Найти тему
Журнал "Лучик"

Правда ли, что наши предки приносили в жертву детей?

Многим памятна детская хороводная игра «Сиди Яша». Её любят методисты из детских садов и летних детских лагерей отдыха – энтузиастки русского фольклора:

  • Сиди, сиди, Яша, в ореховом кусте,
  • Грызи, грызи, Яша, ореховы ядра!
  • Приходила к Яше белая девица
  • Яша ли, Яша, думал ли жениться?
  • Выбирай невесту из любых любую,
  • И ту молодую!

Но, если бы они знали, к какому обычаю восходит эта безобидная песенка...

Дети играют в "Сиди, Яша"
Дети играют в "Сиди, Яша"

Кровавые языческие обычаи были распространены у всех древних народов. В жертву языческим богам приносили животных, иноплеменников, рабов, преступников и даже собственных детей.

Косвенные упоминания таких жертвоприношений есть, например, в Библии, в знаменитом рассказе о том, как Авраам хотел принести в жертву своего сына Исаака, однако в последний момент Бог остановил его руку и сказал, что это было всего лишь испытание.

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама
Рембрандт. Жертвоприношение Авраама

Скорее всего, эти мифы означают, что в какой-то момент истории древние евреи отказались от человеческих жертвоприношений. Похожим образом многие трактуют и историю Иисуса Христа: Бог пожертвовал своим единственным Сыном ради человечества, но Сын воскрес из мертвых, искупив тем самым все грехи мира.

Были похожие обычаи и у наших далеких предков. Так, например, арабский посол Ибн Фадлан, совершивший в X веке путешествие в Волжскую Булгарию, подробно описал обычаи русов. Если умирал какой-нибудь знатный человек, то одна из его жен или рабынь обязательно должна была умереть вместе с ним; девушку душили и кололи ножом, а потом поджигали. «Был рядом со мной некий муж из русов. Он сказал: „Вы, арабы, глупы… вы берете самого любимого вами из людей и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай“». То есть древние русы считали такое самопожертвование хорошим поступком, проявлением верности к своему покойному господину.

Г.И. Семирадский. Погребение руса
Г.И. Семирадский. Погребение руса

Византийский историк Лев Диакон описывает похожий случай приблизительно 60 годами позднее. Неудачный поход киевского князя Святослава в Болгарию привел к тому, что его дружина в 971 году была разбита. «Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра». То есть русы таким образом вымаливали помощь у своих языческих богов.

Боги Святославу не помогли. По пути на Русь князь, как известно, был убит печенегами, которые, по легенде, сделали чашу из его черепа.

Последний бой Святослава
Последний бой Святослава

Да и мать Святослава, княгиня Ольга, изначально была совсем не доброй христианкой, а наоборот, суровой и жестокой язычницей. В описании ее мести древлянам за убийство мужа, князя Игоря, некоторые историки усматривают следы языческого жертвоприношения. Например, Ольга приказала истопить для древлянских послов баню, а потом приказала запереть двери и поджечь. Зачем она это сделала? Почему бы просто не зарубить послов мечами? Что если летописец сознательно опустил какие-то детали, чтобы не бросать тень на святую княгиню? Что если ему показалось чересчур опасным упоминать о том, что Ольга начала править огнем, мечом и языческими жертвоприношениями, а вовсе не христианской добротой и мудростью? А ведь так, скорее всего, и было.

Месть княгини Ольги. Средневековая миниатюра
Месть княгини Ольги. Средневековая миниатюра

С языческих обрядов начинал и внук Ольги князь Владимир. В «Повести временных лет» под 983 годом записана история о том, что по приказу Владимира в Киеве должны были принести человеческую жертву Перуну. Был брошен жребий, который указал на юношу из варяжской дружины; юноша оказался христианином. Он и его отец воспротивились языческому обряду, и были убиты. Сейчас Феодор Варяг и сын его Иоанн считаются первыми христианскими мучениками на Руси, день их памяти отмечается 25 июля.

С. Ефошкин. Христианские мученики Фёдор и Иоанн
С. Ефошкин. Христианские мученики Фёдор и Иоанн

Однако вернёмся к хороводной песенке «Сиди Яша». По мнению этнографов, наряду с другими языческими богами северные славяне поклонялись Ящеру – владыке вод, хозяину рыбных богатств. Головой Ящера украшались ковши, музыкальные инструменты, и даже здания.

Рукояти ковшей в виде головы Ящера. Археологические находки в Новгороде Великом
Рукояти ковшей в виде головы Ящера. Археологические находки в Новгороде Великом

Считается, что Ящеру приносили человеческие жертвы: раз в году из красивых молодых девушек выбирали «ящерову невесту», наряжали, сажали её в лодку, нагружали лодку подарками – и затем топили, пытаясь тем самым умилостивить «озёрного хозяина».

-8

В памяти поколений «выбор невесты Ящера» сохранился, превратившись в конце концов в детскую хороводную игру «Сиди Яша»...

Читайте также:

Кем была Снегурочка у древних славян?

Почему Новый год приходит с неба?

По следам "Новгородского крокодила"

Отчего у Мальвины волосы голубые?

Самая страшная сказка (по следам Красной Шапочки)