Найти в Дзене

Аргументы для итогового сочинения 2020-2021 (часть 2)

Предыдущую часть статьи с первыми тремя направлениями можете прочитать здесь.
Сегодня мы продолжаем рассматривать список художественной литературы для аргументации в итоговом сочинении 2020-2021.

4. Между прошлым и будущим: портрет молодого поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). Одно из самых сложных направлений. Требуется осмыслить духовные ценности в современном мире. То есть нужно сравнить ценности, которые были раньше и современные ценности. ФИПИ ждёт примеры современных писателей, писателей-журналистов, которые рассуждают на похожую тематику. Тот, кто желает писать сочинение по данному направлению, должен иметь хороший багаж знаний и развитую эрудицию.

Примерные темы:

  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Могу ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

Литература:

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (про поколение, сравнение проблем героя с сегодняшними проблемами молодых людей)
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (сравнение Печорина с современными людьми: насколько они похожи, насколько отличаются)
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (сравнение конфликта Кирсанова и Базарова, существуют ли сейчас такие конфликты, почему они популярны до сих пор)
  • М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» (изменения в русском языке, которые произошли под влиянием интернета)
  • Ю.Н. Харари «21 урок для XXI века» (рассматривается 21 урок, который сейчас проходит современное поколение; рассказывается о запросах современного общества)
-2

5.Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). На мой взгляд, это направление больше связано с психологией, где просят поразмышлять о том, что значит «быть самим собой». Надо будет осмыслить опыт других героев, которые стремились понять себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, как-то поменяться или, возможно, постараться привнести какие-то изменения в свою личность. Также здесь могут рассматриваться сильные и слабые стороны характера человека.

Примерные темы:

  • Что значит фраза «жить по совести»?
  • В чём заключается горе ума?
  • Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  • Почему человеку важен смысл в жизни?
  • Почему появляются «лишние люди»?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир» (внутренний мир Болконского)
  2. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (в чём горе ума Чацкого, как он борется с этим внутренним конфликтом, какие у него противоречия с собой и миром, как он взаимодействует с людьми)
  3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (внутренний конфликт Раскольникова и Сони Мармеладовой, как они приходят к внутреннему просветлению)
  4. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (психология Онегина как героя, анализ его поступков)
  5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (личность Печорина и его внутренние конфликты)
  6. И.С. Тургенев «Отцы и дети» (внутренние конфликты Базарова)
А какие аргументы к перечисленным направлениям подобрали бы вы? Делитесь в комментариях!
Чтобы перейти в мою группу Вконтакте с полезными материалами, жмите тут.