Причина иллюзий
На протяжении всей предвыборной кампании в Америке симпатии российского политического истеблишмента целиком и полностью были на стороне Д. Трампа, поскольку Х. Клинтон, жестко высказывавшаяся в адрес России, воспринималась в Москве как преемница антироссийского курса Б. Обамы. По мнению Кремля, она являлась олицетворением либерально-интервенционистской разновидности внешней политики США. Отмечалось, что Х. Клинтон воинственнее Б. Обамы и является серьезным препятствием для снятия антироссийских санкций и восстановления геополитического влияния России. Д. Трамп, напротив, строил свою линию как отрицание внешней политики Б. Обамы. В частности, он говорил о важности нормализации отношений с РФ. Например, еще в апреле 2016 г. он заявил о необходимости в американских интересах заключения «большой сделки» между двумя странами. К тому же миллиардер много льстил В. Путину, называя его превосходным лидером, «на фоне которого администрация Обамы превратилась в посмешище». Члены его команды несколько раз встречались с российскими дипломатами и прощупывали почву с целью нахождения точек взаимодействия. В результате это сделало Д. Трампа объектом антироссийской пропаганды в США. Американским русофобам стала повсюду мерещиться «рука Москвы». Так, телекомпания CNN объявила российского посла в Вашингтоне С. Кисляка ни много ни мало «шпионом и вербовщиком». Неудивительно, что реакцию подавляющего большинства американского истеблишмента и журналистов на рабочие встречи членов новой администрации США с российским министром иностранных дел или российским послом в Вашингтоне В. Путин справедливо назвал «политической шизофренией».
После своего избрания Д. Трамп продолжил положительно отзываться о России и президенте В. Путине, что противоречило сложившемуся в США негативному двухпартийному консенсусу касательно Москвы. Так, в телефонном разговоре с последним он охарактеризовал сложившиеся российско-американские отношения как неудовлетворительные и высказал стремление их улучшить. А в служебной записке Пентагона, посвященной главным «военным приоритетам» новой администрации, несмотря на то, что руководство данного ведомства по-прежнему считало Москву угрозой номер один для США, Россия была исключена из списка угроз для Вашингтона. Многие в РФ расценили это как хороший знак для российско-американского сотрудничества.
Несмотря на приход в Белый дом Д. Трампа и его заявления начать отношения с Москвой с чистого листа, значительная часть американского истеблишмента не желала перестраиваться, продолжая считать Россию врагом. Ярким примером может служить тот факт, что за две недели до его инаугурации директор Национальной разведки Дж. Клэппер представил рассекреченный доклад, где был сделан вывод о воздействии Кремля на президентские выборы в США в целях недопущения прихода в Белый дом Х. Клинтон, укрепления позиций Трампа и подрыва доверия американского общества к демократическим основам Соединенных Штатов. Несмотря на наличие в нем больше утверждений, нежели доказательств, семнадцать разведывательных ведомств США согласились с тем, что ответственность за хакерские атаки несет Москва. Обсуждение слухов о якобы имевшем место вмешательстве российских хакеров в президентские выборы в Америке, которые единым фронтом подхватили западные СМИ, поспособствовали увеличению финансирования антироссийской пропаганды, популяризации разного рода концепций «гибридных войн» с РФ и т.д. К тому же раскручивание маховика «российского вмешательства» в президентскую кампанию в США, а также попытки выявить и проследить связи предвыборного штаба Трампа с российскими представителями были не чем иным, как попыткой подорвать легитимность сорок пятого президента страны. Скорее всего, на первых порах его команда не восприняла всерьез последствий всего спектра начатых в марте 2017 г. расследований Конгресса США и ФБР под руководством Дж. Коми, полагая, что речь шла, прежде всего, о возведении еще одного препятствия на пути улучшения российско-американского сотрудничества, что являлось одним из предвыборных обещаний Д. Трампа.
Позиция США по Украине
Постепенно стала возрождаться жесткая позиция Вашингтона по Украине и Сирии, ставшими главными сферами противоречий между Россией и США. В принципе украинский кризис не является для Д. Трампа сколько-нибудь значимым приоритетом. В ходе избирательной кампании его заявления по Украине не отличались четкостью и последовательностью, а по Крыму были вполне созвучны позиции Москвы. Однако, оказавшись у власти, администрация Трампа официально подтвердила, что Крым является неотъемлемой частью Украины. В частности, уже во время первого своего выступления в Совете Безопасности ООН в начале февраля 2017 г. представитель Соединенных Штатов при ООН Н. Хейли заявила о том, что антироссийские санкции не будут сняты до тех пор, пока Крым не вернется обратно Украине. Кроме того, она обвинила Москву в причастности к событиям на Донбассе: «Мы действительно хотим улучшить отношения с Россией. Однако катастрофическая ситуация на востоке Украины требует ясного и жесткого осуждения действий России». Поэтому Н. Хейли заявила, что США не должны признавать присоединение Крыма к России, о возможности чего рассуждал в ходе предвыборной гонки Д. Трамп. По ее словам, президент видит в РФ проблему, пусть даже он и не выступает с публичной критикой Кремля. Поэтому Н. Хейли оказалась права - нужно судить по делам, а не по тому, что говорят и о чем высказываются на различных форумах. Весьма показательной стала и фраза пресс-секретаря Белого дома Ш. Спайсера, сказанная им на брифинге 14 февраля 2017 г., о том, что Д. Трамп ждет от Кремля деэскалации украинского конфликта и возвращения Крыма. Это свидетельствует о том, что Украина продолжает оставаться объектом американской политики, направленной против России.
Выводы
Следовательно, с приходом в Белый дом Д. Трампа объективные и субъективные преграды, препятствующие существенному улучшению российско-американских отношений, никуда не исчезли. Надежды Москвы на нормализацию диалога между РФ и США в связи со сменой американских президентов не оправдались. В целом под давлением русофобских сил администрация Трампа переняла антироссийский курс Обамы, иногда, правда, сопровождая его позитивной риторикой в адрес России. В реальности же российско-американские отношения продолжили только ухудшаться, поэтому Москве не стоило питать иллюзий по поводу их быстрого налаживания. И, похоже, постепенно в России поняли, что и при Д. Трампе в США будет преобладать стремление сдержать Российскую Федерацию, ослабить ее международные позиции. Сам Д. Трамп был готов предложить Кремлю стать младшим партнером Соединенных Штатов, однако, понятно, что В. Путин на это не пошел. Да и вряд ли американский политический истеблишмент с преобладающими русофобскими настроениями позволил бы нынешнему главе Белого дома сближение с Кремлем. Конечно, возможности для сотрудничества РФ и США существуют, и улучшение отношений может начаться, но по своей природе они будут достаточно хрупкими и ограниченными, подверженными риску срыва в пучину еще большей конфронтации.