Никогда бы не подумал, насколько сильно один человек может изменить ландшафт целого болота...
Ведь все бывшие торфяные карьеры, представляющие сегодня множество отдельных водоемов и канав, так или иначе соединенных друг с другом, в тесном окружении бывших насыпей узкоколейки, представляют собой ландшафт довольно крупного водянистого низового болота. Про то, что это место является памятником доблести советских солдат, прорвавших блокаду Ленинграда, я уже и не говорю. Торфяные болота способны хранить в себе эти неразгаданные тайны человеческих судеб веками, а копать тут практически не возможно...
Но сегодня мой рассказ об охоте и подвиге человека, решившего сделать добро для всех. Специфика этих мест в том, что болотно-луговую дичь встретить тут сложно, а вот утки разной бывает в достатке. Все-таки, здесь довольно много открытой воды: крупное лесное озеро и множество карьеров. Но самое интересное, что так было не всегда, а стало благодаря всего одному человеку.
Впервые побывав здесь, я удивился ухоженности тропы, мостикам через канавы, наличию различных охотничьих построек, включая навесы и засидки. Место давно и плотно облюбовано рыбаками и охотниками. А это значит рыбы и дичи здесь в достатке. Полагаю, что для местных я не раскрою секретов, а остальным будет интересно узнать, что и один в поле воин, если борешься за свои охотничьи угодья.
Предполагаю, что ранее уровень воды в карьерах был значительно меньше и был не постоянен. До тех пор, пока на водоотводной канаве, по которой вытекала вода, не появилась плотина. Построили её явно не бобры. Хотя и они здесь водятся. Построил её человек, который не мелочился — плотина из металла и бетона, с переливом и фильтрующей решеткой (то ли чтобы рыба не уходила, то ли мусор фильтровать).
Представляете, сколько сил и времени надо, чтобы натаскать сюда (пусть и на тележке) мешки с ЦПС и вручную залить пару кубов бетона!
По всей видимости, это был первый шаг к изменению ландшафта. Вода поднялась примерно на метр, а её уровень теперь можно регулировать. Через большинство канав сделаны мостики. И это не два бревна, это сосновые доски (из местных поваленных ветром сосен, распиленных бензопилой вдоль) и конструкции из разобранных деревянных поддонов (которые в достаточном количестве заготовлены впрок тут же, на базах под навесами). Собственно, это и сами навесы, места для охоты и отдыха, где всегда есть спички и соль. По охотничьей привычке я и сам периодически пополняю эти запасы, бывая в этих местах. Вдруг кому пригодится в сырую погоду просушиться и обогреться.
Жаль, что я не знаком с человеком, сделавшим всё это, но от местных охотников и рыбаков я слышал о том, что всё это заслуга именно одного охотника, изначально делавшего это всё в одиночку. Огромная ему благодарность за его труд и за то, что показал нам, как можно изменить ландшафт гиблых низовых болот, превратив его в сеть множества лесных озер, на которых гнездиться утка и плещется щука в погоне за карасями.
Недавно я проверял на тех карьерах свою новую надувную лодку, специально купленную для подбора дичи с небольших лесных озер. Много интересного, помимо самой лодки, попало в кадр. Приглашаю вас посмотреть видео: