Найти тему
Леля Калинович

Мой самый лучший друг. Продолжение.

Начало здесь

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

"КАКАЯ ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ..."

Той осенью все изменилось...

..Утром как обычно забежала я за Катей.

На занятия, туда и обратно, мы всегда ходили вместе.

Уже в школьной форме, стоя возле зеркала в прихожей,

заплетала она косички.

Собранный с вечера портфель лежал у порога.

- А я свою косу отрЕзать мечтаю.

И стрижку сделать, как у Вали Козловой.

Так красиво, когда волосы обрамляют лицо...

Думаю, мне пойдет. Как ты считаешь, Катя?

- Да мне то откуда знать! - недовольно отмахнулась Катюша, -

Делай что хочешь, а я свои косы обрезать не собираюсь.

Их отращивать Катя начала еще в детском саду.

Только косички никак не росли и сейчас напоминали мышиные хвосты,

такие же серые и тонкие.

Мне вдруг пришло в голову, что и сама Катя напоминает мышку:

узким личиком с длинным носом в веснушках

и блестящими острыми глазками.

Даже голос у нее был под стать, очень тонкий.

- Моя мама говорит, что у девочки моего возраста должны быть косички.

- Вот и моя говорит то же самое. И ни за что не позволит сделать стрижку!

Ах, как же мне коса надоела!

Коса моя, длинная, толщиною в кулак,

была главной гордостью нашей семьи.

А так же являлась в детстве моей визитной карточкой.

Про меня так и говорили: - "эта девочка, что с косой".

Катюша накинула пальто и мы стали спускаться по лестнице.

- Я бы на твоем месте давным - давно ее остригла!

Не понимаю, что в ней хорошего. Болтается сзади, как змея.

Смотреть неприятно...

Мы спустились во двор...

То ли от резких Катиных слов, то ли от осеннего утренника

мне стало зябко и неуютно...

- Какая холодная осень!..

..Катя шла молчала, глядя прямо перед собой,

и за всю дорогу до школы не проронила ни слова.

..Еще полгода назад все было по - другому...

Мы встречались ближе к вечеру и до самых сумерек

бродили по зеленым тихим улочкам,

утопающим в аромате облаков цветущей черемухи.

Уроки были сделаны, близился конец учебного года.

Мы читали друг другу стихи и делились мечтами о предстоящем лете...

Если же встреча срывалась, наступало отчаяние...

Да...Все было иначе полгода назад...

Лето пролетело, а наступившая осень

вдруг опалила холодом и отчуждением.

В пятом классе подруга моя стала язвительной и нетерпимой.

Мы больше не гуляли вечерами, не читали вместе книг,

не делились мечтами и творчеством.

О чем мы говорили? - Обо мне!

Критике подвергались слова мои, походка и внешний вид.

Казалось, всем своим существованием я дико раздражаю Катю.

Разорвать отношения мне не приходило в голову.

Я все еще дорожила нашей дружбой

и надеялась найти компромисс.

Однако требования подруги казались мне странными

и соответствовать им я не собиралась.

Каждый раз после уроков Катя устраивала разбор полетов.

- Мне так стыдно за тебя! Боже, видела бы ты себя со стороны!

- Да что же опять не так?!

- Ты снова подходила к мальчишкам! Какой позор!

(Ну да, подходила на перемене.

Вечером намечался у нас поход в бассейн,

надо было скоординировать место и время встречи.)

- В наши годы дружить надо с девочками.

- Я и дружу с девочкой. С тобой.

И с мальчишками тоже дружу, с ними весело. Шутим, дурачимся.

Главное, не быть с ними слишком серьезной.

Ты не думай, я и высмеять прилюдно могу,

если кто - то из них ведет себя не по пацански.

И мне ничего за это не будет.

Потому что, Кать, они любят меня, мальчишки наши. И уважают.

Помнишь, в играх раньше выбирали всегда командиром?

С ними легко, не то что с девчонками...

- Ну, не знаю...Только противно смотреть, как ты за ними бегаешь!

- Что за чушь! Дичь какая! С чего это ты взяла?

- А с того, что ты - девочка! И не должна подходить к ним первая! -

не унималась подруга, - Надо ждать, когда они к тебе сами подойдут...

- Это еще почему?

- Да потому что мальчики должны бегать за нами,

а наше дело - воображать!

- Кать, я пацанов этих знаю с первого класса.

Ты забыла: мы были в одной октябрятской звездочке?

И воображать перед ними я совсем не хочу,

потому что это глупо.

Это ведь друзья. Они же - свои!

