Если бы захотелось показать темную сторону искусства Ренуара, то, куда бы мы не посмотрели, нигде не смогли бы найти в его картинах беспокойство и удрученность . Даже когда он рисует дождь в Париже - его Париж - это радостное место, где люди не столько прячутся под зонтиками, сколько флиртуют и болтают под танцующим скоплением голубых навесов.
Его картину «Les Parapluies» («Зонтики») в лондонской Национальной галерее можно так же назвать «Я люблю Париж под дождем». Мокрое небо подчеркивает яркость их одежды. Разные оттенки синего цвета повсюду: и в женской шляпе, и в светлом-голубом головном уборе, который носит маленькая девочка. Мягкие текстуры этих предметов одежды соответствуют нежным взглядам людей, принадлежащих к этому счастливому, уверенному миру.
Посмотрите на этот кипящий Париж: вот элегантная собачка, вот горничные, молодой студент, вот носильщик, вот разговаривают два друга, вот покупатели перед книжным магазином. Пространство очень хорошо организовано, а глубина передается тонкой игрой персонажей, которые на переднем плане представляют собой не более, чем крошечные, едва различимые силуэты.
Ренуар влюблен в этот город, в его суету, обыденность, в его непредсказуемость.
В ноябре 1861 года, когда ему было всего двадцать лет, Ренуар принял одно из самых важных решений в своей жизни: он поступил учиться в парижскую мастерскую швейцарского художника Шарля Глейра, хотя он был настолько беден, что иногда даже не мог позволить себе купить краску. За это время Огюст подружился с другими художниками, такими как Альфред Сислей и Клод Моне.
Когда-то люди были шокированы Ренуаром, как и другими художниками в Париже на знаменитой выставке в 1874 году. Критики были потрясены, увидев простые масляные зарисовки, показанные, как законченные работы. Тогда остроумные критики, глядя на эти расплывчатые мазки, называли художников, представленных на этой выставке «импрессионистами» (фр. impressionnisme, от impression — впечатление). Так во французской живописи начиналась революция. Некоторые молодые художники начали восставать против традиций западной живописи и обратились непосредственно к природе в поисках вдохновения.
С 1864 года Ренуар напряженно работает над новой картиной: "На картине была изображена Эсмеральда, танцующая вместе с козочкой вокруг костра, освещающего толпу бродяг. Я всё ещё представляю отблески огня на фоне мрачных стен собора". Выбор подобного сюжета тем более удивителен, что Ренуар уже давно не любил Гюго. "Виктор Гюго? Этот зануда... Этот позёр... Этот честолюбец. Я его ненавижу за его отвращение к жизни... Он никогда не мог правдиво изображать... У него лошадь - больше не лошадь, а какое-то допотопное животное". И добавляет: "Его искусство, с моей точки зрения, отвратительно; и особенно моя ненависть к этому человеку основана на том, что это именно он отучил французов говорить просто". Но, несмотря на эту "ненависть", Ренуар пишет Эсмеральду. Возможно, из-за этого замечания: "Она была смуглой, но можно было вообразить, что днём её кожа должна была обладать восхитительным золотистым оттенком андалузок и римлянок".
Красивую кожу Ренуар всегда искал в своих моделях: "Что я люблю, так это девичью кожу, розовую, позволяющую представить отличную циркуляцию крови под ней".
«После закрытия Салона я не знал, что делать с этой картиной, не только мешавшей мне, но и вызывавшей некоторое раздражение, так как я ненавидел мрачные тона, от которых ещё полностью не освободилась моя палитра, и я уничтожил своё творение. (из книги Бонафу Паскаль "Ренуар")
В 1876 году возмущенный критик Альберт Вольф содрогался: «Попробуйте объяснить Ренуару, что туловище женщины - это не масса разлагающейся плоти».
Но суть импрессионистов как раз и была в том, что они писали не то, что они видели, а то, как они видели.
Огюст Ренуар, прославившийся изображением чувственных обнаженных красивых женщин, был гораздо более сложным и вдумчивым художником, чем принято считать.
