(La conjura de El Escorial, 2008, Испания)
Вообще-то, официально в испанской истории "Эскориальским заговором" названо другое событие. То, что случилось уже в Наполеоновскую эпоху. Но сеньоры авторы этой картины всё равно пошли и устроили свой "заговор", с блэкджеком и клюшками, отодвинув его ещё на двести с лишним лет в прошлое. То есть во времена короля Филиппа II, когда и разразился тот знаменитый скандал, лёгший в основу местного сюжета.
Пока смотрел эту пропущенную мной ранее картину, был уверен, что сняли её явно по чьей-то книге, наподобие цикла о капитане Алатристе Переса-Реверте; правда, конкретно у сеньора Артуро я такого романа не припоминал. Однако нет, никакой информации о литературном первоисточнике я не нашёл, так что, похоже, "книжный" дух у этой истории образовался невзначай сам собой. Что с одной стороны хорошо, но с другой выглядит всё же спорно.
Хорошо - потому что перед нами классическая историко-приключенческая лента, снятая по канонам жанра. За исключением разве что кое-каких "амурно-подвижных" сцен, но и они сработаны без перегибов, в рамках "16+". Зато никакого стремление к грязному реализму. Костюмчики на всех тщательно выстираны, кровищи практически нет, фехтование поставлено точь-в-точь как в фильмах 70-80-х. То бишь пусть и качественно, но в театральной манере, а не так, как это делали правдорубы Ридли Скотт в "Дуэлянтах" и Майкл Кейтон-Джонс в "Робе Рое".
Иными словами, кабы не знакомые актёрские лица, сразу и не скажешь, что "Заговор в Эскориале" вышел не так уж давно, в 2008 году.
И вот эта подчеркнутая архаичность - именно то, что делает картину Антонио дель Реаля спорной. Потому что всего за пару лет до неё в Испании был снят гораздо более известный и премированный "Капитан Алатристе" Агустина Диаса Янеса. На чьём фоне "Заговор в Эскориале" выглядит отставшим от поезда и, опять-таки, театральным. Примерно как истории Александра Дюма рядом с историями вышеупомянутого Переса-Реверте: романтизм и мелодраматизм в сравнении с условным реализмом, грязным, потным и кровавым. Или, проще говоря: откровенно устаревший взгляд на историческое кино против современного - кому как угодно.
Впрочем, если усилием воли заставить себя забыть об "Алатристе" - лично мне с моим зрительским стажем это удалось, - то в чистом остатке мы имеем вполне приличный олдскул "шпаги и интриги". Чей сюжет основан на громком политическом убийстве, совершенном в Мадриде в 1578 году. Разве что реальные факты тут связаны конспирологическими теориями, а до разгадки преступления докапываются выдуманные герои, тогда как окружают их уже реальные исторические личности.
В итоге из всего этого складывается живописно запутанный сюжет со множеством пересекающихся линий. И пусть раскачивается он неторопливо, во второй его половине все конфликты резко обостряются, темп повествования возрастает, и кино наконец обретает ту интересность, которую вы от него ждали. Главное - не сойти с дистанции на полдороге, и за ваше терпение Антонио дель Реаль вас отблагодарит.
***
В общем, не глядите чересчур скептически на старомодную картинку и постановку боёв в этом фильме. Ведь при всём при этом он рассказывает нам хорошо расписанную, как в книге, историю и радует отменной актёрской игрой. Тем более, что на главные роли дель Реаль пригласил, не мелочась, одних из лучших европейских актёров. Что, вероятно, и выглядело с его стороны не шибко патриотично, зато тоже однозначно пошло ленте на пользу.
Поэтому, если вы соскучились по звону шпаг и шевелению длинных усов в современном кино, но до сих пор не видели "Заговор в Эскориале", как минимум на один вечер он вам эту скуку наверняка разгонит.