И где ты только этого нахваталась?

Ты совсем другая раньше, Катя, была. Что с тобой творится?

- Никакая это не чушь! Моей маме лучше знать,

как должны вести себя пятиклассницы,

ведь она учитель и знает, что говорит!

Как - то на перемене к нам подлетел Сережка Мыльников.

- Тань, будь другом, дай домашку списать! Ну пожааалуйста!

Для вида поворчав, я протянула Сережке тетрадь.

- Ты зачем это сделала?! - взвилась тут же Катя.

- Пусть спишет, жалко что ли. Наверно не успел уроки выучить.

Мало ли...Бывает.

- Вот ты опять! Опять все делаешь наоборот!

Нельзя им списывать давать!

Все девчонки должны держаться друг за друга

и не давать им списывать!

А так конечно...Так каждый дурак может...

..Так вот почему они все вертятся вокруг тебя:

ты им списывать даешь!

- Не поняла?.. Ты же только вчера заявила,

что это Я за ними бегаю...

А теперь они вокруг меня все вертятся, оказывается.

Так где же правда?

Подруга молча смотрела в сторону, поджав губы и вздернув подбородок.

- Неважно. Главное в том, что ты теряешь свое женское достоинство.

- Ну да. А ты лопаешься от зависти, глядя на это!

Несколько дней после этого мы не общались.

Как - то утром, Катя догнала меня по дороге в школу.

- Таня, нам надо поговорить...Ты вот заявила тут, что я тебе завидую.

Это неправда. И не собиралась даже, вот еще...

А просто я хочу сказать, что ты мне мешаешь...

Да, мешаешь и не хочешь никак этого понять. Срываешь мои планы.

- Мешаю? Тебе? Объясни...

Щеки Кати до самых ушей залил румянец.

Она перевела дыхание, как перед прыжком в воду.

- Я всю перемену жду сижу, когда ко мне подойдет Витька Разин,

а ты его отвлекаешь своей болтовней!

Понимаешь, это нечестно! Так девочки поступать не должны.

Надо быть солидарными, играть по правилам.

- По каким еще правилам?

- А по таким! Давай ты не будешь подходить к мальчишкам.

И посмотрим, к кому из нас Витька подойдет!

Мне вдруг показалось, что нас разделяет с ней пропасть лет...

Я улыбнулась снисходительно и грустно:

- Это бесполезно, Катенька. Не подойдет он ни к кому!

- А вот и поглядим!

- Да бесполезно, говорю тебе!

А то я мальчишек не знаю! Не подойдет.

Потому что о девчонках этот Витька еще и не думает.

И в голове у него пока совсем другое. Футбол, например.

Или как с друзьями на великах гонять.

Но едва мы появились в классе, как Разин со всех ног бросился к нам.

- Евсеева, ты домашку сделала? Списать не дашь?

Сам то не успел вчера, мяч прогоняли с ребятами дотемна.

Зато мы, представляешь, выиграли!

- Я и сама не сделала, спроси у других, -

соврала я, чтобы не расстраивать подругу.

Но она уже успела обидеться.

- У ТЕБЯ попросил - не у меня!

- А ты больше в углу сиди! Совсем про тебя люди и забудут.

Прозвеневший звонок не дал нам закончить разговор.

Мы продолжили его, как всегда, после уроков по дороге домой.

- Если тебе так уж дорог этот Разин, могу дать дельный совет.

Пойдем вместе с нами в бассейн, Катя.

Ты же знаешь, я с прошлого года там занимаюсь

и у меня теперь разряд по плаванию.

А в этом году мальчишки про это прознали

и тоже теперь вместе со мной в ходят.

В том числе и Витька Разин.

Но Катя лишь презрительно усмехнулась

(в последнее время это была ее любимая эмоция):

- Купаться ходить? С мальчишками?! Только этого не хватало!

У меня и времени нет на такие глупости.

Да и кто меня отпустит? Я теперь занимаюсь в танцевальном кружке.

- По совету мамы?

- Представь себе, да!

Там меня научат быть женственной...

- Ну, как знаешь...Только больше мне про Витьку можешь не говорить.

Не поверю, что он тебе нужен. Когда любят, хотят быть рядом!

- А кто тебе сказал, что я его люблю?

- Из - за чего же весь сыр - бор тогда?

- Просто Разин мне нужен...Ну, хочу я, чтобы именно он за мной бегал.

- Да зачем же, если он тебе даже не нравится?

- Может немножко и нравится... Он будет бегать, а я его - поощрять:

улыбаться, поручения всякие давать. Разрешать до дома проводить.

