диапазона. Это вполне объяснимо, ибо телевизор это - самосветящийся дисплей, а проектор "рисует" изображение светом, отраженным от экрана.
Прежде, чем переходить к результатам этого этапа тестирования следует дать специальное пояснение. В октябре 2019 г. компания JVC выпустила обновление прошивки для всех трех проекторов N-серии, которое добавило в них функцию Frame Adapt HDR - алгоритм динамического тонмаппинга, который ранее появился в специальных видеопроцессорах (Lumagen Radiance) и системах, основанных на базе HTPC (MadVR). Проекторы JVC N-серии адаптируют тонмаппинг HDR-контента автоматически, на основе анализа яркости каждого кадра, так, чтобы темные тона оставались глубокими, яркие блики не "обрезались", а цвета и полутона были насыщенными и богатыми. При этом участвовавшие в тестировании проекторы Sony подобной технологии "на борту" не имели и результат был во многом предсказуем.
Все четыре проектора по результатам тестирования успешно справились с тонмаппингом HDR-сигнала с яркостью до 1000 нит, сохраняя детали в ярких областях, однако, начиная со значений яркости выше 1000 нит, оба проектора Sony начали уступать своим конкурентам от JVC, демонстрируя, что с ростом яркости усиливается отсечение (клиппинг) в бликах, а со значения 3000 нит показали практически полное их отсечение, что в реальном материале повлечет потерю деталей в самых ярких областях изображения. Тем не менее, в целом даже по синтетическим тестам Sony 760 оказалась лучше 270-й модели.
Таким образом, по синтетическим тестам оба проектора JVC показали сокрушительное преимущество системы динамического тонмаппинга перед статической системой проекторов Sony.
5. Качество передачи движения и систем кадровой интерполяции
Мы сравнили как проекторы отрабатывают движение в кадре на примере не только синтетических тестов, но и знаменитой сцены с круговой
панорамой из фильма "Red".
Что касается четкости в передаче движения, то тут лидером можно признать Sony 760 - ролик с движущимся шрифтом на этом проекторе был наиболее четким, однако панорамирование на проекторах JVC выглядело более плавным. При этом включение в проекторах JVC функции «улучшение движения» (фактически это «разгон» панелей за счет увеличения напряжения) делает четкость в движении на JVC такой же, как и на Sony при сохранении плавности панорамирования.
Что касается указанной сцены из фильма "Red", то чуда не произошло и все четыре аппарата продемонстрировали явную дискретность панорамирования. Относительно работы кадрового интерполятора ("уплавнялки") в тестируемых проекторах стоит отметить следующее. Оба проектора JVC справились с этой задачей на "низком" значении интерполятора наиболее деликатно - без видимых артефактов и эффекта "мыльной оперы". Кадровая интерполяция на проекторах Sony на значении "low" была более агрессивной и мало отличалась от положения "high". При переключении кадрового интерполятора на "высокое" значение небольшое преимущество было также за проекторами JVC, а аппараты от Sony демонстрировали едва заметные ложные контуры от темных объектов на светлом фоне.
Как уже отмечалось выше, тестирование проводилось не только по тестовым заливкам и роликам (синтетическим тестам), но и по фрагментам из фильмов, записанным в форматах SDR 1080р и HDR 2160р (4К UHD). Подробно описать в тексте свои впечатления от этого вряд ли возможно, поэтому ограничимся лишь общими выводами о просмотре фрагментов из фильмов на каждой из двух пар проекторов.
Итак, просмотр фрагментов на Sony 270 и JVC N5 позволил сделать следующие выводы.
1. С одной стороны, JVC N5 существенно выигрывает у Sony в самых темных сценах с очень низкой APL (средний уровень яркости) сцены - от 1 пикселя до 1% яркости (таких, как, к примеру третий эпизод восьмого сезона "Игры престолов"), с другой - при появлении в кадре даже небольшого яркого объекта пальму первенства нужно отдать Sony 270, которая, соответственно, лидирует в смешанных и светлых сценах. Если этот вывод использовать применительно к вопросу выбора проектора относительно "кинопредпочтений" покупателя, то можно заключить, что для любителей "космической" фантастики, таких, как, к примеру, "Чужой" или "Звездные войны", в которых очень много темных сцен, JVC N5 кажется наиболее очевидным выбором. С другой стороны, Sony 270 будет более универсален.
