Найти тему
Курорт Красная Поляна

История граффити: из подземки в арт-галереи

История граффити — все равно что история Золушки. Рассказываем, как из развлечения молодежи в грязной подземке граффити прошли путь до главных арт-аукционов и галерей, местами даже не растеряв своей аполитичности.

Нью-Йорк, курьер, подземка

Есть мнение, что первые граффити появились еще в 1920-е годы в Нью-Йорке - таким удобным, а главное понятным образом представители различных банд города помечали свою городскую собственность — чтобы всем сразу было ясно, кто здесь хозяин. Легенда красивая, но все же от современных рисунков эта история достаточно далека. Если брать граффити в более привычном нам понимании, то мы снова попадаем в Америку, опять в Нью-Йорк, но уже в 1970-е годы.

-2

Именно в это время издание The New York Times сделало материал про подростка по имени Taki183 — в начале 1970-х этот тэг стал появляться в самых разных районах Нью-Йорка настолько часто, что привлек внимание журналистов. Оказалось, что Taki -- это сокращение от греческого Имени Dimitraki, а 183 было просто номером дома, где Таки жил. А еще стало понятно, почему тэг появлялся так часто — молодой человек работал курьером и успевал за день побывать в самых разных частях города, везде оставляю свой след.

-3

У Taki было множество последователей. В те времена максимальное уважение достигалось вовсе не сложностью рисунка — по факту это были просто тэги разных людей. Главным молодцом признавался тот, кто сумел оставить больше всего тэгов и желательно в труднодоступных местах — например, на последних этажах высотных зданий или на охраняемых территориях.

-4

Новая техника и преследования

На заре граффити большую службу художникам сыграло не самое внимательное отношение властей к чистоте и общему состоянию подземки. Да что уж там — в 1970-е метро Нью-Йорка считалось одним из самых опасных в мире, а всем туристам прямиком в аэропорту раздавали брошюры, где настоятельно советовали ни при каких условиях не спускаться в подземку (и ещё не выходить на улицы ни в одном районе города после 6-ти вечера). Так что мало кто следил, кто и что именно пишет на стенах города или на выгонах.

-5

Но это стало постепенно меняться. Во-первых, количество желающих попробовать себя в новом стиле росло и надо было как-то выделяться среди практически одинаковых тэгов. Кому важно было отличаться постепенно стали экспериментировать со стилями и отходить от привычных правил. Одновременно с этим власти стали преследовать художников, баллоны с красками не продавали подросткам и для многих это стало причиной оставить мечты о граффити и найти себе хобби поспокойнее. Все это привело к тому, что художников стало намного меньше, они стали совершенствовать технику и экспериментировать со стилями, а в 1980-х стрит арт постепенно стал просачиваться с улицы в галереи.

-6

Граффити как искусство
Вряд ли на заре граффити кто-то мог предположить, что уличные художники когда-нибудь будут выставляться в музеях и продавать свои работы за миллионы долларов. Но именно это и произошло. Одним из невольных первопроходцев был Кит Харинг, чьи фирменные силуэты, нарисованные мелом поверх закрашенных плакатов в метро стали вырезать и продавать.

-7

Его друг Энди Уорхол убедил его, что эту волну интереса стоит оседлать, и вот уже Кит рисует рекламу и пишет картины, а они уходят с молотка за огромные деньги.

-8

Он же первым решил вернуть свое искусство простым людям, открыв в Нью Йорке магазин, где его плакаты, значки и другие вещи любой желающий мог купить за символические деньги.

-9

Жан-Мишель Баскиа тоже начинал с граффити под тэгом SAMO. А когда окончательно ушел в галереи, в Нью-Йорке повсюду стали появляться оставляемые им тэги SAMO is dead. Впрочем, эстетику и приемы уличного искусства, всю свою стремительность, экспрессию, использование баллонов с краской и тэгов он перенес на холсты.

-10
-11

И, наконец, современная легенда стрит арта — хулиган Бэнкси. Неуловимый художник, изначально прославившийся остроумными граффити, успел сначала в качестве партизанских акций выставиться в музеях, а позже занять там особое место уже на основании признания. Он по-прежнему делает граффити, создает злободневные инсталляции, снял мокьюментари “Выход через сувенирную лавку”, сделал пародийный парк развлечений. С одной стороны он постоянно путешествует по миру, расписывая то стену, которой Израиль огородил Палестину, то Нью-Йоркские высотки, а с другой его вроде не волнуют деньги, за которые его работы продаются на Сотбис и Кристис. Во всяким случае, одну из своих работ он пропустил через вделанный в раму шреддер прямо во время продажи, а с денег, полученных за другие работы купил корабль и нанял команду для спасения беженцев, плывущих через Средиземное море в Европу из Африки. Судно он, конечно, собственноручно расписал.

-12
-13

Современные герои граффити больше расположены к публичности и сотрудничеству с брендами, чем их предшественники. Главный, пожалуй, герой сегодняшнего российского стрит-арта — известный во всем мире Покрас Лампас. Скрестив граффити с каллиграфией, он быстро вышел за пределы холста и стен. В его портфолио и роспись огромных крыш, и поистине масштабный проект “Супрематического креста”, занявшего целую площадь в Екатеринбурге, и сотрудничество с такими брендами как Nike, Fendi и Mac.

-14

Его же работу можно увидеть в Сочи — в самом сердце курорта Красная Поляна на высоте 960.

-15