В 1877 году Ренуар познакомился с актрисой Жанной Самари. Искусствоведы писали, что она была очень важным человеком в жизни художника. Он создал три портрета Самари, и они входят в число лучших работ Ренуара. Каждый портрет существенно отличается друг от друга по композиции, цвету и даже размеру.
Ренуар не любил «Комеди Франсез», в которой дебютировала Жанна, но он часто ходил навестить ее в театр. Это показывает, как сильно он хотел ее увидеть. Хотя, как упоминает в своей книге « Ренуар: мой отец», сын художника Жан Ренуар, о том, чтобы он жениться на ней, не было и речи. «Ренуар не любит жениться», - сказал Самари. «Он женится на всех женщинах, которых рисует, но своей кистью».
Признавшись в безрассудной любви к женской форме, желательно сияющей и цветущей, Пьер Огюст Ренуар, тем не менее, не был бабником. «Мне жаль мужчин, которые не перестают гоняться за женщинами», - сказал он. "Какая работа! В пути днем и ночью, без отдыха! Я знал художников, которые никогда не завершали работу, потому что вместо того, чтобы рисовать свои модели, они соблазняли их».
В 1865 году в доме своего друга, художника Жюля Ле Кера, он познакомился с 16-летней Лизой Трео. Вскоре она стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргарита, хотя Ренуар отказался официально признать свое отцовство. Их отношения продолжались до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Свою жизнь он связал с одной из муз: Алина Викторина Шариго, красивая и милая девушка с рыжими волосами и вздернутым носом. Она работала портной в мастерской на Монмартре. Ей было 22 года, когда она встретила Пьера Огюста Ренуара, а ему уже 38 лет.
Хотя Ренуар был почти вдвое старше, Алина влюбляется в художника-импрессиониста и становится сначала его любовницей, а затем и женой.
Алина появляется во многих картинах, в том числе «Завтрак на лодке», действие которого происходит в ресторане «Ла Фурнез», где Ренуар и Алина проводили свои летние полдни.
Красивая, солнечная, простая, но в то же время наделенная естественной элегантностью, Алина была любовью всей жизни Ренуара.
В 1880 году художник признается: "Я зашел в тупик, я не могу дольше рисовать, отказавшись от «прямого наблюдения реальности, я, наконец, пришел к выводу, что мне необходимо вернуться к «музейному искусству» и великим мастерам.
Вдохновленный греческой мифологией, провансальскими пейзажами и живописью великих художников, предшествующих веков, включая Тициана, Рафаэля, Буше, которые он обнаружил во время своих многочисленных путешествий, Ренуар посвятил свои работы женской обнаженной натуре, сценам домашнего счастья и портретам, которые были радужными и очень чувственными. И, хотя Ренуар уже получил всеобщее признание, как художник, он открыл новую эру в начале 1890-х годов.
По мере того как зарождалась эта новая художественная свобода, Ренуар также испытывал счастье семейной жизни. Их с Алиной старший сын Пьер родился в 1885 году , а затем родилось еще два сына, Жан (1894) и Клод (1901).
В 1914-м началась Первая мировая война. Два старших сына Ренуара были призваны в армию, они вернулись с ранениями. В 1915 году, не выдержав потрясений, умерла жена Ренуара — Алина.
Самой трагической составляющей жизни и творчества Ренуара стал прогрессирующий паралич пальцев – следствие ревматоидного полиартрита, в связи с чем писать ему становилось все тяжелее. Паралич пальцев начался, когда ему исполнилось 47 лет.
Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beaute reste» (Боль проходит, а красота остаётся).
Ренуар, несмотря ни на что, продолжал рисовать до своей смерти в 1919 году. На смертном одре он, якобы, попросил холст и кисти, чтобы нарисовать букет цветов, стоявший на подоконнике. Когда он в последний раз вернул свои кисти медсестре, он, сказал: «Думаю, я начинаю кое-что понимать . "