Или отшивать, когда надоест, чтобы потом снова приблизить.

У каждой уважающей себя особы должен быть такой паж!

- Да какой же из Разина паж? Он ведь ростом тебе до подбородка!

Ты меня, Катя, конечно, извини, но, мне кажется,

ничего из твоей затеи не выйдет.

Ты пойми, наконец: они еще просто маленькие, мальчишки наши.

Не до девчонок им пока.

- Много ты понимаешь!

Что же они тогда все за Лариской Емельяненко бегают?

- Ну, во - первых, Лариска - общепризнанная красавица,

а во - вторых, бегают за ней не все, а только второгодники.

А потом, ты хоть представляешь, во что ей обходится такая любовь?

Хочешь, чтобы по кумполу, как ей, со всей дури снежком залепили?

Или новый портфель бритвой порезали?

А читать о себе в подъезде на стенах всякие гадости ей думаешь приятно?

И на фига, спрашивается, любовь такая?

Уж лучше с ними просто дружить - безопаснее.

А, если влюбляться, Катя, - так в тех, кто постарше.

- Например в красавчика Валерку из девятого, да?

- А почему бы и нет? Любить - так королеву...

- Да потому что бегать за тобой он не будет!

Он же тебя, Танечка, в упор не видит!

Ну, кто ты для него? - Какая - то пятиклашка, малолетка!

Да по этому Валерке все старшеклассницы с ума сходят,

мне мама говорила. Ничего тебе не светит!

- Да я и не жду, чтоб он бегал. Не замечает, ежу понятно.

Он вообще про меня не знает ничего.

- Чего ж тогда влюбляться без толку?

- А чтобы мечтать!

- Надо же! О чем, интересно?

- О том, как вырасту и он однажды разглядит меня...

Вот увидишь, так и будет, дай только срок!

Это так сладко, Катя, - мечтать...

Песню вот написала на днях. Хочешь, тебе спою?

Вот только до беседки дойдем, не на дороге же петь.

- Дождик моет опять тротуары,

в черных лужах дрожат фонари...

.. Подари ты мне, мама, гитару,

буду песни я петь до зари...

Пусть, заслышав звенящий мой голос,

наконец - то меня разглядит

беззаботный мальчишка веселый,

что с гитарой в обнимку сидит.

Он с друзьями поет до рассвета,

и в шестнадцать мальчишеских лет

никого то красивее нету,

никого то счастливее нет.

И когда он беспечно смеется -

у других замирают сердца...

Словно солнце, веселое солнце,

на рассвете вам смотрит в глаза!..

..Но песню мою Катя даже дослушивать не стала:

- Белиберда какая, перестань!

И заговорила о своем...

И всегда во время таких разговоров не оставляло меня

ощущение присутствия невидимого третьего.

Озаряла догадка, что все мои суждения и действия

подвергаются нещадной всесторонней критике Анны Яковлевны.

Но верить этому не хотелось

и я отгоняла горькие предчувствия...

На следующий день Катя пересела от меня за парту к другой девочке,

скромнице и отличнице Наташе.

- У тебя тройки появились в дневнике, - отводя глаза,

объяснила Катя мне свое перемещение, -

И вообще ты на меня влияешь не лучшим образом,

потому что у тебя одни мальчики в голове.

- А у тебя то разве другое что - то? Все разговоры - кто за кем бегает

да кто к кому сколько раз подошел.

- А еще ты взрослыми парнями увлекаешься

и меня на это подбиваешь!

-..На что я тебя подбиваю?! - не могла я поверить своим ушам,

но Катя не давала вставить слово,

она словно читала заученный наизусть урок

и очень боялась при этом сбиться.

- Вот потому я не могу себе позволить дружить с тобой дальше.

Мне хорошо учиться надо, чтобы стать журналисткой,

а не о глупостях думать!

А в дружбе с тобой я ничего не достигну,

потому что ты меня тянешь вниз!

Я пыталась до тебя достучаться, Таня. Но все без толку.

Ты сама во всем виновата!

И она повернулась ко мне спиной...

Так к двенадцати годам дороги наши с Катей разминулись.

И не будь злой воли Анны Яковлевны,

чуть позже мы расстались бы все - равно.

Созрели плоды воспитания, сформировав характеры,

которыми мы не сошлись: я росла открытой и бесхитростной.

Катя - была себе на уме и смотрела на людей с насмешкой.

Мы и сами не заметили, как стали разными и отдалились.

Продолжение здесь