2. Просмотр фрагментов в HDR формате показал, что безоговорочным победителем в этом раунде вышел JVC N5 с системой динамического тонмаппинга Frame adapt HDR, которая предсказуемо дает ему безусловное преимущество над Sony 270. Первые же кадры из мультфильма "В поисках Немо" продемонстрировали, насколько ярче и "сочнее" была картинка в HDR на JVC N5. Даже отмеченное нами ранее преимущество Sony по контрастности в светлых сценах не спасает ее от проигрыша конкуренту. Поэтому, если Вы не планируете использовать вместе с проектором внешнее устройство для тонмаппинга (специализированный видеопроцессор, компьютер с рендером madVR), и для Вас важно как проектор отображает сигнал HDR, то альтернатив в своей ценовой категории у JVC N5 практически нет.
Сравнение другой пары аппаратов - Sony 760 и JVC N7 оставило следующие впечатления.
1. Так же, как и в синтетических тестах, первый же, очень темный фрагмент в SDR-формате из фильма «Гравитация» продемонстрировал подавляющее преимущество JVC N7 по контрасту и уровню черного, причем даже тогда, когда в кадре появляются небольшие яркие объекты.
Стоит уточнить, что после сравнения нативной контрастности проекторов (т.е. при отключенных динамических системах усиления контраста) было решено дать Sony 760 шанс проявить свои возможности в лазерном димминге и использовании автоматической диафрагмы объектива. Для этого были включены динамические системы усиления контраста в обоих аппаратах. В результате мы убедились в том, что субъективно воспринимаемый контраст заметно возрос, однако в темных и смешанных сценах это не все же не дало Sony 760 возможности догнать JVC N7 из-за существенно более высокого (то есть худшего) уровня черного, показателем которого является именно нативная (натуральная) контрастность.
2. Сравнение качества отображения фрагментов из фильмов в формате HDR на Sony 760 и JVC N7 дало следующие результаты. Если в темных сценах JVC N7 продолжал держать безоговорочное лидерство за счет уровня черного, то в светлых и смешанных сценах Sony преподнесла нам сюрприз. По мнению участников мероприятия, светлый HDR-контент выглядел на 760 Sony более ярким и живым, несмотря на некоторый клиппинг в светах. В этом плане Sony 760 оказалась практически на порядок лучше младшей модели – 270-й. Этому, по-видимому, способствовали лазерный источник света и более совершенный алгоритм тонмаппинга.
Справедливости ради, стоит отметить, что при желании систему Frame adapt HDR в JVC можно переключить с режима «авто», установленного по умолчанию, на «яркий», в котором приоритет отдается общей яркости сцены за счет большей компрессии в бликах и, в итоге можно получить такой же результат с точки зрения общей воспринимаемой яркости, как и на Sony 760.
По завершении обоих этапов тестирования двух пар проекторов всем участникам было предложено заполнить анкету, в которой они по 10 критериям должны были выставить оценки проекторам, участвующим в "баттле". Каждый критерий оценивался максимум в 10 баллов. Таким образом, каждый из проекторов мог получить в совокупности 100 баллов.
После обработки заполненных анкет был посчитан средний балл за каждый критерий и средний общий балл по каждому проектору. Результаты вы можете увидеть в таблице ниже.
Стоит отметить, что в процедуре оценивания проекторов не участвовали лица, потенциально заинтересованные в определенном результате и продажах конкретных проекторов.
В качестве итогов проведенного тестирования можно попытаться сформулировать выводы по каждому из проекторов, участвовавших в сравнении.
Итак, начнем с Sony 270.
"Плюсы":
- высокая контрастность в смешанных и светлых сценах;
- высокое оптическое качество, четкость, резкость и равномерность фокусировки, отсутствие хроматических аберраций, отличное сведение панелей "из коробки";
- отличная равномерность черного и белого поля, "стойкость" к внутренним переотражениям внутри оптического блока, отсутствие "призраков" и гало вокруг белых объектов на черном фоне;
- хорошая передача движения в кадре, эффективная система кадровой интерполяции.
"Минусы":
- контраст и уровень черного в самых темных сценах не впечатляют на фоне конкурентов от JVC, а отсутствие средств оптического регулирования яркости (диафрагмы) лишь усиливает этот недостаток;
- очень среднее качество встроенного тонмаппинга HDR-сигнала, которое не будет проблемой при условии внешнего процессинга.
