Найти тему
Скифовский

Долой конденсаторы и расщепители фаз! Частотный преобразователь за 1 тыс руб.

До сих пор читаю иногда статьи, где авторы рассказывают про конденсаторы и расщепители для того что б запустить 3-х фазный мотор от однофазной сети.

1) Пусковые конденсаторы - классика. К одной из обмоток подключаются пусковые конденсаторы и мотор запускается со стартовой кнопки, подключающей эти конденсатор к обмоткам.

Минусы - огромные пусковые токи и чем мощнее мотор, тем они больше. Обычно, разумное ограничение для бытовой сети 1.5-2КВт. Но есть люди, запускающие и 5 и даже 10Квт, когда пусковые токи достигают 100+ ампер!

2) Второе решение - расщепитель фаз. Это когда один трёхфазный мотор запускается от конденсаторов и раскручивает маховик, а все ведомые моторы подключаются к его обмоткам, от которых поступает уже "3х фазное" напряжение. В кавычках оно потому, что фаз хоть и 3, но углы между ними не 120 градусов. Впрочем, это работает.

Минусы же - нужен второй мотор, который тоже будет потреблять электроэнергию для своей работы. Ну и его надо тоже запускать, для чего опять-таки требуется конденсаторный старт.

Так же есть варианты с электронными пусковыми конденсаторами. Но сути это не меняет.

3) Частотный преобразователь (частотник)

Однако, настал 21-й век и развитие электроники привело к тому, что сейчас лучше и даже проще создать преобразователь частоты, питаемый от однофазной сети, но позволяющий мало того что получить нормальные 3 фазы для мотора, но так же обеспечить плавный пуск и даже ускоренную остановку мотора. Не говоря о таких приятных мелочах как регулировка оборотов и возможность реверса одной кнопкой.

И сейчас многие "бывалые" скажут как это сложно и дорого. Но будут иметь ввиду своих промышленных монстров, но для бытового применения всё НАМНОГО проще и дешевле.

Если у вас типовой "домашний" мотор мощностью меньше 3х КВт то всё может быть весьма просто и бюджетно. И есть 2 варианта

1) - Типовой китайский частотный преобразователь с Алиэкспресса. Цена вопроса ~3000 руб за 750-и ваттную версию, или ~4.5 тыс руб за 2.2КВт. В настройке практически не нуждаются - достаточно подключить провода, выкрутить регулятор оборотов на 50Гц и нажать пуск. Максимум что может потребоваться типовому пользователю - настроить скорость разгона и остановки мотора.

2) - Собрать частотный преобразователь самому.

Это не так сложно, как кажется. Примеров схем достаточно много. Однако многие построены на базе микроконтроллеров у которых часто "закрыты" прошивки. Т.е. автор предлагает скомпилированную прошивку и вам остаётся только её залить в свой контроллер. Из самодельных как вариант "восьмикрут". В целом, хорошая конструкция. Однако, и весьма дорогая.

Ну или... Готов представить свой проект, который можно собрать используй запчасти "с помойки". Как то БП от старого ноута или просто остался от какой-то техники. Конденсаторы можно собрать из старых компьютерных блоков питания. И купить лишь самый минимум - плату контроллера, силового модуля и немного "рассыпухи". На своём опыте, запчасти на проект обходятся в сумме чуть ли не в 1 тыс руб. С запасом, пусть полторы.

Проект открытый, исходные коды приложены. Можно менять под себя как заблагорассудится.

Итак, схема:

-2

Плата:

-3

Скачать все материалы с прошивкой, платой и схемой

Видео сборки первой версии (детально представлена сборка проекта)

Так же, готова вторя версия. Она сложнее в изготовлении, но если есть опыт заказа плат в ките, то можно сделать сразу целую партию и оснастить частотниками всё электрооборудование в мастерской:

Если же 2.2КВт для вас слишком мало... То есть возможность масштабировать проект и до 4-6-8КВт. Впрочем, это отдельная история.