ЧАСТЬ 1 (кликайте на синий текст)
Международные финансовые институты прогнозировали, что в результате пандемии в этом году ВВП Беларуси сократится примерно на 5%, однако официально Беларусь переживает этот кризис почти безболезненно. К концу июля, т.е. к президентским выборам, ВВП Беларуси официально сократился всего на 1.6%.
Однако в первые месяцы года основной источник валютных поступлений Беларуси - доходы от экспорта топлива - резко сократился.
В Беларуси действуют два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), один из самых современных на Востоке, ежегодно перерабатывающий до 24 миллионов тонн сырой нефти - почти столько же, сколько, например, польские НПЗ Orlen и Lotos. В то же время в Беларуси в четыре раза меньше людей, чем в Польше, и общество намного менее "моторизованное". Как следствие, местные нефтеперерабатывающие заводы производят продукцию в основном на экспорт.
Однако в начале этого года крупные российские нефтяные компании приостановили поставки на белорусские НПЗ из-за ценового спора. С начала этого десятилетия Россия не добавляла экспортные пошлины к цене на нефть для Беларуси. Однако российские компании добавляют к цене сырья специальный сбор, который снижает конкурентоспособность белорусского топлива по сравнению с топливом из России. Проблема в том, что в последние годы в России изменилась налоговая система для нефтяной отрасли. Это привело к росту цен на нефть для белорусских НПЗ, уменьшив их прибыль от экспорта топлива.
Лукашенко давно требует, чтобы Путин снизил цену на российскую нефть для Беларуси или, по крайней мере, отменил дополнительные субсидии для российских нефтяников. Москва совсем немного зависела от ужесточения интеграции Беларуси с Россией, то есть практически от аннексии первой. А когда Минск не принял такие условия в конце прошлого года, Россия до минимума сократила поставки на белорусские НПЗ.
Лукашенко тогда сыграл у Путина на носу, и Беларусь впервые в истории начала покупать сырую нефть в Норвегии, Саудовской Аравии и США, импортируя ее танкерами через Клайпедский порт в Литве. А когда весной пандемия коронавируса вызвала кризис на нефтяном рынке, российские компании решили возобновить поставки в Беларусь, но намного меньше, чем год назад.
В результате, по прогнозам Минска, в этом году доходы бюджета от экспорта топлива будут более чем на 800 млн. долларов меньше, чем планировалось.