Здравствуй, читатель!
Наша фантастика стала банальной. Это, конечно, моё мнение, но я умудрился сегодня сформировать его в заметку о развитии жанра. Да, вполне искренне считаю, что научную фантастику в России сейчас никто не пишет. О зарубежной ещё можно поговорить, но вот наши родные авторы сплошь перешли на коммерческий ширпотреб.
Нет, ругаться по этому поводу не буду. Не мной сказано про времена и нравы, не мне судить. Просто расскажу, что меня побудило сделать такие выводы. И дам несколько ссылок на уже опубликованные на канале статьи - смотрите за синими буквами.
Современная фантастика, если быть скрупулёзным, пережила несколько периодов. Именно пережила, а не переживает.
- Зарождение жанра пришлось на начало прошлого века. Романтика 20-х годов, показанная в сюжетах Грина, получившая развитие во множестве новых идей Беляева.
- Великолепный рассвет, пришедшийся на довоенное и послевоенное время - это период путешествий, охоты на шпионов, невероятных приключений в космосе, под землёй и под водой. Этот период прославили многие, стоявшие наравне с Казанцевым.
- Триумф жанра состоялся в 70-80 годах. Ефремов, со своей «Туманностью Андромеды» и братья Стругацкие заставили целое поколение замереть в предвкушении. Вот он - космос, его Гагарин уже потрогал и можно идти дальше.
Но, после триумфа всегда наступает затишье. Которое продолжается до сих пор. Кризис коснулся исключительно одного жанра — научная фантастика скорее умерла, чем продолжает жить.
Братья Стругацкие изначально создавали произведения в жанре научной фантастики, но с каждым новым сюжетом наука отходила все больше на второй план, уступая место литературе и философии. Классическая научная фантастика Стругацких приказал долго жить ещё на «Далёкой Радуге».
Роман «Хищные вещи века» Стругацких - это уже не научная фантастика, а философская. Утопия постепенно становится антиутопией, люди превращаются в стадо животных. И утопия, и антиутопия являются тупиком для научной фантастики, хотя эти идеи — одни из самых популярных в жанре.
Например, роман «Метро-2033» Глуховского - фантастика? Вполне, но не научная, просто один из образцов антиутопии. В романе показывается, как звериное начало берет верх над человеческим. При этом основные силы автором тратятся на декорации, на описание мира метро, на размышления главного героя. Но остаётся совершенно непонятным, что исконно фантастического в таком мире? Борьба за выживание идёт каждый день и в реальном мире.
Глуховский рассказывает о людях, находящихся в метро, но ни слова не говорит о переменах в них после ядерной катастрофы. Ни слова о том, что у них осталось самое главное - ум, который надо применить, чтобы возродить цивилизацию. Так и читатель "Метро" - не задумывается о том, а как жить дальше.
А ведь в начале времён были очень хорошие примеры фантастики, которая давала толчок мысли. В пример приведу фантастическое произведение столетней давности, пусть и не российского писателя. Ему правда сто лет, хотел о нём написать в статье "ТОП-5 книг, которым исполнился век", но решил вспомнить здесь.
«Путешествие к Арктуру» Дэвида Линдсея - это вообще-то банальный сюжет про межпланетные путешествия. Однако созданный автором мир не поддаётся рациональным объяснениям, все земное и божественное расплывается и является крайне неустойчивым. Этот мир не служит утешителем, не развлекает, не может быть назван мечтой и не стремится поучать нас. В результате - каждый читатель непременно находит в романе нечто своё и непременно фантазирует, сам, думая и размышляя, создавая своё видение картины.
Такой полёт мысли можно было увидеть в фантастических работах Константина Эдуардовича Циолковского. Такое сейчас можно наблюдать в произведениях Кастанеды, но то другой способ заставить читателя мыслить.
Глубочайший кризис затронул научную фантастику. Писатели сейчас редко связывают свои произведения с наукой, основное правило фантаста - заработать на своём творчестве, а не дать читателю стимул к мысли.
Возможно, это произошло потому, что научный прорыв закончился и мы сосредоточились на утопичных идеях общества потребления. Но ведь фантастика пишется, её много, её читают. Появляются новые сюжеты, старые сюжеты подаются по-новому. Я верю, что научная фантастика сможет воскреснуть и до тех пор, пока вымышленные миры и путешествия между мирами будут захватывать читателей, будут находиться те, кто будет об этом писать.
О перспективах фантастики предлагаю поговорить завтра, заглядывайте. А пока приглашаю в комментарии, если согласны или не согласны с моей точкой зрения - её можно там обсудить.