Кто такой Арепо и где там колеса?
Самая популярная сейчас тема у киноманов - фильм Кристофера Нолана "Довод" и заложенные в нем загадки. Обсуждаются научные теории, использованные в фильме, собственные догадки о значении тех или иных событий. Мною замечена пара моментов, о которых я пока не услыхала в чужих обзорах, - но пожалуй, расскажу о них в комплекте с полным "квадратом SATOR", использованным Ноланом в его сценарии (осторожно, возможны спойлеры).
Главный принцип, положенный в основу истории, - а именно "принцип" (по-английски "tenet") стал названием фильма в оригинале, - это принцип инверсии, движения объекта назад во времени, из будущего в прошлое. Для словесной иллюстрации этой идеи Нолан выбрал палиндром (слово, одинаково читающееся слева направо и справа налево) - тот самый "tenet", превратившийся для русскоязычного зрителя в "довод".
Большое удовольствие - наблюдать, как удачно Нолан подобрал символы для своего фильма. "Tenet"- это лишь одна из частей знаменитого еще с
античности квадрата-фокуса, в который уложена фраза "sator arepo tenet" (его еще называют бустрофедоном).
Как видите, слова в квадрате пересекаются, переходят одно в другое и т.д. Значения слов (латынь):
sator - сеятель или пахарь
arepo - по одной версии, выдуманное имя, по другой - "медленно движущийся вперед"
tenet - держит
opera - работа
rotas - колеса или плуг
"Sator arepo tenet opera rotas" - "Пахарь Арепо управляет колесами"
Каждому из этих пяти слов нашлось место в фильме "Довод".
Сатор - фамилия главного антагониста, торговца оружием, который буквально роет землю в поисках частей загадочного Алгоритма, да и карьеру свою начал тоже с "земельных работ".
Арепо - фамилия торговца предметами искусства, о котором шла речь в фильме.
Tenet - слово-пароль для посвященных в тайну инверсии.
Опера - место, экшен-сценой в которой начинается и заканчивается фильм.
"Ротас" - название компании Сатора. Кроме того, инверторы, отправляющие предметы и людей в прошлое, имеют форму именно гигантских колес, лежащих плашмя. Внутри них объекты "крутятся", чтобы получить обратное временное направление. Так что Сатор действительно управляет колесами.
Но при чем тут Арепо?
Напрямую в фильме об этом не говорится, но даются весьма прозрачные намеки. ЦРУшник блефует, рассказывая, будто встречался и разговаривал с Арепо. Сатор насмешливо осаживает его, возражая, что Арепо "не ходит и не говорит". Не значит ли это, что с ним в принципе невозможно встретиться и поговорить, так как он либо в другом времени, либо является обозначением некой структуры, занимающейся делами с инверсией? Косвенным подтверждением этого предположения служит история о двух одинаковых картинах. Следуя логике сюжета, это не что иное как одна и та же картина, инвертированная в некий момент в будущем. И Арепо явно имеет к этому прямое отношение.
Сегодня широко обсуждается еще одна теория - о том, что Нил, которого сыграл Роберт Паттинсон, является сыном Кэти из будущего. Хотя хронологически это вроде как не совсем подтверждается (слишком молодо выглядит для такого жизненного пути), но у меня в ходе просмотра фильма возникло такое же ощущение. Намеки на родство в фильме тоже есть - например, цвет волос у героя и юного Макса один и тот же... Но к античному квадрату эта головоломка уже не имеет отношения.
Спасибо за внимание! Мне приятно, что вы читаете мои статьи!
Фильм "Довод": идея Стругацких в фантастической бондиане
Ваканда навеки закончена - или есть варианты?
“Вратарь галактики” - что за фильм и зачем там снялся Куценко?