JVC N5
"Плюсы":
- высокая контрастность и хороший уровень черного в самых темных сценах;
- отличная равномерность белого поля;
- хорошая передача движения в кадре, отличная система кадровой интерполяции, очень корректно и практически незаметно работающая на "низком" значении;
- качественно работающая система динамического тонмаппинга Frame adapt HDR;
- более корректно и мягко (в сравнении с предыдущей линейкой) работающая автоматическая диафрагма объектива;
- хорошее оптическое качество, отсутствие хроматических аберраций, четкость и детализация.
"Минусы":
- довольно средняя по меркам hi-end проектора контрастность в смешанных и светлых сценах;
- не самая впечатляющая равномерность черного ("яркие углы") и склонность к переотражениям в оптическом блоке, заметная в виде "призраков" и "гало" вокруг светлых объектов на черном фоне.
Sony 760
"Плюсы":
- высокая яркость за счет лазерного источника света;
- отличная равномерность черного и белого поля, отсутствие "призраков" и "гало" вокруг белых объектов на черном фоне;
- эффективно работающие системы динамического контраста;
- яркий и "сочный" HDR за счет удачно реализованного алгоритма встроенного тонмаппинга;
- хорошая передача движения в кадре, эффективная система кадровой интерполяции.
"Минусы":
- контраст и уровень черного в темных и смешанных сценах довольно средние, особенно с учетом цены проектора;
- не самое лучшее качество оптики в данной ценовой категории.
JVC N7
"Плюсы":
- очень высокая нативная контрастность и превосходный уровень черного;
- отличная равномерность белого и черного;
- отличная система кадровой интерполяции, очень корректно и практически незаметно работающая на "низком" значении;
- качественно работающая система динамического тонмаппинга Frame adapt HDR;
- более корректно и мягко (в сравнении с предыдущей линейкой) функционирующая автоматическая диафрагма объектива, дополненная усиливающей контраст второй (ручной) диафрагмой лампы.
"Минусы":
- склонность к переотражениям в оптическом блоке (существенно менее выраженная, чем у JVC N5), которая потенциально может снизить контраст в случае определенных сложных смешанных сцен;
- не самая выдающая равномерность фокусировки, удовлетворительное сведение RGB-панелей "из коробки" у экземпляра, участвовавшего в тестировании.
В общем зачете на первом месте по итогам сравнительного тестирования оказался проектор JVC N7, который был лучшим по большинству критериев оценивания. Этот аппарат в полной мере подтверждает славу проекторов JVC как лидеров в области натуральной контрастности и уровне черного.
Тем не менее, каждый их четырех аппаратов, участвовавших в тестировании, показал себя очень достойно и может удовлетворить настоящего ценителя кино на большом экране. У каждого из этих проекторов есть свои сильные и слабые стороны и ни один из них не является абсолютным совершенством. Потенциальный же покупатель будет делать свой выбор, основываясь на том, какие критерии качества изображения именно для него являются приоритетными.
После того, как были озвучены результаты сравнительного тестирования, изображение с нашего победителя - проектора JVC N7 было "развернуто" на весь 135-ти дюймовый экран Stewart, чтобы просто получить удовольствие от просмотра без необходимости анализировать технические аспекты. Мы включили одно из лучших по качеству изданий в UHD-формате - фильм "Blade Runner 2049". Ваш покорный слуга может засвидетельствовать, что от "картинки" и звука решительно невозможно было оторваться. Тандем из комплекта акустики JBL серии HDI (на "фронтах" были напольники HDI-3800), усилителя-процессора STORM AUDIO 2ISP 3D 16.12 и проектора JVC N7 создавал настоящее аудиовизуальное пиршество, которое может удовлетворить даже самых искушенных гурманов домашнего кинотеатра.
Надеемся, что информация и выводы, представленные в этом материале, оказались для Вас интересными и полезными.
Выражаем искреннюю благодарность компаниям JVC и DiGiS за неоценимую помощь в подготовке и проведении сравнительного тестирования!
Большое спасибо компании BARNSLY за предоставленную акустику - новейшие JBL серии HDI, благодаря роскошному звуку которых просмотр тестовых фрагментов был по-настоящему увлекательным.
Мы признательны всем участникам нашего мероприятия, которые не только нашли время и приехали в выходной день, но и проявили самый живой интерес к сравнительному тестированию, оказав помощь в том, чтобы оно прошло максимально интересно и насыщенно.
Полный видеоотчет о проведенном мероприятии можно посмотреть на канале компании AVnirvana на YouTube.
Ставьте лайки, пишите свои комментарии и вопросы, подписывайтесь на канал. Вас ждет еще много интересного!
© Артем Шамардин, 2020
© AVnirvana, 2020