Найти тему
kino in den städten

Неизвестный Голливуд: «Как всё начиналось»

По сериалу «Неизвестный Голливуд», 1995

Первая серия «Неизвестного Голливуда» – это беглая ретроспектива, берущая своё начало от зарождения кино, до его развития вплоть до конца Первой мировой войны. Под пристальным вниманием оказывается европейский кинематограф: американский, английский, французский, итальянский. Однако – действительно, с чего же всё начиналось?

Принято считать, что у колыбели кино стояли лишь братья Люмьер. Но почти в тоже время, в Германии, Макс и Эмиль Складановские пытаются запатентовать биоскоп – схожее, но менее практичное изобретение. Как же так вышло, что в конце девятнадцатого века сразу в нескольких странах появлялись кинопроизводители? Пожалуй, идея оживить картинки попросту уже давно витала в воздухе (как пример: фоторужьё Марэ, фоноскоп Ж. Демени).

Итак, с тех пор, как братья Люмьер стали снимать своё первое кино, человечество стало учиться воспринимать информацию динамично, а не статично, как в разного рода изобразительном искусстве. Французы демонстрировали этакий документальный подход к подаче: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда…» – все эти картины завораживали зрителей реалистичным отображением действительности. Поезд в «Прибытии…» будто движется прямо в перепуганный кинозал, а листья в «Кормлении младенца» развеваются под порывами ветра, что совсем не было похожим на театральные декорации.

Более «художественный» подход начнёт демонстрировать Жорж Мельес: в отличие от бытовых сценок Люмьер, он снимает эксперименты, и сейчас по сей день смотрят его главный шедевр – феерию «Путешествие на Луну».

Вскоре во французском кино появится человек-оркестр: Макс Линдер – сценарист, режиссёр и актёр. Он создал первое узнаваемое в кино амплуа – героя Макса, который носит цилиндры, костюмы, ходит с тростью и обворожительно улыбается. В период с 1908 по 1917 этот персонаж кочует из фильма в фильм («Макс – воздухоплаватель», «Макс ищет невесту», «Макс – жертва хинина»), примеряя на себя разные образы. Позже этими картинами вдохновится один из самых известных мировых комиков – Чарли Чаплин.

Макс Линдер
Макс Линдер

Это новое визуальное искусство начало распространяться по Европе: в датском кино появился Карл Дрейер, в немецком – Вине, в английском – «брайтонская школа», в итальянском – Гуаццони с его первым блокбастером «Quo vadis?» Мне не хватило, честно говоря, рассказа и о русском кино: об открытиях Старевича, о торговом доме Дранкова и Ханжонкова, вплоть до революции и зарождения авангарда.

Но вот наступила Первая мировая война, подкосившая и кинопроизводство, и самих деятелей. Однако в кино быстро нашли применение различным античеловечным военным вещам – например, в фильмах ужасов. Так в «Вампирах» 1915-ого года фигурировал некий усыпляющий газ, очевидно вдохновлённый «Циклоном Б».

Вампиры, 1915
Вампиры, 1915

Мир достаточно быстро принял кино, хоть оно и рассматривалось как наиболее коммерческий вид искусства. Также, Ленин скажет свою знаменитую фразу о пропагандистских возможностях фильмов: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Однако, на мой взгляд, такое искусство, которое производится только из соображений коммерции и пропаганды, быстро бы умерло. К счастью, с кинематографом не произошло такой ситуации, потому что до и во время Первой мировой войны во многих странах Европы уже был намечен некий курс развития, по которому двигались местные новаторы. И дальше будут немецкий импрессионизм и ужасы, советский авангард, шведское немое кино и многое, многое другое.

-6