Недавно я уволилась из коррекционной школы-интерната 8 вида. Это такая особая школа для детей с нарушением в развитии. Рассказываю, как там живется.
Кто там учится?
Изначально школа задумывалась для детей с интеллектуальной недостаточностью. Самая частая диагностическая картина - это F70.ХХ ( легкая умственная осталось) и F 71.XX ( умеренная умственная осталось). Так же есть и синдром Дауна и расстройства аутистического спектра.
Но, к сожалению, встречаются и абсолютно нормированные детки, которые вполне могут обучатся в общеобразовательной школе. У них обыкновенная пед. запущенность. Родители не занимаются, в школе ребенок не слушает и плохо себя ведет. Как результат - отправляют к нам в коррекционку.
Также есть случаи, когда родители отдавали к нам в интернат своих детей, потому что там 4-х разовое питание и проживание на 5 дней в неделю. Удобно.
За таких детей обиднее всего, ведь попасть в школу 8 вида куда легче, чем выйти из нее обратно.
Образовательный процесс
Количество предметов по сравнению с обычной школой сильно урезано. Нет иностранных языков, физики и химии. Главная цель - обучить счету, письму, чтению и социально-бытовому обслуживанию. Основной упор делается на трудовое обучение. У нас были слесарные, столярные и швейные мастерские. Каждый день у ребят минимум один урок труда. В старших классах по 8-10 часов в неделю.
Проходят здесь всего 9 классов. Выпускники получают справку о том, что прослушали основную общеобразовательную программу. С таким документом можно пойти получать профессиональное образование или доучиваться в вечерней школе.
Очень хорошо развита система дополнительных занятий. Кружков в том году у нас была масса. Начиная от коррекционно-развивающих занятий с психологом, заканчивая театральным кружком. В этом году, к сожалению, половину убрали. И на школу выделили всего 60 часов внеурочной деятельности в неделю. Собственно, поэтому, я и ушла.
Как там работается?
Начнем с того, что любая школа - это огромный женский коллектив. У нас он был огромный вдвойне, потому как помимо учителей есть еще и воспитатели. Возраст в среднем 40+. Молодые есть, но в основном воспитательницы и то очень мало.
Так что будьте готовы к тому, что кости вам, как новоприбывшему, перемоют все кому не лень. И благо, если вы об этом никогда не узнаете.
Помимо ваших обязанностей, как учителя( воспитателя, психолога, логопеда) на ваши плечи ляжет куча отчетности. А если возьмете классное руководство, то покоя вам не будет ни ночью, ни в выходные. Партия сказала - " регистрируй детей через ЕСИА на школьный портал", значит регистрируй, и плевать как ты это сделаешь. Надо завтра.
В общем, бумажки есть в каждой школе, но в коррекционке их чуть больше.
Единственное, что нас обходило стороной - ОГЭ/ЕГЭ. И в плане организации работы - это большой плюс.
Квалификация специалистов
Что бы там работать, вы должны не плохо разбираться в клинике. И не важно, какую должность вы занимаете. По проф стандарту, каждый педагог должен иметь квалификацию олигофренопедагога или дефектолога дополнительно к своему основному высшему образованию. Если у вас этой квалификации нет, то школа отправляет вас на обучение. В теории отправляет. А на практике в принудительном порядке заставляет проходить обучение за свой счет. И не важно какого оно качества, главное, что бы бумажка об образовании была.
С обучением за свой счет вообще отдельная тема. Тебе постоянно нужно проходить какие-нибудь курсы и платить из своего кармана. Курсы в основном не дорогие, но это уже не важно. Компенсировать никто тебе не будет.
Конечно, так не везде. Все зависит от администрации школы. Я работала при двух разных директорах. И котовасия с платным обучением началась только при втором.
Выводы
Чем отличается коррекционка от обычной школы? Контингентом только, по-большому счету. Если вас не пугают детки с ОВЗ, тогда разницы особой не почувствуете. Особенно если до этого поварились в гос. структуре. И один из главных моментов - любая школа хорошо живет только при грамотном административном составе, который заботится о своих учителях и воспитанниках.