Найти тему
6000 миль до Голливуда

Заговор в Эскориале

Оглавление

(La conjura de El Escorial, 2008, Испания)

Между прочим, где-то в это же время (1577-1579) в Испании должен родиться другой её художественно-исторический, кино- и литературный герой - будущий "капитан, который не капитан" Диего Алатристе.
Между прочим, где-то в это же время (1577-1579) в Испании должен родиться другой её художественно-исторический, кино- и литературный герой - будущий "капитан, который не капитан" Диего Алатристе.

Вообще-то, официально в испанской истории "Эскориальским заговором" названо другое событие. То, что случилось уже в Наполеоновскую эпоху. Но сеньоры авторы этой картины всё равно пошли и устроили свой "заговор", с блэкджеком и клюшками, отодвинув его ещё на двести с лишним лет в прошлое. То есть во времена короля Филиппа II, когда и разразился тот знаменитый скандал, лёгший в основу местного сюжета.

Пока смотрел эту пропущенную мной ранее картину, был уверен, что сняли её явно по чьей-то книге, наподобие цикла о капитане Алатристе Переса-Реверте; правда, конкретно у сеньора Артуро я такого романа не припоминал. Однако нет, никакой информации о литературном первоисточнике я не нашёл, так что, похоже, "книжный" дух у этой истории образовался невзначай сам собой. Что с одной стороны хорошо, но с другой выглядит всё же спорно.

Хорошо - потому что перед нами классическая историко-приключенческая лента, снятая по канонам жанра. За исключением разве что кое-каких "амурно-подвижных" сцен, но и они сработаны без перегибов, в рамках "16+". Зато никакого стремление к грязному реализму. Костюмчики на всех тщательно выстираны, кровищи практически нет, фехтование поставлено точь-в-точь как в фильмах 70-80-х. То бишь пусть и качественно, но в театральной манере, а не так, как это делали правдорубы Ридли Скотт в "Дуэлянтах" и Майкл Кейтон-Джонс в "Робе Рое".
Иными словами, кабы не знакомые актёрские лица, сразу и не скажешь, что "Заговор в Эскориале" вышел не так уж давно, в 2008 году.

Сдаётся мне, что принцесса Эболи (Джулия Ормонд, в центре) за необдуманные комплименты в адрес её "дивных глазок" могла, образно говоря, и в глаз дать.
Сдаётся мне, что принцесса Эболи (Джулия Ормонд, в центре) за необдуманные комплименты в адрес её "дивных глазок" могла, образно говоря, и в глаз дать.

И вот эта подчеркнутая архаичность - именно то, что делает картину Антонио дель Реаля спорной. Потому что всего за пару лет до неё в Испании был снят гораздо более известный и премированный "Капитан Алатристе" Агустина Диаса Янеса. На чьём фоне "Заговор в Эскориале" выглядит отставшим от поезда и, опять-таки, театральным. Примерно как истории Александра Дюма рядом с историями вышеупомянутого Переса-Реверте: романтизм и мелодраматизм в сравнении с условным реализмом, грязным, потным и кровавым. Или, проще говоря: откровенно устаревший взгляд на историческое кино против современного - кому как угодно.

Впрочем, если усилием воли заставить себя забыть об "Алатристе" - лично мне с моим зрительским стажем это удалось, - то в чистом остатке мы имеем вполне приличный олдскул "шпаги и интриги". Чей сюжет основан на громком политическом убийстве, совершенном в Мадриде в 1578 году. Разве что реальные факты тут связаны конспирологическими теориями, а до разгадки преступления докапываются выдуманные герои, тогда как окружают их уже реальные исторические личности.

В итоге из всего этого складывается живописно запутанный сюжет со множеством пересекающихся линий. И пусть раскачивается он неторопливо, во второй его половине все конфликты резко обостряются, темп повествования возрастает, и кино наконец обретает ту интересность, которую вы от него ждали. Главное - не сойти с дистанции на полдороге, и за ваше терпение Антонио дель Реаль вас отблагодарит.

Какой же, блин, испанец из немца Юргена Прохнова, недоверчиво спросите вы?  Да более чем колоритный, отвечу я. Ничуть не хуже, чем из американского датчанина Вигго Мортенсена, сыгравшего капитана Алатристе.
Какой же, блин, испанец из немца Юргена Прохнова, недоверчиво спросите вы? Да более чем колоритный, отвечу я. Ничуть не хуже, чем из американского датчанина Вигго Мортенсена, сыгравшего капитана Алатристе.

***

В общем, не глядите чересчур скептически на старомодную картинку и постановку боёв в этом фильме. Ведь при всём при этом он рассказывает нам хорошо расписанную, как в книге, историю и радует отменной актёрской игрой. Тем более, что на главные роли дель Реаль пригласил, не мелочась, одних из лучших европейских актёров. Что, вероятно, и выглядело с его стороны не шибко патриотично, зато тоже однозначно пошло ленте на пользу.
Поэтому, если вы соскучились по звону шпаг и шевелению длинных усов в современном кино, но до сих пор не видели "Заговор в Эскориале", как минимум на один вечер он вам эту скуку наверняка разгонит.

Трейлер фильма: