Известный режиссер Алексей Учитель снял кино о человеке по имени Виктор Цой.
Не успел фильм «Цой» выйти, как уже наделал столько шума, что до конца неясно – была ли такая неоднозначная и мощная медиа-поддержка первоначальной задумкой, или же фигура лидера рок-группы «Кино» настолько популярна и актуальна и по сей день, что сам факт премьеры вызывает такой ажиотаж. По словам Учителя, в Цое была некая загадка.
В этом году, кроме картины о Цое, у Учителя вышло еще несколько премьер – «Стрельцов» и «Китобой». Но почему-то все внимание приковано именно к байопику о Цое.
Часто бывает так - если фильм примечателен, в первую очередь, шумихой и скандалом вокруг себя, то, скорее всего, это маскирует некую дыру в его содержании. И обычно - чем больше скандал, тем больше дыра.
Я слушала Виктора Цоя еще в начальной школе. Это была честная музыка с настоящим содержанием. Полноценного шоу-бизнеса в России в то время еще не было - была просто музыка, без шоу. Именно Цой нам поведал, что значит умирать молодым, став опаленным Звездой по имени Солнце. Именно от него я узнала, кому пишут группу крови на рукаве.
«Цой» — предстоящий художественный фильм Алексея Учителя о жизни культового музыканта Виктора Цоя совместного производства России, Литвы и Латвии, который, по всей видимости, может считаться самым ожидаемым фильмом года. Изначально премьера была запланирована на начало сентября, но была перенесена в связи с протестами со стороны семьи Цоя.
В новой ленте принципиально нет актера, играющего Цоя. Вместо этого зрителю будут представлены архивные кадры с рок-кумиром. Интересно отметить, что именно Учитель снимал нашумевший фильм «Матильда», к которому тоже было много претензий, в том числе, со стороны политика Натальи Поклонской:
Новый фильм посвящен первым дням после гибели Цоя в автокатастрофе. В начале детально воспроизводится сцена самой аварии – Цой возвращается с рыбалки, на «москвиче» выезжает на встречную полосу, и врезается в «Икарус». Водитель «Икаруса», которого сыграл Евгений Цыганов, после трагедии отвозит гроб с телом певца и всю его семью.
В картине есть и детективная составляющая – после аварии из машины пропадает демо-кассета с альбомом «47», которую слушал Виктор Цой прямо перед своей смертью. За этой кассетой охотится продюсер группы «Кино», которого сыграл Игорь Верник. Сам Цой появляется только на документальных кадрах, отснятых ранее Учителем для его документального фильма «Рок» в 1987 году:
После автокатастрофы, в которой погиб Цой, были десятки версий произошедшего, вплоть до самых невероятных. По одной из версий, был взрыв, потому что двигатель отлетел на расстояние 20 метров от удара. Поэтому, считает Учитель, вполне закономерно желание узнать, что же тогда произошло на самом деле.
Мне у Учителя понравилась картина 2003 года выпуска под названием "Прогулка". После этой картины карьера Павла Баршака, который снялся в этом фильме в одной из главных ролей, резко пошла в гору. "Дурак" мне не понравился - слишком топорно и драматично.
Тема борьбы маленького человека с системой является очень важной в кинематографе. Последний фильм, который я смотрела про жизнь маленького человека, была картина "Дорога из желтого кирпича". Там мне понравился актерский дуэт Дмитрия Марьянова и Марии Шалаевой: https://zen.yandex.ru/media/id/5e480f0facfc5923a77f512c/poslednii-film-dmitriia-marianova-5f541c14019fb065e71b0ca4
Против выхода картины в прокат выступает семья Виктора Цоя, в частности, сын музыканта. Отец музыканта Роберт говорит, чтобы запретить фильм, нужно сначала его посмотреть, может там замечательный фильм. «Понимаете, мы сейчас, не глядя, начинаем обсуждать, а сначала нужно хоть краем глаза его увидеть, а потом уже рассуждать», - заявил Роберт Цой "РИА Новости":
А вот сын музыканта Александр публично потребовал запретить прокат нового фильма. Ранее Александр написал в Facebook о том, что направил Президенту письмо с просьбой запретить выход фильма «Цой» в широкий российский прокат. Также сын рок-кумира направлял письмо и в Министерство культуры РФ. Но, по его словам, сценарий и сам фильм не были представлены наследникам для согласования:
Суть претензий к создателям фильма – кино на самом деле игровое, а не документальное, как может показаться из названия. «Создатели пытаются использовать известную фамилию, чтобы заработать на сомнительных фантазиях», считает Александр Цой.
Напрашивается вопрос – если сын Цоя требует, чтобы режиссер согласовывал с ним фильм, то насколько глубоко он сам подкован в истории данного вопроса?
В любом случае, можно было бы задействовать и сына, и отца музыканта в картине. Возможно, они действительно знают что-то важное, и смогли бы обогатить картину. А также, если Учитель хотел развить детективную линию, допросить следователей, которые вели это дело, разумеется, если он это уже не сделал.
Байопики или, простыми словами, фильмы о жизни известных людей, часто не выдерживают критики. Так было и с «Высоцким», и с «Богемской рапсодией». Семьи ушедших звезд тогда тоже резко высказывались о премьере:
Потребность в байопиках у людей не закрыта на сегодняшний день. Но, к сожалению, часто такие картины далеки от достоверной документалистики - качества, которым обладает качественный байопик.
А вы как считаете, кто должен снимать байопики – историки, режиссеры, киноведы, музыковеды, семьи ушедших звезд или выжившие очевидцы тех событий?
Понравилась статья? У меня для вас еще много интересного:
👉 Кого озвучивал Воронин-старший в "Американском пироге" и "Властелине колец"?