Предыдущую часть статьи с первыми тремя направлениями можете прочитать здесь.
Сегодня мы продолжаем рассматривать список художественной литературы для аргументации в итоговом сочинении 2020-2021.
4. Между прошлым и будущим: портрет молодого поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). Одно из самых сложных направлений. Требуется осмыслить духовные ценности в современном мире. То есть нужно сравнить ценности, которые были раньше и современные ценности. ФИПИ ждёт примеры современных писателей, писателей-журналистов, которые рассуждают на похожую тематику. Тот, кто желает писать сочинение по данному направлению, должен иметь хороший багаж знаний и развитую эрудицию.
Примерные темы:
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Можно ли говорить о деградации современного поколения?
- Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
- Важно ли сохранять связь между поколениями?
- Могу ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
Литература:
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (про поколение, сравнение проблем героя с сегодняшними проблемами молодых людей)
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (сравнение Печорина с современными людьми: насколько они похожи, насколько отличаются)
- И.С. Тургенев «Отцы и дети» (сравнение конфликта Кирсанова и Базарова, существуют ли сейчас такие конфликты, почему они популярны до сих пор)
- М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» (изменения в русском языке, которые произошли под влиянием интернета)
- Ю.Н. Харари «21 урок для XXI века» (рассматривается 21 урок, который сейчас проходит современное поколение; рассказывается о запросах современного общества)
5.Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). На мой взгляд, это направление больше связано с психологией, где просят поразмышлять о том, что значит «быть самим собой». Надо будет осмыслить опыт других героев, которые стремились понять себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, как-то поменяться или, возможно, постараться привнести какие-то изменения в свою личность. Также здесь могут рассматриваться сильные и слабые стороны характера человека.
Примерные темы:
- Что значит фраза «жить по совести»?
- В чём заключается горе ума?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Почему человеку важен смысл в жизни?
- Почему появляются «лишние люди»?
Литература:
- Л.Н. Толстой «Война и мир» (внутренний мир Болконского)
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (в чём горе ума Чацкого, как он борется с этим внутренним конфликтом, какие у него противоречия с собой и миром, как он взаимодействует с людьми)
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (внутренний конфликт Раскольникова и Сони Мармеладовой, как они приходят к внутреннему просветлению)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (психология Онегина как героя, анализ его поступков)
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (личность Печорина и его внутренние конфликты)
- И.С. Тургенев «Отцы и дети» (внутренние конфликты Базарова)
А какие аргументы к перечисленным направлениям подобрали бы вы? Делитесь в комментариях!
Чтобы перейти в мою группу Вконтакте с полезными материалами, жмите тут.