А сейчас поговорим о советских фильмах, получивших международные награды.
Сравним их с современными лауреатами.
Эти картины не просто получили награды, а прогремели на весь мир, а у себя на родине – в СССР, имели громадные кассовые сборы.
Советские фильмы, получавшие «Оскар»:
«Война и мир» Сергея Бондарчука (1968)
«Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии)
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980)
Все эти фильмы имели большой успех у зрителей, их интересно посмотреть и сейчас, они нисколько не устарели.
Канны — пальмовая ветвь:
1955 – фильм Иосифа Хейфица «Большая семья» завоевал 16 призов (!!!). Был награжден весь актерский состав картины, получивший 10 призов за лучшую мужскую роль и шесть – за лучшую женскую роль. Фильм стал самым титулованным за всю историю Международного Каннского кинофестиваля. Иосиф Хейфиц как лучший режиссер был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», но не получил ее.
1958 – фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» выиграл главный приз фестиваля «Золотую пальмовую ветвь».
Он до сих пор остается единственным полнометражным советским и российским фильмом, награжденным этим призом. Также исполнявшая главную роль актриса Татьяна Самойлова была удостоена специального упоминания жюри.
«Летят журавли» с триумфом был показан по всему миру и собрал много призов: Приз "Серебряное сомбреро" на I МКФ в Гвадалахаре, 1958 г. Почетные дипломы IX МКФ В Локарно, 1958 г. I МКФ в Ванкувере, 1958 г. МКФ в Хельсинки, 1958 г. Международного смотра фестивальных фильмов в Мехико, 1958 г. Прокат в СССР — 28,3 млн. зрителей.
«Баллада о солдате» (Григорий Чухрай, 1959)
107 международных и отечественных наград (!!!), в числе которых: лучший фильм, Британская академия, 1962, номинации на Каннскую Золотую пальмовую ветвь, 1960 и "Оскар" за лучший сценарий (Валентин Ежов), 1962, премия Bodil (лучший европейский фильм), "Золотые ворота" МКФ в Сан-Франциско, 1960 и сотня других.
«Девчата» (Юрий Чулюкин, 1961)
МКФ в Эдинбурге — почётный диплом (Чулюкин), 1961; МФ фильмов для молодёжи в Канне, 1962; МКФ в Мар-дель-Плата — "лучшее исполнение женской роли" (Румянцева), 1962. Лидер проката — 34.8 млн. зрителей.
«Иваново детство» (Андрей Тарковский, 1962)
17 призов, в том числе: Венеция, 1962 (высшая премия "Золотой лев"), Сан-Франциско, 1963, Акапулько, 1963, Карловы Вары, 1970 и др. Прокат — 16.7 млн. зрителей
«Живёт такой парень» (Василий Шукшин, 1964)
Главный приз "Золотой Лев Св. Марка" (Шукшин) на МКФ в Венеции, 1964.
«Андрей Рублёв» (Андрей Тарковский, 1966)
Особый приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне, 1969: программа «Две недели режиссеров».
Премия французской критики «Приз Леона Муссинака» лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции, 1969;
«Хрустальная звезда» премия Французской киноакадемии актрисе И.Рауш (И.Тарковской); Почетный диплом МКФ в Белграде, 1973;
Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло, 1973.
По итогам опроса киноведов мира в 1978 году включен в число ста лучших фильмов. По опросу членов Европейской Академии кино и телевидения (1995) вошел в десятку лучших фильмов мирового кино (8 место).
«А зори здесь тихие...» (Станислав Ростоцкий, 1972)
Памятный приз XXXIII МКФ в Венеции (Италия, 1972).
Номинация "Оскар" в категории "лучший иноязычный фильм", 1973.
Лидер проката 1973 г., 66 млн. зрителей.
«Калина красная» (Василий Шукшин, 1973)
Западный Берлин, 1975 (вне конкурса); "Варшавская серена", 1973 (приз польских критиков), ФЕСТ, 1975 (Югославия). Лидер проката — 62.5 млн. зрителей.
«Белый Бим, чёрное ухо» (Станислав Ростоцкий, 1976)
Большой приз жюри "Хрустальный глобус" на МКФ в Карловых Варах, 1978; номинация на "Оскар", 1978 в категории "лучший иноязычный фильм"
Наши кинокомедии очень даже полюбились за рубежом. Эльдар Рязанов за «Гусарскую балладу» в 1963 г. получил диплом жюри на МКФ комедийных фильмов в Вене. Прокат в СССР составил 48.64 млн. зрителей. А в 1966 г. за «Берегись автомобиля» получил диплом на МКФ в Сиднее, Диплом на МКФ в Эдинбурге, Почётный диплом на МКФ в Мельбурне. И прокат — 29 млн. зрителей в СССР. Чуть не забыла его «Карнавальную ночь» , которая получила Приз на МКФ в Эдинбурге в 1957. Это кино тоже было лидером проката 1956 г. — 48.64 млн. зрителей.
«Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько. Фильм о войне и предательстве. Фактически – о Христе и Иуде в обстоятельствах оккупированной Белоруссии.
Главный приз на XVII МКФ в Западном Берлине, 1977; призы на фестивалях в Риге и Сопоте, 1977 г.
«Любовь и голуби» (Владимир Меньшов, 1984)
Гран-при "Золотая ладья" на МКФ комедийных фильмов в Торремолиносе, 1991. Лидер проката — 44,5 млн. зрителей.
Ну и так далее. Советских фильмов - международных лауреатов – вагон и маленькая тележка.
А теперь – у кого есть какие предположения: почему на международных фестивалях выигрывали советские фильмы совершенно разных стилей, тем и жанров – от народных комедий до исторических драм, а сейчас, в основном, награждается однообразная и одножанровая чернуха?
Читать еще:
Самый красивый, самый порядочный и честный
Советский фильм-бомба, в котором мы впервые услышали голос Градского