Повсеместный уход в цифру приводит к созданию в крупных компаниях мини-стартапов, команд одного продукта/сервиса. Возглавляет такую команду цифровой лидер или product owner (продакт-оунер, владелец продукта).
В продакт-оунеры пойду, пусть меня научат
Product owner в Банке ВТБ создает актуальные продукты и развивает существующие. В конце марта, еще в начале эпидемиологической ситуации, банк выпустил мобильное приложение бухгалтерского и налогового документооборота CIFRA. Решение учитывает специфику бизнеса в период карантина: позволяет временно приостанавливать работу компании и получать помощь в ее восстановлении.
«Это амбициозный проект, и я вижу результат своего труда на рынке в виде продукта, которым пользуются миллионы людей», – рассказывает product owner, управляющий директор департамента корпоративного цифрового бизнеса в дирекции новых цифровых сервисов Банка ВТБ Иван Горшунов.
Каким будет сервис, что необходимо сделать для его улучшения, анализ и проверка гипотез, запуск и тестирование, продвижение – решение принимает именно product owner. Он приоритезирует потребности сервиса, контролирует все этапы разработки, оценивает, как продукт прогрессирует. Как показывает быстрый старт проекта CIFRA, владельцу продукта не приходится бегать по высшим инстанциям и неделями ждать согласования.
Куда уходит владелец продукта после запуска проекта
Продолжает работать над своим детищем. «Постоянно дорабатываем CIFRA, тестируем гипотезы, анализируем изменения рынка, потребности клиентов. Это живая сущность. Так, после запуска приложения в коммерческую эксплуатацию мы добавили возможность оплаты налогов непосредственно из нашего приложения, даже если у вас счета в других банках. Мы переизобретаем бухгалтерию, и еще в начале пути», – говорит Иван Горшунов.
Следующий возможный шаг владельца продукта – СРО, кураторство нескольких команд, стрим-лидер.
Кому не по пути
· Кто предпочитает копировать решения с рынка, подгоняя их под формат компании, в которой работает.
Владельцу продукта важно иметь продуктовое мышление в команде. Подход «давайте сделаем как у того банка» не допустим. Без понимания целей и задач бизнеса, а также механизмов их решения в продактах делать нечего.
· Кто предполагает, что будет только всеми руководить и выписывать желтые карточки.
Владелец продукта в ВТБ не прячется за спиной команды, он ее лидер, наставник. Для своей компании он бизнесмен: собирает кросс-функциональную команду, отвечает за продукт от идеи и до реализации, принимает решения по бюджету.
· Кто боится трудностей, быть первым и неправым.
«Для меня проект CIFRA – интересный вызов. Не было ни законодательства, регламентирующего использование API, ни наработок внедрения открытых интерфейсов в банковской сфере. До сих пор наше решение является единственным мультибанковским сервисом на рынке», – рассказывает Иван Горшунов.
Бывает, что проект по ходу дела рассыпается. Владелец продукта должен управлять риском, вовремя понять, что необходимо переработать проект. Или вовсе от него отказаться.
Что надо сделать, чтобы стать владельцем продукта в ВТБ
ВТБ активно трансформирует бизнес и в будущем планирует стать международным финтехом. Для разработки и запуска инновационных продуктов и сервисов банк ищет более 70 product owner в рамках программы «600 дней». Если вы готовы менять мир, стоять у истоков трансформации большого банка, создавать финансовые сервисы, которые будут работать в масштабах всей страны, то кликайте на вакансию ниже:
· UX/UI-дизайнер / Senior UX/UI-дизайнер;
· Продуктолог / Client Journey Expert;