Осени в Ереване ждали как освобождения от режима чрезвычайного положения, хотя повседневность еще не обрела черты нормальной жизни. Все еще приходится носить коронавирусные аксессуары - маски, а иногда и перчатки. Но для любителей музыки возобновление выступлений Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна стало символом возвращения к обычной жизни.
ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОЛУГОДОВОЙ ПАУЗЫ В ТЕСНОМ сотрудничестве с руководством международного фестиваля "Ереванские перспективы" и при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна осуществил один из своих важнейших проектов начавшегося сезона: концертное исполнение под открытым небом "Травиаты" Верди. Акция была благотворительной: все средства от продажи билетов (а они были дорогие), дважды умноженные фондом Всеармянского благотворительного союза (AGBU), будут посланы на помощь Бейруту.
Благотворительный концерт в парке Национального Собрания прошел под патронатом премьера Никола Пашиняна.
Выбор "Травиаты", несмотря на то что эта опера всегда находится в репертуаре нашего Оперного театра, не случаен - это самое задушевное и поэтическое произведение композитора. К этой опере Топчян, если не ошибаюсь, еще не обращался. На нашей памяти концертное исполнение таких шедевров Верди, как "Аида", "Симон Бокканегра", "Отелло", "Риголетто", а также других произведений мирового оперного репертуара - "Мадам Баттерфляй" и "Тоска" Пуччини, "Паяцы" Леонкавалло, "Евгений Онегин" Чайковского и другие.
Концерт прошел с участием одного из самых замечательных музыкальных коллективов Армении - Государственного камерного хора под управлением Роберта Млкеяна. Главные партии были исполнены певцами, получившими широкое признание на лучших оперных сценах мира.
Опера потребовала интенсивной работы всего состава исполнителей и прежде всего главного дирижера филармонического оркестра Эдуарда Топчяна. Иначе вряд ли был бы возможен художественный результат, свидетелями которого мы оказались. Отказ от театральных эффектов, сосредоточенность на раскрытии внутренней драмы, обусловленной социальными причинами, делает эту оперу вполне привлекательной: уникальная, демократичная музыка, волнующий драматизм, нетривиальные яркие образы. Опытный темпераментный дирижер, влюбленный в музыку, увлеченно передал красоту оперы, ее размах, глубоко и правдиво раскрыв внутренний мир героев. Оркестр очень красочный, драматургически активный, подлинный интерпретатор. Он почти никогда не сходит до сопровождающей функции и по преимуществу выполняет роль лидера. Все инструментальные эпизоды оперы - от увертюры до трагического финала - исполнены с подлинным подъемом.
НЕ МЕНЕЕ ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ ОКАЗАЛОСЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ развернутых монологов и диалогов, где оркестр при плотности инструментов не заглушает солистов и ему удается в полной мере донести все линии музыки, раскрыть лирико-драматическую проникновенность инструментальной ткани. Прельщали слух стройность и отточенность звуковедения, дирижер словно играл фактурами. Основная причина того, что концерт от начала до конца держит зрителя в напряжении, - заслуга дирижера и его оркестра. Слаженность исполнения, верно найденное соотношение между вокальной и инструментальной частью говорит о большой и кропотливой работе, проделанной с певцами, хором и оркестром. Великолепно проявил себя и участвующий в концерте млкеяновский хор, буквально покоривший публику уникальным мастерством исполнения.
Выступление известной на европейских сценах певицы Лианы Алексанян в партии Виолетты было построено по законом глубокой человеческой и вокальной правды. Эта партия уже была в репертуаре певицы. Когда-то в этой роли, еще до своего отъезда в Европу, она дебютировала на нашей оперной сцене. В партиях вердиевского репертуара и других выдающихся композиторов росло и совершенствовалось актерское искусство певицы. Работа с известными дирижерами современности стала для нее серьезной школой вокального мастерства. В ее исполнении нет и намека на сентиментальный пафос в воплощении унылого "образа сломленного цветка". Она скорее следует замыслу самого Верди, полагавшего, что партию Виолетты должны исполнять четыре певицы, - столь разной предстает певица в каждом акте.
Лиана органично живет на сцене в каждый момент действия, горячо и проникновенно раскрывая внутреннюю драму своей героини. Она особенно убедительна во втором акте, требующем от исполнительницы крупного масштаба драматического дарования. Смятение, растерянность, испытание жестоким унижением - Алексанян овладела тончайшими оттенками чувств героини. Чрезвычайно богата динамика, разнообразны тембровые и интонационные краски. Она демонстрирует роскошные низкие ноты, проникающий в душу тембр и незаурядные драматические данные. Причем у Лианы, в отличие от многих оперных певиц, даже очень известных, великолепная дикция - настолько каждое слово, каждый слог отчетливы! И не только в пении, но и в сценической речи. Летящие, объемные, абсолютно гладкие, но при этом кипящие страстями.
ВЕЛИКОЛЕПНА ЛИАНА И В ФИНАЛЕ оперы, который она проводит на одном дыхании. Каждая фраза, каждое движение актрисы наполнены глубоким чувством, в последние мгновения связывающим героиню с жизнью.
Обладатель "Золотой маски", замечательный тенор Липарит Аветисян в роли пылкого поклонника Виолетты тоже хорош - актерски и вокально. Он владеет настоящей итальянской манерой бельканто. Его красивый голос под чистым небосводом огромного парка Национального Собрания вызывает восхищение собравшейся публики.
Одна из удач концерта - белорусский баритон Илья Сильчуков в партии Жермона-старшего. Он покорил удивительной музыкальностью, незаурядными вокальными данными, впечатляющим сценическим рисунком. Певец безошибочно чувствует смысловую емкость образа. Ему досталась невероятно сложная задача - спасти честь семьи, и он твердо отстаивает ханжеские моральные устои своего времени. В трогательной и драматичной кульминации, когда Виолетта признается, что она неизлечимо больна, Сильчуков (Жорж Жермон) не может подавить неподдельной жалости. Добившись своей цели, он уходит, глубоко подавленный благородством Виолетты.
На должном уровне выступили и другие участники концерта - Ашот Гантарджян (барон Дуфоль), меццо-сопрано Нарине Ананикян (Флора, подруга Виолетты), бас Погос Биазбекян (маркиз д’Обиньи) , тенор Ованес Андреасян (виконт Гастон де Леторьер), бас Ованес Нерсесян (доктор Гренвиль), сопрано Лусине Ордуханян (Аннина). Концертное исполнение "Травиаты" стало не только одной из блестящих вершин начавшегося для филармонического оркестра сезона, но и событием для оперных артистов, позволившим им с новой силой раскрыть свои творческие возможности. А для слушателей - настоящим сюрпризом, источником радости, хотя, к сожалению, света в конце тоннеля пока не видно…
Наталия ГОМЦЯН
https://golosarmenii.am/article/94033/traviata-v-parke-nacionalnogo-sobraniya